Аккумулятор змт 6 характеристики
АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ И УХОД ЗА НИМИ.
Аккумуляторные батареи ЗМТ-б и ЗМТР-10 предназначены для питания электрической цепи мотоциклов. Они состоят из трех аккумуляторов, соединенных между собой последовательно. В каждый аккумулятор батареи вставлен блок, состоящий из положительных и отрицательных пластин. Аккумуляторы батарей закрыты крышками, имеющими отверстия; куда на резьбе ввинчиваются вентиляционные пробки. Батареи смонтированы в прочных корпусах. Нормальная эксплуатация батарей возможна в интервале температур от + 50’С до — 25’С. Габаритные размеры батарей приведены на рисунке б0. Вес батарей с электролитом составляет: ЗМТ-б — не более 2,2 кг и ЗМТР-10 — не более 2,9 кг.
Батареи выпускаются в сухом (без электролита) заряженном состоянии, чем обеспечивается возможность быстрого приведения ее в рабочее состояние (за 7 часов) и длительная сохранность в сухом виде до приведения в рабочее состояние (до 3 лет).
ХРАНЕНИЕ БАТАРЕИ ДО НАЧАЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ. Хранить батареи рекомендуется в сухом помещении при температуре от +5’С до +35’С с плотно завернутыми вентиляционными пробками, у которых центральный вентиляционный канал в нижней части перекрыт эбонитовой перепонкой.
Перед эксплуатацией батарей вентиляционные каналы необходимо открыть, проколов пленку, перекрывающую отверстие.
Аккумуляторы батареи заливаются водным раствором (электролитом) аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667 — 73) удельного веса 1,280. Температура заливаемого электролита должна быть в пределах 20’С+-5’С. Для ЗМТ-6 требуется 0,3 л и для батареи ЗМТР-10 — около 0,4 л электролита.
ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОЛИТА И ЗАРЯДКА БАТАРЕИ. Электролит необходимо готовить в кислотостойких стеклянных, эбонитовых, фарфоровых и керамических сосудах. Серную кислоту вливают в дистиллированную воду при постоянном перемешивании. Обратный порядок вливания не допускается во избежание разбрызгивания кислоты, а также ожогов.
При отсутствии дистиллированной воды можно употреблять воду, полученную из чистого снега, или дождевую, но только не с железных крыш или из железных сосудов.
Для приготовления электролита уд. весом 1,28 на 1 л воды требуется 0,323 л или 0,6 кг серной аккумуляторной кислоты (уд. веса 1,83). Уровень электролита во всех аккумуляторах должен быть на 8 — 10 мл выше пластин. По истечении 2 часов после заправки электролитом батарея ставится на зарядку. В зарядную цепь последовательно включается амперметр и реостат для регулирования величины тока.
Первый заряд батареи ЗМТ-6 проводится током 1,0 а, для батареи ЗМТР-10 — 1,6 а в течение 5 часов.
Постоянство плотности электролита и напряжения аккумуляторов в течение 1-2 часов свидетельствует о конце зарядки и готовности батареи к эксплуатации.
После подзаряда батареи должны отдавать на первом цикле (разряде) не менее 90% емкости, указанной в таблице 12.
При необходимости батарея может быть поставлена на мотоцикл без подзарядки после двухчасовой пропитки пластин электролитом. В этом случае батарея способна отдавать не менее 80% гарантированной емкости.
Если имеется возможность и позволяет время, рекомендуется до установки батареи на мотоцикл произвести контрольно-тренировочный цикл, то есть после первой зарядки дать ей разряд током- 10-часового режима до напряжения 1,7 в на аккумуляторе (табл. 12) и снова зарядить режимом, указанным в таблице 13.
Продолжительность второго и всех последующих зарядов примерно 24 часа. При зарядке температура электролита не должна быть выше +45’С, в противном случае следует делать перерыв для охлаждения электролита до 30′ — 35’С и лишь затем продолжить зарядку.
В конце зарядки удельный вес электролита должен быть 1,280 (отнесенный к 30’С). Если он будет отличаться от указанных значений, то, не прерывая заряда, его нужно откорректировать, для чего из аккумуляторов отсосать резиновой грушей часть электролита и долить в них воду или раствор аккумуляторной кислоты удельного веса 1,400 в зависимости от того, что необходимо — понизить или повысить удельный вес электролита.
После каждой доливки необходимо перемешивать электролит в аккумуляторах путем продолжения зарядки током второй ступени в течение 30 — 40 минут, а затем снова проверить удельный вес электролита и, если он не будет равен 1,280, снова повторить операции по корректировке удельного веса электролита.
Удельный вес (плотность) электролита измеряется приборам, состоящим из денсиметра, помещенного в стеклянный баллончик, который имеет на одном конце трубочку, а на другом — резиновую грушу для набора электролита (рис. б1).
ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАТАРЕИ. После каждой зарядки поверхность батареи обтирается ветошью, смоченной 10% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта, а затем чистой влажной ветошью; при этом вентиляционные пробки плотно ввертываются в заливочные отверстия; и батарея закрывается крышкой. Емкость батареи при отрицательных температурах резко снижается. Температура замерзания в зависимости от степени заряженности показана в таблице 14.
При движении мотоцикла батарея подзаряжается от генератора. Напряжение генератора поддерживается на постоянном уровне с помощью реле-регулятора. Величина подзаряда при нормальной работе генератора зависит от степени разряженности батареи и не должна превышать 10 а в начале заряда, затем по мере подзаряда батареи и возрастания напряжения на зажимах батареи ток постепенно уменьшается на ЗМТ-6 — до 0,5 а и на ЗМТР-10 — до 1,25 а. При достижении напряжения на зажимах батареи до 7,5 в подзарядка прекращается.
Во время эксплуатации батареи на мотоцикле необходимо соблюдать следующие требования:
а) независимо от степени заряженности рекомендуется через каждые 30 — 35 суток заряжать батарею, согласно таблице 13;
б) один раз в три месяца необходимо проводить контрольно-тренировочный цикл, то есть делать подзаряд током второй ступени, разряд током 10-часового режима (табл. 12) и заряд, согласно таблице 13;
в) через каждые 10 — 15 суток проверять степень заряженности батареи по удельному весу электролита и своевременно производить подзарядку, не допуская нахождения разряженной батареи более суток. Не рекомендуется допускать глубокие разрядки, так как это может привести к замерзанию электролита зимой, а летом — к сульфатации пластин;
г) поддерживать нормальный уровень электролита доливкой в аккумуляторы воды. Доводить уровень или удельный вес электролита кислотой в процессе эксплуатации допускается только в тех случаях, когда точно известно, что понижение его произошло за счет выливания электролита из аккумуляторов;
д) содержать батареи в чистоте, для чего регулярно протирать поверхность батареи ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. После этого поверхность мастики протирается сухой ветошью. Регулярно прочищать вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов;
е) с выводных зажимов батареи и с подсоединенных к ним наконечников проводов удалять окислы и смазывать их техническим вазелином. При затяжке или отвертывании гайки необходимо пользоваться двумя ключами для предотвращения поломки зажимов;
ж) разряженные батареи должны быть установлены на зарядку не позднее, чем через сутки после разряда.
ХРАНЕНИЕ БАТАРЕИ. Батареи, бывшие в употреблении, при перерывах в эксплуатации можно хранить с электролитом в заряженном состоянии и без электролита в разряженном состоянии.
Лучшим способом хранения батарей является способ хранения с электролитом. Хранение батарей в разряженном состоянии без электролита допускается только в тех случаях, когда нет возможности хранить их с электролитом. Хранение батарей в бездействующем состоянии указанными способами не должно превышать шести месяцев.
Перед установкой батарей на хранение с электролитом в заряженном состоянии необходимо провести следующую подготовку:
а) полностью зарядить батареи и довести удельный вес электролита по вышеописанному способу;
б) поставить вентиляционные пробки во все аккумуляторы батарей, поверхность батарей обмыть водой и протереть их салфеткой;
в) болты и гайки очистить и смазать техническим вазелином.
Батареи с электролитом необходимо хранить в помещении при температуре окружающего воздуха не ниже — 25’С и не выше +35’С (чем ниже температура в указанных пределах, тем лучше сохранность батарей).
Во время хранения нужно ежемесячно проверять удельный вес электролита. В тех случаях, когда он снизился до 1,230 (температура хранения от 0’С до — 25’С) или до 1,120 (температура хранения от 0’С до +35’С), батареи необходимо зарядить.
Перед установкой батарей на мотоцикл после хранения, независимо от величины удельного веса электролита, дается нормальный заряд (согласно табл. 13).
Консервация (подготовка к хранению) аккумуляторных батарей без электролита производится следующим образом:
а) дается подзаряд или полный заряд (в — зависимости от степени разряженности батарей);
б) производится разряд током 10-часового режима до напряжения 1,70 в на каждом аккумуляторе;
в) из батарей удаляется электролит путем переворачивания их на два часа с вынутыми пробками (без промывки водой);
г) батареи плотно закрываются пробками (желательно отверстия в пробках на время хранения заклеивать битумной мастикой).
Поверхность батареи промывается водой и тщательно протирается ветошью, после чего батареи ставятся на хранение.
Хранение законсервированных батарей более 6 месяцев не допускается, так как при этом происходит частичный переход сульфата свинца в трудно поддающуюся заряду неактивную форму и частичное окисление металлического свинца отрицательных пластин. При этом емкость батарей может плохо восстанавливаться при заряде.
ПРИВЕДЕНИЕ БАТАРЕИ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ ПОСЛЕ ХРАНЕНИЯ БЕЗ ЭЛЕКТРОЛИТА. Для приведения батарей в рабочее состояние в нее заливают электролит с удельным весом 1,05 — 1,06 (при 30’С), а затем заряжают током 0,5 а до появления признаков конца зарядки, после чего разряжают током 0,6 а в течение 10 часов, пока напряжение на одном элементе не достигнет 1,7 в. Дальше поступают, как при зарядке новой батареи. Плотность электролита в конце зарядки доводится до нормальной (1,280).
НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
1. Разряд аккумуляторной батареи при работающем двигателе (горит красная контрольная лампа).
Причиной разряда может быть смена полюсов при подключении аккумуляторной батареи или переполюсовки батареи при заряде.
2. Быстрый саморазряд батареи.
Причиной саморазряда является замыкание пластин, загрязнение поверхности заливочной мастики, недостаточное количество электролита в банках аккумулятора вследствие выкипания или повре’кдения эбонитового корпуса батареи и сульфатации пластин.
3. Вспучивание заливочной мастики или появление трещин на корпусе.
Причиной этих дефектов может быть несвоевременный прокол отверстий в вентиляционных пробках или хранение разряженных батарей при минусовой температуре.
При выявлении дефекта батарею снять, промыть и протереть. Очистить клеммы от окислов и смазать их техническим вазелином. Вывернуть пробки и сделать в них отверстия, если они еще не сделаны.
Трещины и повреждения поверхности заливочной мастики устраняют заливкой расплавленной мастики на, поврежденные участки.
При сульфатации пластин необходимо: вылить электролит из аккумуляторов, залить дистиллированную воду и сделать несколько циклов заряд — разряд током 0,5 а, после чего разрядить аккумулятор и вылить дистиллированную воду.
Залить электролит и зарядить, как указано в разделе «Подготовка электролита и зарядка батарей».
Появившуюся трещину на эбонитовом корпусе можно устранить заливкой эпоксидной смолой или запаять при помощи обыкновенного паяльника и обломка грампластинки. Для этого необходимо трещину несколько углубить, расширить и затем обезжирить, разогревая паяльником пластинку и трещину; место повреждения заровнять.
При выходе из строя аккумуляторной батареи, естественно, возникает необходимость в установке новой батареи. Владельцам мотоциклов, на которых были установлены аккумуляторы 3МТ-6, не следует отказываться от приобретения аккумулятора ЗМТР-10 — его можно установить в старый инструментальный ящик мотоцикла.
Для этого необходимо в ящике перегнуть наконечники крепления предохранителя на противоположную сторону перегородки и отогнуть ограничительный выступ на подставке под аккумулятор.
Источник
2.2. Типы, общие характеристики условные обозначения аккумуляторных батарей
Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи подразделяются на танковые, автомобильные и мотоциклетные.
В табл. 1 приведены общие характеристики основных типов танковых, автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей.
Таблица 1. Общие характеристики танковых, автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей
Тип и исполнение батарей | Номиналь- ное напряжение, В | Номиналь- ная емкость, А·ч режим 10 / 20 ч | Габаритные размеры, мм | Масса, кг без/с электролитом | Кол-во электролита, л в АБ / в аккумуляторе |
Танковые батареи | |||||
6СТЭН-140М* | 12 | 140 / 126 | 587 х 238 х 239 | 52.5 / 62.0 | 8.0 / 1.33 |
6СТ-140Р | 12 | 140 / 126 | 587 х 238 х 239 | 51.0 / 62.0 | 8.0 / 1.33 |
12СТ-70М* | 24 | — / 70 | 587 х 238 х 239 | 58.0 / 67.5 | 9.0 / 0.75 |
12СТ-70** | 24 | — / 70 | 587 х 238 х 239 | 58.0 / 67.5 | 9.0 / 0.75 |
12СТ-85Р | 24 | 85 / 80 | 585 х 239 х 240 | 62.0 / 72.0 | 10.0 / 0.83 |
Автомобильные батареи | |||||
3СТ-150ЭМС (ЭРС, ЭМ, ЭР)*** | 6 | 150 / 135 | 326 х 176 х 238 | 22.0 / 28.2 | 4.8 / 1.60 |
3СТ-150ТМС (ТРС, ТМ, ТР) | 6 | 150 / 135 | 326 х 176 х 238 | 21.0 / 27.2 | 4.8 / 1.60 |
3СТ-215ЭМ (ЭР) | 6 | 215 / 195 | 428 х 195 х 242 | 34.0 / 42.8 | 7.0 / 2.33 |
6СТ-45ЭМ (ЭР) | 12 | 45 / 42 | 240 х 179 х 224 | 16.0 / 19.8 | 3.0 / 0.50 |
6СТ-50ЭМС (ЭРС, ЭМ, ЭР) | 6 | 50 / 45 | 260 х 175 х 235 | 17.0 / 21.5 | 3.5 / 0.58 |
6СТ-55ЭМ (ЭР) | 12 | 55 / 50 | 262 х 174 х 226 | 17.5 / 22.4 | 3.8 / 0.63 |
6СТ-60ЭМ (ЭР) | 12 | 60 / 54 | 283 х 182 х 237 | 19.5 / 22.4 | 3.8 / 0.63 |
6СТ-75ЭМС (ЭРС, ЭМ, ЭР) | 12 | 75 / 68 | 358 х 177 х 239 | 24.0 / 30.4 | 5.0 / 0.83 |
6СТ-75ТМС (ТРС, ТМ, ТР) | 12 | 75 / 68 | 358 х 177 х 236 | 22.0 / 28.4 | 5.0 / 0.83 |
6СТ-82ЭМС (ЭРС, ЭМ, ЭР) | 12 | 82 / 75 | 391 х 186 х 240 | 27.5 / 33.8 | 5.4 / 0.90 |
6СТ-90ЭМС (ЭРС, ЭМ, ЭР) | 12 | 90 / 81 | 421 х 186 х 238 | 28.0 / 35.6 | 6.0 / 1.00 |
6СТ-105ЭМС (ЭРС, ЭМ, ЭР) | 12 | 105 / 95 | 476 х 187 х 238 | 31.0 / 39.8 | 7.0 / 1.17 |
6СТ-132ЭМС (ЭРС, ЭМ, ЭР) | 12 | 132 / 120 | 514 х 211 х 243 | 41.0 / 51.2 | 8.0 / 1.33 |
6СТ-182ЭМС (ЭРС, ЭМ, ЭР) | 12 | 182 / 165 | 522 х 282 х 243 | 55.0 / 70.2 | 11.5 / 1.92 |
6СТ-190ТР (ТМ) | 12 | 190 / 170 | 587 х 238 х 238 | 57.2 / 71.7 | 12.0 / 2.00 |
6СТ-190ТРН (ТМН) | 12 | 190 / 170 | 587 х 238 х 238 | 58.2 / 72.7 | 12.0 / 2.00 |
Мотоциклетные батареи | |||||
6СТЭН-140М | 6 | — / 12 | 144 х 100 х 192 | — / 4.0 | 0.315 / 0.105 |
3МТ-8 | 6 | 8 / — | 81 х 78 х 143 | 1.4 / 1.8 | 0.4 / 0.13 |
6МТС-9 | 12 | 9 / — | 140 х 78 х 142 | 3.2 / 4.0 | 0.7 / 0.12 |
6МТС-22 | 12 | 22 / — | 194 х 130 х 166 | 7.0 / 9.0 | 1.9 / 0.32 |
* — сепаратор из мипора.
** — сепаратор из мипласта.
*** — в скобках указаны варианты исполнения батарей с различными материалами сепараторов.
Таблица 2. Основные заводы-изготовители аккумуляторных батарей
Предприятие | Типы изготавливаемых танковых и автомобильных батарей |
Подольский аккумуляторный завод | 3СТ-65ЭМ, 3СТ-150ЭМС, 3СТ-150ТМС, 3СТ-215ЭР, 6СТ-45ЭМ, 6СТ-50ЭМС, 6СТ-75ТМС, 6СТ-55ЭМ, 6СТ-190ТР |
Курский завод «Аккумулятор» | 6СТ-60ЭМ, 6СТ-75ЭМС, 6СТ-82ЭМС, 6СТ-90ЭМС, 6СТ-182ЭМС, 6СТ-190ТР |
Тюменский аккумуляторный завод | 6СТ-132ЭМС, 6СТ-55ЭР, 6СТ-90ЭМС |
Саратовский завод свинцовых аккумуляторов | 6СТ-128МС, 6СТ-55ЭМ, 6СТЭН-140М |
Электротехнический завод, г. Комсомольск-на-Амуре | 6СТ-75ЭМС, 6СТ-132ЭМС, 6СТЭН-140М |
Производственное объединение «Источник», г. Санкт-Петербург | 3СТ-215ЭМ, 6СТ-132ЭМС, 6СТ-190ТР, 6СТ-140Р, 6СТ-105ЭМС, 6СТЭН-140М, 12СТ-70М, 12СТ-85 |
Завод «Востсибэлемент», г. Свирск | 6СТ-75ЭМС, 6СТ-132ЭМС, 6СТ-60ЭМ, 6СТ-128 |
Талды-Курганский аккумуляторный завод | 6ТСТ-50ЭМС, 6СТ-132ЭМС, 6СТ-75ЭМС |
Товарный знак завода-изготовителя наносится на межэлементном соединении, на экспортных батареях не наносится.
Танковые и автомобильные аккумуляторные батареи имеют маркировку, нанесенную на перемычках.
На каждой танковой и автомобильной батарее нанесены следующие обозначения:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- тип и исполнение батареи;
- дата изготовления (год и месяц);
- соответствующий ГОСТ или ТУ;
- знаки полярности: «+» (плюс) и «—» (минус).
Маркировка танковых аккумуляторных батарей приведена на рис 3.
3. Маркировка 24-вольтовых танковых аккумуляторных батарей |
На вновь разработанные автомобильные батареи кроме указанной маркировки наносятся номинальная емкость (в ампер-часах), номинальное напряжение (в вольтах) и разрядный ток (в амперах), если он больше ЗС20 (С20— емкость батареи в 20-часовом режиме разряда) при температуре электролита -18 °С.
Тип батарей определяется:
- количеством последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (3, 6 или 12), характеризующим ее номинальное напряжение (6, 12 или 24 В соответственно);
- назначением (СТ — стартерная);
- номинальной емкостью при 20-часовом режиме разряда (в А·ч).
Буквы в конце обозначения типа батареи характеризуют:
- материал моноблока (Э — эбонит, Т — термопласт);
- материал сепараторов (Р — мипор, М — мипласт, С — стекловолокно);
- серию (Н — новая).
Обозначение материала сепараторов для танковых аккумуляторных батарей, выпущенных до 1977 г., не стандартизовано. Эти обозначения приведены в сносках к табл. 1.
Вид товарных знаков основных заводов — изготовителей аккумуляторных батарей приведен в табл. 2.
У танковых аккумуляторных батарей и автомобильной батареи типа 6СТ-190 знаки полярности дополнительно наносятся на защитном кожухе.
На каждой мотоциклетной батарее нанесены следующие обозначения:
- товарный знак предприятия-изготовителя, тип батареи;
- знаки полярности («+» и «—»);
- дата изготовления (год, месяц);
- обозначение соответствующего ГОСТа или ТУ.
Тип мотоциклетной батареи определяется:
- количеством последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (3 или 6), характеризующим ее номинальное напряжение (б или 12 В);
- назначением (стартерная — для пуска двигателя посредством стартера и питания других потребителей электрической энергии — МТС, нестартерная — для питания потребителей электрической энергии — МТ);
- номинальной емкостью (в ампер-часах), определяемой при 20-часовом режиме разряда.
Кроме того, на общей крышке наносятся товарный знак предприятия-изготовителя, знаки полярности («+’ и «—»), дата изготовления (год, месяц) и обозначение стандарта.
Примеры условного обозначения
- Танковая аккумуляторная батарея с шестью последовательно соединенными аккумуляторами номинальной емкостью 140 А·ч с сепараторами из мипора обозначается 6СТ-140Р.
- Танковая аккумуляторная батарея с двенадцатью последовательно соединенными аккумуляторами номинальной емкостью 85 А·ч с сепараторами из мипора обозначается 12СТ-85Р.
- Автомобильная аккумуляторная батарея с шестью последовательно соединенными аккумуляторами номинальной емкостью 75 А·ч в моноблоке из эбонита с сепараторами из мипласта обозначается 6СТ-75ЭМ.
- Батарея такой же емкости, но собранная с сепараторами из мипласта и стекловолокна в моноблоке из термопласта (полиэтилена наполненного), обозначается 6СТ-75ТМС.
- Мотоциклетная батарея из трех последовательно соединенных аккумуляторов на номинальную емкость 8 А·ч обозначается ЗМТ-8, а батарея из шести последовательно соединенных аккумуляторов на номинальную емкость 22 А·ч обозначается 6МТС-22.
Источник