Аккумуляторы для бесперебойника 12 вольт как заряжать

Как я заряжал аккумуляторы UPS

Вы пользуетесь источником бесперебойного питания, и вам уже приходилось менять там аккумулятор?

И мне приносят бесперебойники с севшими батареями.

Если вы еще не выкинули старый аккумулятор, можно попробовать его восстановить!

У меня получилось реанимировать несколько батарей, и я хочу поделиться с вами процедурой их восстановления.

В моем ИБП работает аккумулятор, который был разряжен до напряжения меньше 1 В и простоял в таком состоянии много месяцев!

Зарядное устройство для аккумуляторов

Отметим, что существуют всякие хитрые алгоритмы зарядки и восстановления аккумуляторов.

При этом используется заряд пульсирующим током, периодические циклы заряд-разряд по определенной схеме и тому подобное. Наше устройство простое как апельсин, не использует изощренные алгоритмы, поэтому оно не такое эффективное.

Но и при использовании его получены определённые результаты.

Наше зарядное устройство — это просто регулируемый источник постоянного напряжения. Оно позволяет заряжать кислотные аккумуляторы для ИБП напряжением 12 Вт емкостью 5, 7, 9, 12 ампер-часов.

Можно заряжать сразу два последовательно включенных аккумулятора (при определённых условиях).

При восстановлении аккумулятора надо периодически контролировать зарядный ток и напряжение на клеммах батареи. Поэтому необходимо иметь тестер (ампервольтомметр). Как работать с цифровым тестером, рассказано в соответствующей статье. И еще здесь.

Предварительная подготовка к восстановлению аккумулятора

Первым делом надо залить в аккумулятор небольшое количество дистиллированной воды. Аккумулятор на 12 вольт имеет 6 последовательно соединенных банок, каждая из которых выдает напряжение около 2 В. В каждую банку надо залить по 3 миллилитра дистиллированной воды.

При этом удобно пользоваться медицинским шприцом объемом 10-20 «кубиков» с делениями. Чтобы получить доступ к банкам, надо открыть или общую крышку со стороны клемм или круглые крышечки против каждой банки. Удобно использовать отвертку с тонким узким лезвием.

Необходимо вставить лезвие отвертки в соответствующие углубления и поддеть крышечку. После окончания восстановление ее можно приклеить быстросохнущим клеем «цианопан» или аналогичным.

После того, как крышки сняты, надо снять и резиновые пробки, которыми закрыты отверстия банок.

В процессе зарядки банки следует держать открытыми!

Перед тем, как заливать воду, надо внимательно посмотреть вглубь банок. В некоторых аккумуляторах выход банки закрыт прозрачной пленкой. Если она там есть, надо аккуратно проколоть ее тонким шилом.

Делать это следует осторожно, чтобы не повредить пластины аккумулятора.

При заливке воды не следует вводить иглу шприца слишком глубоко, иначе ее выходное отверстие забьется намазкой с пластин. После того, как и вода залита, следует обождать пару часов, чтобы она распределилась в пространстве банок.

Процесс восстановления аккумулятора

Перед восстановлением аккумулятора следует включить зарядное устройство, не подключая его к клеммам батареи, и выставить с помощью подстроечного резистора напряжение + 14 В. Затем необходимо подключить батарею к зарядному устройству и вновь проконтролировать напряжение на ее клеммах. Оно может измениться как в меньшую, так и в большую сторону.

Отметим, что напряжение на клеммах батареи в процессе заряда не должно превышать + 15 вольт.

Заряжать аккумулятор лучше всего при напряжении 14-14,5 В.

Заряд с превышением напряжения отрицательно скажется на сроке службы и, возможно, на емкости батареи.

Заряд меньшим напряжением менее эффективен, так как аккумулятор будет заряжаться дольше.

Производитель рекомендует заряжать аккумуляторы в щадящем режиме — током в 0,1 от емкости аккумулятора.

То есть для аккумулятора 7 А*h зарядный ток должен составлять величину 0,7 А , для аккумулятора 12 A*h — 1,2 А и так далее.

Но можно заряжать и бОльшим током. В спецификации на аккумуляторы обычно указывается максимальный ток заряда. Так, на батарею GP 1272 емкостью 7,2 A*h указан максимальный ток заряда 2,16 А. Эту особенность используют умные (SMART) ИБП, которые могут заряжать аккумулятор в форсированном режиме.

Однако злоупотреблять большими токами заряда не следует во избежание уменьшения срока службы аккумулятора. В любом случае, в конце заряда ток должен быть уменьшен.

В процессе заряда зарядный ток уменьшается, а напряжение на аккумуляторе растет. Следует периодически контролировать ток заряда и напряжение на аккумуляторе. Если аккумулятор зарядился до напряжения выше 12,5 В, процесс зарядки с некоторыми оговорками можно считать завершенным.

Поведение аккумуляторов при заряде

Мы описали идеальный процесс в случае, когда аккумулятор более-менее исправен. Однако, чаще всего, так не бывает. У аккумулятора в процессе эксплуатации возрастает внутреннее сопротивление и уменьшается емкость.

Аккумулятор с аномально возросшим внутренним сопротивлением не сможет работать в ИБП, хотя и может заряжаться до необходимого напряжения.

Возрастание сопротивление обусловлено, скорее всего, деградация поверхности пластин и изменением их химического состава, поэтому процесс восстановления аккумулятора — это, в известном смысле, лотерея. С другой стороны, и «безнадежный» аккумулятор имеет шансы на восстановление.

В моей практике были случаи, когда севшие до 0,5 — 1 В аккумуляторы, простоявшие много месяцев, удавалось зарядить до рабочего состояния. Этому, по всей вероятности, способствовала дистиллированная вода, изменившая химическую среду внутри аккумулятора.

В случаях сильно разряженного аккумулятора начальный ток заряда может составлять величину несколько миллиампер. По динамике роста зарядного тока можно сделать предварительный прогноз и перспективы восстановления аккумулятора.

Если он в течение нескольких часов вырос до 0,5 – 0,7 А — перспективы хорошие. Если ток вырос до нескольких единиц или десятков мА, и дальше не растет – шансов на восстановление немного. Однако и в этом случае стоит побороться.

После нескольких часов заряда нужен разряд. Хорошо использовать для этого автомобильную лампу мощностью 40-80 Вт.

После нескольких минут разряда следует поставить аккумулятор на зарядку и проконтролировать ток заряда. Если он возрос от первоначального назначения и продолжает расти — это хороший признак. Можно сделать два-три цикла заряд-разряд, контролируя ток заряда и напряжение на аккумуляторе. Длительность заряда может иметь величину 1-2-4 часа, разряд 5 — 10 минут.

Если аккумулятор берет заряд и заряжается, следует нагрузить его автомобильной лампой и посмотреть на ее свечение. По яркости и длительность лампы можно сделать предварительный вывод о состоянии аккумулятора.

Если при подключении лампы напряжение на его клеммах заметно проседает (и лампа светится не в полный накал) — это говорит о повышенном внутреннем сопротивлении аккумулятора.

В этом случае, использовать его в ИБП невозможно.

Я пытался уменьшить внутреннее сопротивление аккумуляторов, доливая дополнительное количество (2- 3 мл в каждую банку) дистиллированной воды. Но ни в одном случае попытка не увенчалась успехом. Правда, я не контролировал величину этого сопротивления. Но вывод сделал такой — если аккумулятор не может нормально работать в ИБП, доливка дополнительного объема дистиллированной воды положения не спасает.

Могут иметь место случаи, когда повышенное внутреннее сопротивление в одной банке. Был случай, когда после нескольких минут разряда лампой внешняя поверхность аккумулятора нагревалась локально в определённом месте. В банке, где была внешняя клемма аккумулятора.

Доливка воды именно в эту банку положения также не спасла.

Резюме по процедуре восстановления аккумуляторов

Итак, мы хотим восстановить аккумулятор. Доливаем в каждую банку по два-три миллилитра дистиллированной воды, ждем час-два и ставим на зарядку. Периодически контролируем ток заряда и напряжение на аккумуляторе.

Сначала заряжаем током не более 0,1 от емкости аккумулятора. Следим, чтобы зарядный ток не превышал максимальных величин для данного аккумулятора, а напряжение на клеммах было не больше 15 В.

После нескольких часов заряда разряжаем автомобильной лампой несколько минут и смотрим на ее свечение (или его отсутствие).

Если после двух-трех циклов «заряд-разряд» состояние аккумулятора заметно не улучшилось, сдаем аккумулятор в утиль.

Напоследок отметим, что хранить аккумуляторы нужно в заряженном состоянии в холодном месте. Больше об аккумуляторах вы можете почитать в этой статье.

Вы, уважаемые читатели можете справедливо рассудить, что смысла возиться с севшими аккумуляторами нет, так как результат непредсказуем. С другой стороны, когда безнадежно больную железку удается привести в рабочее состояние, возникает, как говорил один знаменитый деятель, «чувство глубокого удовлетворения».

Почитав ее, поймете, что ремонт бесперебойников — не такое сложное дело, как вам могло показаться!

Источник

Зарядка аккумулятора ИБП. Как делать правильно

Из всех компонентов, входящих в состав прибора, батарея является самым дорогостоящим элементом. Правильная эксплуатация гарантирует долгую службу всего аппарата. Необходимо учитывать все требования к зарядке и дальнейшей эксплуатации, чтобы продлить жизнь аккумулятора.

Аккумуляторы, подходящие для использования в ИБП

Правила заряда батарей зависят от их типа. В современном мире источники питания базируются на свинцово-кислотном типе батарей. Значит, заряжая бесперебойник, необходимо руководствоваться правилами эксплуатации таких аккумуляторов. По принципу действия, такие батареи очень схожи с автомобильными аккумуляторами. Но разница все же существует. В то время, как аккумуляторы на машине постоянно освежаются воздушными массами, батареи бесперебойников находятся в неподвижном состоянии в атмосфере помещения.

Перед началом подзарядки бесперебойника, необходимо ознакомиться со строением и особенностями батарей, их «начинкой». Электролитом во внутреннем пространстве аккумулятора является гель. Именно поэтому он не способен разлиться, расплескаться. Вследствие чего, некоторые типы ИБП можно устанавливать в вертикальной или горизонтальной плоскостях (например, удобно поставить под клавиатуру, монитор компьютера). Корпус батареи хорошо загерметизирован, поэтому особого ухода ИБП не требует. Исключением является необходимость периодической зарядки устройства.

Кроме того, из аккумулятора не выделяется водород, другие опасные газы, взрывоопасные вещества, так как внутри корпуса идет постоянная рециркуляция.

Первая зарядка прибора. Особенности и правила

После того, как ИБП приобретен, обязательно следует ознакомиться с правилами первой зарядки устройства. Следует учитывать, что после того, как аппарат был произведен, заряжен на предприятии, он еще некоторое время хранился на складе, в магазине. За это время устройство частично разрядилось. По этой причине, новый ИБП вы получите в частично разряженном состоянии. Как следствие – батареи не смогут обеспечить нормального электрического питания аппаратам и приборам, для обслуживания которых был приобретен ИБП. Значит сиюминутная эксплуатация бесперебойника не даст ожидаемых результатов. Следует учитывать еще тот факт, что прибор заранее запрограммирован на заводе на прохождение самотестирования перед включением его в общую сеть.

Правила зарядки бесперебойника, предназначенного для обслуживания компьютера, остальных устройств и оборудования после приобретения:

  1. Следует включить ИБП в общую сеть. Другие приборы при этом подсоединять не следует. Время первой зарядки продолжится значительно дольше, чем время последующих.
  2. Затем, необходимо оставить прибор, примерно, в течение суток подключенным. Включать устройство не обязательно. В любом случае заряд будет пополняться. В зимнее время, перед установкой на зарядку следует выдержать аппарат в теплом помещении некоторое время.
  3. После того, как первый сеанс подзарядки завершится, следует поставить прибор под нагрузку, чтобы прошла первая разрядка батареи. Лучше всего, чтобы это была нагрузка с потреблением электричества постоянного значения мощности.
  4. После пробной разрядки ИБП необходимо повторно полностью провести процедуру зарядки-разрядки аккумулятора. Опять зарядить аккумулятор. Только после этого прибор будет полностью откалиброван. В дальнейшем аппаратура будет защищать домашнюю или офисную технику от непредвиденных ситуаций.

Правила, по которым следует заряжать аккумуляторы свинцово-кислотного типа

Чтобы полностью овладеть навыками зарядки бесперебойников, необходимо узнать 2 правила зарядки аккумуляторов свинцово-кислотного типа:

  1. Электрический ток при начальной зарядке, выраженный в Амперах, должен не превышать 3% – 30% от емкости батареи в Ампер-часах.
  2. Чтобы добиться долгого срока службы батареи без нареканий и поломок, следует устанавливать ток немного меньшего значения, чем рекомендуемый.

Частота зарядки аккумуляторной батареи

Какова же периодичность повторения процесса? Чем при этом стоит пользоваться, чтобы обеспечить долгую и эффективную эксплуатацию?

Достичь самого длительного срока эксплуатации ИБП можно только тогда, когда зарядку осуществлять непрерывно от одного и того же зарядного устройства. При этом следует задавать одно и то же значение напряжения. Это может быть или постоянное напряжение, или меняющееся.

Следует учесть, что сроки обычного «неработающего» хранения, как правило, оказываются значительно меньше, чем продолжительность нормальной эксплуатации устройства с периодической подзарядкой.

Вследствие этого, нет смысла бояться износа аккумуляторной батареи, по причине частой подзарядки. Все оказывается наоборот – возможность старения аппарата, его износа значительно уменьшается, если эксплуатацию бесперебойника не приостанавливать. Это происходит за счет того, что батареи постоянно подзаряжаются.

Если приобретать устройства в известных фирмах, специалисты дадут объяснение в вопросах зарядки ИБП. Расскажут об условиях применения устройств. Отметят разные специфические особенности электрооборудования. Чтобы оградить себя от лишних ремонтных затрат, обезопасить технику и работников, следует соблюдать все рекомендации профессионалов.

Источник

Читайте также:  Ремонт минусовой клеммы аккумулятора
Оцените статью