Аккумулятор уровень по рискам

Содержание
  1. Какой должен быть уровень электролита в АКБ на 50, 60, 75, 190 А*Ч, как проверить и залить
  2. Что такое электролит
  3. Для чего нужна электролитическая жидкость в аккумуляторе
  4. Сколько электролита должно быть в аккумуляторе
  5. Зависимость объема водяного раствора серной кислоты от емкости аккумулятора
  6. Как осуществить проверку уровня
  7. Опасность высокого и низкого уровня
  8. Что можно наливать в АКБ – воду или электролит?
  9. Что делать, если низкий или высокий уровень электролитического раствора
  10. Проверка плотности
  11. Процедура доливки дистиллированной воды
  12. Добавление или замена электролитического раствора
  13. Правила заливки
  14. Важность значений плотности
  15. Сухозаряженные аккумуляторные батареи
  16. Свинцово-кислотные аккумуляторы для погрузчиков
  17. Правила эксплуатации тяговых АКБ
  18. Как «убить» тяговый аккумулятор?
  19. Общие правила эксплуатации
  20. Как правильно заряжать АКБ
  21. Комплектация комнаты для аккумуляторов
  22. Очистка аккумулятора
  23. Доливка
  24. Хранение
  25. Журнал состояния тяговой АКБ
  26. Меры предосторожности при работе с АКБ
  27. Что делать с вышедшим из строя аккумулятором

Какой должен быть уровень электролита в АКБ на 50, 60, 75, 190 А*Ч, как проверить и залить

Каждый гражданин знает о принципе работы аккумулятора, установленного в его машине. Составной частью АКБ является электролит – раствор серной кислоты в дистиллированной воде, который обеспечивает протекание нужных электрохимических реакций для должного функционирования аккумуляторной батареи. Владельцу машины необходимо тщательно следить за уровнем раствора и его плотностью, чтобы избежать поломки АКБ и возможных проблем, связанных с ее эксплуатацией.

Что такое электролит

Под аккумуляторным электролитом понимается раствор, который служит своеобразным проводником между свинцовыми пластинами и который состоит:

  • 35 % – из серной кислоты;
  • 65 % – из дистиллированной воды.

Нарушение указанных соотношений влечет за собой:

  • потерю емкости аккумулятора;
  • его преждевременный выход из строя в результате сульфатации пластин;
  • снижение общего срока службы;
  • изменение в меньшую или большую сторону предельных температур замерзания электролитической жидкости;
  • увеличение степени саморазряда автоаккумулятора;
  • и иные проблемы.
Читайте также:  Простой индикатор аккумулятора автомобиля

Для чего нужна электролитическая жидкость в аккумуляторе

Этот раствор в автомобильном аккумуляторе необходим для обеспечения его функционирования. Без него АКБ попросту не будет работать.

Чтобы понять, для чего нужен электролит, требуется знать, как вообще работает автомобильная АКБ. Внутри пластикового корпуса аккумулятора находятся 6 банок. В каждой из банок расположены по 2 пластины разной полярности:

  • анод (плюсовой электрод);
  • катод (минусовой электрод).

К пластинам подведены токоотводящие решетки, на которые нанесены вещества:

  • диоксид свинца – на аноде;
  • свинцовый порошок – на катоде.

Чтобы обеспечивался цикл заряда, разряда и отдачи электрической энергии потребителям автомобиля, необходимо, чтобы выполнялись следующие химические реакции.

Указанные реакции протекают при разрядке аккумулятора, то есть при отдаче им энергии. В случае заряда реакции протекают в противоположном направлении.

И как раз-таки в целях обеспечения их протекания и нужна электролитическая жидкость.

Сколько электролита должно быть в аккумуляторе

Аккумуляторная электролитическая жидкость характеризуется двумя показателями:

Владелец авто должен поддерживать и уровень электролита в аккумуляторе, и его плотность. Для этого не потребуется наличие особых знаний и / или инструментария.

Зависимость объема водяного раствора серной кислоты от емкости аккумулятора

При необходимости уточнения, сколько должно быть электролита в аккумуляторе, автомобилисту в первую очередь нужно выяснить – какую емкость имеет его аккумуляторная батарея. От этого напрямую будет зависеть – сколько в норме в литрах должно быть жидкости внутри.

Сейчас на рынке России представлены аккумуляторы, начиная от 55 А * ч и вплоть до 190 А * ч. Наибольшее распространение получили АКБ с емкостью примерно от 60а и до 70а.

Приведем таблицу зависимости емкости АКБ от номинального уровня водного раствора серной кислоты:

Емкость АКБ, в А * ч

Количество раствора, в литрах

10 и более (в зависимости от конкретной модели АКБ – Зверь, Mutlu, Exide и др.)

Как осуществить проверку уровня

На определенных типах автоаккумуляторов на пластиковом корпусе наносятся отметки “Min” и “Max”, по которым автолюбитель может отслеживать уровень электролита. Жидкость должна находиться в пределах границ указанных отметок.

Однако на практике мерить объем жидкости внутри АКБ представленным образом проблематично – в связи с тем, что корпус аккумулятора непрозрачный. Равно как и не очень удобно смотреть внутрь банок через открытые крышки и соотносить текущий уровень с этими отметками.

Поэтому измерять рекомендуется иначе – одним эффективным способом:

  • берется любая стеклянная трубочка с открытыми (не запаянными) концами сверху или снизу – например, отлично подойдет прозрачный корпус от шариковой ручки или трубочка из-под фруктового сока;
  • открываются крышки (пробки) банок аккумуляторной батареи;
  • в каждую банку поочередно вставляется данный импровизированный измеритель вплоть до касания со свинцовыми пластинами;
  • верхний конец трубочки из-под сока или корпуса шариковой ручки зажимается пальцем;
  • устройство вынимается;
  • часть жидкости останется на трубочке – необходимо измерить, сколько там ее – линейкой или строительной рулеткой.

Дальнейшие действия автолюбителя зависят от того, меньшее или большее количество жидкости по факту:

  • если в трубке пониженное количество электролита, значит, и внутри аккумуляторной батареи его мало – соответственно, необходимо доливать или дистиллированную воду, или электролитическую жидкость (что именно, см. далее);
  • если же в трубке, наоборот, больше 1 – 1,2 см жидкости, то водного раствора серной кислоты в АКБ больше нормы, а это значит, что его нужно откачивать (как это делать, также см. далее).

В необслуживаемых аккумуляторных батареях нет доступа к банкам, поэтому проконтролировать уровень раствора представленным образом не получится. Работоспособность таких АКБ проверяется:

  • по цветовому индикатору заряда;
  • или по меткам на корпусе.

Опасность высокого и низкого уровня

И высокий, и низкий уровень в аккумуляторах разных емкостей – на 55а, на 60, 65, 90 или 190 – по-своему опасны из-за множества причин.

Опасности при низком уровне:

  • сульфатация пластин;
  • падение полезной емкости батареи по сравнению с номинальной (предусмотренной заводом-изготовителем).

Что можно наливать в АКБ – воду или электролит?

После того как автомобилист понял, какой уровень электролита должен быть в аккумуляторах согласно таблице, приведенной выше, и проверил его при помощи стеклянной прозрачной трубочки, следует решить вопрос, что доливать – воду или электролитический раствор (и нужно ли это делать вообще).

Сама же электролитическая жидкость состоит из, собственно, серной кислоты и дистиллированной воды на 35 и 65 % соответственно, как мы указали выше. И дистиллят, и электролит, продаются свободно в любых автомобильных магазинах.

Что делать, если низкий или высокий уровень электролитического раствора

После того как гражданин определил, какой в его аккумуляторной батарее уровень, следует решить, что именно наливать (и нужно ли лить вообще):

  • если по результатам замера при помощи пластиковой трубочки (см. выше) уровень оказался выше нормы, то следует откачать излишки (при помощи резиновой груши, например), далее снова произвести замер при помощи трубки, и если все нормально, то померить плотность и далее уже “выравнивать” именно ее (как это делать, см. ниже);
  • если по результатам замера уровень, наоборот, ниже нормы, то нужно сразу определять плотность – от этого и будет зависеть, что нужно лить.

Проверка плотности

Плотность – важный показатель. От нее не только зависит, что нужно лить при малом количестве жидкости внутри АКБ, но и:

  • температура замерзания электролита – в случае крайне низкой плотности, такой как 1,07 грамм на куб. см., он замерзнет уже при минус 5 градусов по Цельсию, а при не очень низкой (например, 1,30) температура замерзания составит аж минус 60 градусов;
  • срок службы АКБ – чем более высокая концентрация серной кислоты, тем меньше прослужит батарея.

Правильное обслуживание аккумулятора заключается в периодическом контроле за плотностью. Делается это при помощи специального прибора, продающегося в любом автомобильном магазине – ареометра. Стоимость этого приспособления составляет 150 – 200 рублей.

  • берем приспособление;
  • опускаем его поочередно в каждую банку;
  • набираем электролитический раствор при помощи нажатия на грушу, находящуюся сверху прибора;
  • смотрим значение, которое покажет градуированная шкала;
  • определяем средний показатель в мм после осуществления измерений по всем 6 банкам.

После того как правильно была определена плотность, решится вопрос с тем, что нужно заливать, и нужно ли это делать вообще:

  • если плотность оказалась повышенной, то нужно лить дистиллированную воду, то есть уменьшать концентрацию серной кислоты;
  • наоборот, при пониженных значениях, нужно добавлять электролит, то есть повышать концентрацию серной кислоты.

Процедура доливки дистиллированной воды

В этой процедуре нет ничего сложного – просто заливаем понемногу в каждую банку. Далее проверяем уровень (см. выше). Как только он станет нормальным, еще раз производим проверку плотности.

Добавление или замена электролитического раствора

При низкой плотности нужно добавлять или вообще полностью менять электролит, находящийся в аккумуляторе.

Что именно делать, зависит от того, какая конкретно концентрация серной кислоты была определена по результатам замера ареометром:

  • если от 1,2 до 1,27 грамм на кубический сантиметр, то электролитический раствор добавляется согласно нижеуказанному алгоритму (ситуация № 1);
  • в случае же, если ниже 1,2 грамм на кубический сантиметр, то придется полностью менять (ситуация № 2).

Чтобы довести плотность до нормы путем добавления электролита (ситуация № 1), необходимо:

  • откачиваем как можно больше жидкости из каждой банки аккумуляторной батареи (например, при помощи резиновой груши);
  • берем электролит, купленный в автомобильном магазине, и заливаем в каждую банку половину от того объема, который откачали при помощи груши;
  • немного встряхиваем АКБ, либо же даем на клеммы небольшую нагрузку (к примеру, подключаем автомобильную лампочку) – это нужно, чтобы добавленная и уже находящаяся в АКБ жидкости хорошо перемешались;
  • произвести замер плотности – если она не достигла нормы, необходимо повторить вышеуказанные шаги еще раз.

Если плотность – крайне низкая, электролитический раствор придется весь заменить (ситуация № 2). Делается это сложнее, чем в случае добавления:

  • нужно откачать раствор при помощи груши, шприца или иного приспособления;
  • в банки залить дистиллированную воду;
  • АКБ немного покачать из стороны в сторону;
  • откачать залитую воду;
  • повторять процедуру до тех пор, пока откачиваемая вода не станет прозрачной;
  • залить новый электролит из бутылки исходя из объема, который требуется заливать в АКБ определенной емкости (см. таблицу выше);
  • проверить уровень и плотность.

Правила заливки

Автомобилист должен следовать 3 основным правилам заливки электролита и дистиллированной воды:

  • уровень электролита в АКБ должен быть на мм выше пластины – от 10 до 15;
  • при необходимости доливки воды следует использовать именно дистиллированную – воду из-под крана лить категорически запрещено из-за наличия в ней примесей и солей тяжелых металлов, которые будут способствовать коррозии свинцовых пластин, их окислению;
  • при контроле показаний ареометром следует учитывать климатические условия – если машина эксплуатируется преимущественно в северных регионах, то норма плотности чуть выше (около 1,30 – 1,31 грамм на 1 куб. см.), наоборот, если ТС используется на территориях с жаркой погодой, норма чуть ниже (1,25 – 1,26 грамм на 1 куб. см.).

Важность значений плотности

Автомобилисту важно знать не только, как проверить уровень электролита в аккумуляторах, но и понимать, в чем же заключается такая важность концентрированности электролита:

  • повышенная плотность способствует сульфатации пластин и, соответственно, выходу АКБ из строя;
  • при низкой плотности зимой в мороз электролитический раствор попросту замерзнет, так как существует соотношение плотности и температуры замерзания;
  • низкая плотность, как правило, может свидетельствовать о разряде АКБ – по ней возможно определить степень заряженности, а также напряжение на клеммах, на основе специальной таблицы.

Сухозаряженные аккумуляторные батареи

Суть сухозаряженных АКБ на 12в можно понять из названия. Они делаются на заводе так же, как и обычные аккумуляторы, но с единственным отличием – внутрь не заливается электролит.

В частности, купить электролитическую жидкость в бутылках и залить в количестве, соответствующем емкости АКБ (см. таблицу выше). Далее нужно проверить уровень и плотность стандартным образом.

Итак, внутри АКБ находится электролит. Это токопроводящая жидкость, обеспечивающая работу аккумулятора. Автолюбителю требуется следить за ее уровнем и концентрацией. Если этого не делать, возможно появление проблем – вплоть до взрыва батареи.

Источник

Свинцово-кислотные аккумуляторы для погрузчиков

Правила эксплуатации тяговых АКБ

Чтобы АКБ служила долго и работала исправно, с ней необходимо проводить ряд обязательных процедур, о которых мы вам расскажем в этой статье.

Как «убить» тяговый аккумулятор?

Самая распространённая из причин поломки АКБ – работа на «сухом» аккумуляторе. Если батарея долго находится в помещении с высокой температурой или часто стоит на зарядке, из электролита испаряется вода. Пластины в банках аккумулятора остаются не закрытыми, начинают коррозировать, осыпаться и быстро выходят из строя.

Поломку батареи ускоряют:

  • Постоянная работа до глубокого разряда АКБ;
  • Хранение тягового аккумулятора в разряженном состоянии;
  • Регулярная недозарядка или перезарядка;
  • Неподходящее зарядное устройство;
  • Быстрый заряд АКБ большим током;
  • Сильная вибрация;
  • Использование не дистиллированной воды для доливки;
  • Попадание грязи в банки батареи;
  • Плотность электролита выше нормы;
  • Короткое замыкание.

Общие правила эксплуатации

  • Не оставлять технику на долгое время с разряженной батареей;
  • Использовать только дистиллированную воду;
  • Во время заряда держать банки АКБ открытыми;
  • Батарея и зарядное устройство должны быть совместимы;
  • При нормальной плотности электролита (не менее 1,13 кг/л) не разряжать аккумулятор более чем на 80%
  • Температура электролита не должна превышать 55 градусов.

Как правильно заряжать АКБ

Зарядку аккумулятора производить сразу после окончания работ. Если приборы показывают менее 30% – батарею нужно зарядить. Перед подключением к зарядному устройству открыть откидные крышки на банках и проверить уровень электролита.

Штекер батареи и ЗУ необходимо соединить максимально плотно – иначе контакты соединения могут сгореть. При работе с современным устройством, снабжённым датчиками неисправности батареи, автоматическим отключением при полном заряде, разными режимами подзарядки, отпадает необходимость непрерывно следить за ходом процесса.

На многих предприятиях до сих пор используются ЗУ трансформаторного типа, работу которых приходится контролировать.

Комплектация комнаты для аккумуляторов

Хранение и заряд АКБ происходят в специально отведённом для этого помещении. Во время подзарядки возникает ряд небезопасных моментов – выброс в воздух токсичных веществ, риск возгорания паров электролита, получение химических ожогов при работе с кислотой, работа с электроприборами.

Чтобы избежать несчастных случаев на производстве, к планировке и оборудованию аккумуляторной комнаты предъявляются строгие требования.

  • Помещение должно быть изолировано от других площадей;
  • Работу с кислотой и её хранение необходимо проводить в отдельном от заряда АКБ помещении;
  • Комнату обязательно оборудуют системой вентиляции и принимают меры по предотвращению попадания пыли и грязи;
  • Все поверхности окрашиваются кислотоупорными материалами;
  • В помещении для приготовления электролита устанавливается вытяжка;
  • Комната для подзарядки должна отапливаться для поддержания оптимальной температуры электролита в холодное время года (не меньше +10 градусов);
  • Для проведения манипуляций с кислотой для персонала устанавливается шкафчик с защитной одеждой (фартук, резиновые сапоги, перчатки, респиратор);
  • Батареи и их элементы не допустимо устанавливать на пол. Для этого комнату оборудуют специальными стеллажами и шкафчиками;
  • В помещении для зарядки и хранения кислоты должна быть установлена противопожарная сигнализация;
  • При входе необходимо разместить предупреждение о том, что вход разрешён только персоналу, работающему в комнате для АКБ; для сотрудников вход и выход в помещение не должен быть труднодоступным.

Более подробно о требованиях по обустройству аккумуляторной комнаты читайте в действующем документе – ПОТ РО 14000-005-98.

Очистка аккумулятора

На поверхности АКБ не должно быть коррозии, электролита и грязи, а клеммы и перемычки необходимо держать сухими.

  • Убедиться, что банки АКБ закрыты, а крышки целые;
  • При помощи тряпки или щётки, смоченной в 5%-м содовом растворе очистить клеммы, перемычки и поверхность батареи от грязи (не допускать попадания средства в банки АКБ);
  • Смыть остатки грязи чистой водой и просушить аккумулятор;
  • Смазать клеммы защитным составом для электросоединений.

Данную процедуру необходимо проводить не реже одного раза в неделю.

Доливка

Проводить проверку уровня электролита в АКБ следует ежедневно.

  • Батарея должна быть полностью заряжена перед процедурой;
  • Если пластины не закрыты электролитом, допускается долить воду в незаряженный аккумулятор, чтобы закрыть их, потом произвести полную зарядку;
  • Долить воду до нужного уровня (около 2 см выше сепаратора);
  • Нельзя использовать для доливки никакую воду, кроме дистиллированной;
  • После доливки закрыть банки крышками, предварительно убедившись, что на них не попала грязь или посторонние предметы.

Хранение

Перед перемещением АКБ на длительное хранение обязательно очистить от грязи, произвести доливку воды и полностью зарядить.

  • Помещение для хранения должно быть сухим и прохладным;
  • Примерно 1 раз в месяц необходимо проверять уровень заряда АКБ – он не должен опускаться ниже 70%;
  • Нельзя хранить аккумулятор в помещениях, где температура опускается ниже 0 градусов. Также нужно избегать контакта батареи с источниками тепла – это приведёт к быстрой разрядке.

Перед вводом АКБ в эксплуатацию требуется её полная подзарядка.

Журнал состояния тяговой АКБ

Все производители тяговых батарей дают гарантию на свою продукцию. Одно из требований, которое должно соблюдаться в течение гарантийного срока – заполнение журнала аккумуляторной батареи.

Утверждённой формы у такого журнала нет, поэтому каждый производитель делает его по шаблонам собственной разработки.

Данные заполняются персоналом, который отвечает за обслуживание АКБ.

В основном в журнал вносятся данные по манипуляциям с батареей:

  • Измерение температуры и плотности электролита;
  • Измерение напряжения АКБ;
  • Время начала и окончания каждой подзарядки;
  • Состояние батареи при передаче смены;
  • Дата и время каждой очистки и доливки;
  • Комментарии о неисправностях батареи.

Меры предосторожности при работе с АКБ

В обслуживании тяговой батареи нет ничего сложного, но несоблюдение техники безопасности во время работы с аккумулятором может привести к печальным последствиям.

Основная опасность, которую несёт работа с тяговыми батареями – выделение взрывоопасных веществ, поэтому возле аккумулятора категорически запрещено курить и допускать нахождение открытого огня.

Электролит в аккумуляторе может нанести серьёзный вред здоровью, если попадёт в глаза или на открытые участки кожи.

  • При работе с кислотой необходимо применять средства индивидуальной защиты (прорезиненный фартук, защитные очки, перчатки и резиновую обувь);
  • Если электролит попал на одежду или на тело, нужно немедленно его нейтрализовать нашатырным спиртом или содой и смыть водой.

Ещё одна опасность при работе с АКБ – удар током, поэтому:

  • Во время установки батареи на зарядку/снятия, ЗУ должно быть выключено;
  • Все кабеля на штекерах АКБ и ЗУ должны быть заизолированы;
  • Наконечники зарядного устройства и аккумулятора должны быть плотно соединены.

И главное правило – нельзя допускать к обслуживанию тяговой батареи не обученный персонал.

Что делать с вышедшим из строя аккумулятором

Если требования по эксплуатации не соблюдались и АКБ вышла из строя, можно выбрать одно из решений:

  • Утилизировать батарею, сдав её в один из пунктов приёма отработанных аккумуляторов и получить за это немного денег (но ещё предстоит приобрести новую АКБ);
  • Восстановить аккумулятор в одном из специализированных сервисных центров, сэкономив на этом хорошие деньги. Как восстановить тяговую АКБ вы можете узнать из другой статьи нашего блога.

Источник

Оцените статью