- Норма и отклонения показаний напряжения аккумулятора зимой и летом
- Норма и отклонения показаний напряжения аккумулятора в покое и при нагрузке
- Величина силы тока заряженного аккумулятора
- Необходимая норма напряжения АКБ
- Когда батарея считается разряженной
- Что стоит знать о напряжении источника питания в зимнее время
- Напряжение аккумулятора в зимнее и летнее время
- Напряжение аккумулятора под нагрузкой
- Напряжение аккумулятора без нагрузки
- Напряжение заряженного аккумулятора
- Нормальное напряжение аккумулятора
- Напряжение разряженного аккумулятора
- Напряжение аккумулятора зимой
- Зависимость напряжения от плотности электролита
- Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром
Норма и отклонения показаний напряжения аккумулятора зимой и летом
Чтобы знать об особенностях аккумулятора своего автомобиля, нелишним будет умение определять степень заряженности АКБ.
Поэтому вот некоторые необходимые подробности.
Норма и отклонения показаний напряжения аккумулятора в покое и при нагрузке
Батарея с нагрузкой имеет более низкие показатели, чем в состоянии покоя. Эти показатели могут многое сообщить о технической исправности агрегата.
Измеряются эти показатели при помощи таких приспособлений как нагрузочная вилка или мультиметр. При измерении мультиметром включенный стартер играет роль нагрузки.
Такие манипуляции не всем под силу, поэтому лучше доверить процедуру специалисту. Но хотя бы общее представление о принципе работы АКБ своего авто иметь нужно.
Источник питания может считаться разряженным при показаниях прибора менее 9 вольт. Если аккумулятор после процедуры подпитки выдает такие числа, то он пришел в негодность и требует замены.
В отсутствие нагрузки напряжение (U) АКБ колеблется в пределах 12,6 -12,8 вольт. Аккумулятор считается разряженным, если в состоянии покоя показатели U меньше этой цифры.
Если заряд понижен, а источник питания все же используется, то это чревато разрушением пластин и падением емкости агрегата. Измеряется напряжение аккумулятора в состоянии покоя непременно со снятыми клеммами.
Величина силы тока заряженного аккумулятора
Она зависит от модели батареи. 12,6 вольт, минимальный показатель, принадлежит типу АКБ, содержащему сурьму.
Кальциевая модель имеет цифры немного выше, а в гелевой они не должны быть ниже 13 вольт. Если наблюдаются несоответствия нормам, то агрегат требует подзарядки. Сила тока при зарядке не должна превышать 10% от емкости аккумулятора.
При включенном двигателе автомобиля показатели силы тока источника питания гораздо выше, оно может подниматься до 14 вольт.
Необходимая норма напряжения АКБ
В паспорте к аккумулятору есть информация о норме в данной модели. Невозможность зарядить новый агрегат до указанного в документах значения – это гарантийный случай.
При нормальной работе генератора батарея в процессе использования автомобиля заряжается автоматически. При этом напряжения на токовыводах должно быть достаточным.
Если напряжения недостаточно, то зимой возможно замерзание электролита, а в летний период — разрушение свинцовых пластин.
Значения уровня заряда в Вольтах для сурьмянистых и смешанных видов аккумуляторов:
Показатели и значения уровня заряда в Вольтах для кальциевых и гелевых моделей батарей:
Когда батарея считается разряженной
Разряженный источник энергии имеет напряжение меньше 11,6 Вольт. В таких условиях пользоваться АКБ нельзя, требуется зарядка от сети.
Полная разрядка негативно влияет на дальнейшую работу агрегата (в этом случае часть емкости безвозвратно теряется).
Что стоит знать о напряжении источника питания в зимнее время
Если в аккумуляторе наблюдается постоянная нехватка заряда, то это влечет за собой негативные последствия. Происходит потеря плотности электролита, то есть поглощается серная кислота и может осесть на пластинах сульфатным налетом.
Вследствие этого влага в банках замерзает и батарея полностью теряет работоспособность. Этого можно не допустить, если аккумулятор является обслуживаемым.
В таком случае нужно просто вовремя проводить контроль уровня заряда агрегата и плотности электролита. Пониженную плотность легко исправить, добавив дистиллированную воду в банки.
Проверка U батареи при помощи мультиметра:
- Переключить прибор в положение DC.
- Установить границу в 20 вольт.
- Соединить щуп черного цвета с отрицательно заряженным контактом а красный – с положительно заряженным.
- При правильном подключении прибор выдаст нужный результат — напряжение постоянного тока.
Вывод напрашивается такой: чтобы источник питания служил долго и бесперебойно, необходимо внимательно и тщательно изучить его технические данные и придерживаться правил обслуживания агрегатов.
Источник
Напряжение аккумулятора в зимнее и летнее время
По напряжению аккумулятора можно судить о степени заряженности АКБ, поэтому следует научиться правильно определять эту величину на клеммах источника электроэнергии.
В этой статье будут описаны основные методы измерения этого параметра с помощью мультиметра, а также будут приведены эталонные значения напряжения на батареях различной конструкции.
Напряжение аккумулятора под нагрузкой
Напряжение аккумулятора под нагрузкой будет ниже, чем в состоянии покоя. По этому показателю можно также судить об исправности батареи.
Если после подключения нагрузочной вилки контрольный прибор покажет менее 9 В, то АКБ разряжена и ее необходимо зарядить. Если после повторения процедуры ситуация не изменится, то батарею в ближайшее время нужно будет заменить новой.
Если нет возможности применить нагрузочную вилку, для проведения тестирования аккумулятора под нагрузкой, то можно воспользоваться цифровым мультиметром, а в качестве нагрузки включить стартер двигателя.
Если напряжение в бортовой сети при включении стартера упадёт ниже 9 В, то в этом случае также потребуется зарядить АКБ с помощью ЗУ. Также стоит проверить элементы проводки и потребители электроэнергии на исправность.
Если нет утечки электричества в системе, а при полностью заряженной батарее будет снова наблюдаться чрезмерное падение напряжения, то аккумулятор стоит заменить.
Если мощные потребители электроэнергии не будут подключаться к аккумулятору, то напряжение под незначительной нагрузкой слишком сильно изменяться не будет.
Напряжение аккумулятора без нагрузки
Напряжение аккумулятора, к которому не подсоединены потребители электроэнергии, составляет 12,6 – 12,8 В. Если напряжение в состоянии покоя меньше этого показателя, то это будет говорить о том, что батарея разряжена или в некоторых банках имеется короткое замыкание.
Эксплуатация АКБ с пониженным уровнем заряда непременно приведёт к образованию на пластинах сернокислого свинца, что станет причиной значительного падения ёмкости устройства.
Чтобы произвести точные измерения напряжения аккумулятора без нагрузки следует обязательно снять клеммы с выводов батареи непосредственно перед подключением измерительного прибора.
Напряжение заряженного аккумулятора
Если аккумулятор полностью заряжен, то величина напряжения будет зависеть от модели АКБ. Если эксплуатируется обычная сурьмянистая батарея, то минимальное значение этого показателя должно быть 12,6 В.
У кальциевого аккумулятора этот показатель может быть немного выше, а на клеммах гелевой батареи, этот параметр не должно опускаться ниже 13 В. При отклонении этого показателя от нормы АКБ необходимо зарядить током равным 10% от ёмкости батареи.
Если напряжение аккумулятора замеряется при работающем двигателе, то показания прибора будут значительно выше. При исправном аккумуляторе и реле-регуляторе напряжение на клеммах может достигать максимального значения в 14 В.
Нормальное напряжение аккумулятора
Нормальное напряжение АКБ – это показатель, который отображён в документации к источнику электроэнергии. Если при покупке новой батареи, её не удаётся зарядить до указанного в инструкции значения, то такая неисправность будет являться гарантийным случаем.
Если на автомобиле исправен реле-регулятор и генератор, то АКБ, во время эксплуатации машины, будет автоматически заряжаться до нормального уровня. Желательно на протяжении всего срока эксплуатации стремиться к использованию батареи только при наличии нормального напряжения на клеммах.
При значительных отклонениях этого параметра в меньшую сторону в зимнее время года, электролит в разряженном аккумуляторе может полностью замёрзнуть, а летом будут более интенсивно разрушаться свинцовые пластины.
Уровень заряда у сурьмянистых и гибридных АКБ при напряжении в Вольтах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Темперптура электролита | 100% | 75% | 50% | 25% | 0% |
48,9 | 12,663 | 12,463 | 12,253 | 12,073 | 11,903 |
43,3 | 12,661 | 12.,461 | 12,251 | 12,071 | 11,901 |
37,8 | 12,658 | 12,458 | 12,248 | 12,068 | 11,898 |
32,2 | 12,655 | 12,455 | 12,245 | 12,065 | 11,895 |
26,7 | 12,650 | 12,45 | 12,240 | 12,060 | 11,890 |
21,1 | 12,643 | 12,443 | 12,233 | 12,053 | 11,883 |
15,6 | 12,634 | 12,434 | 12,224 | 12,044 | 11,874 |
10 | 12,622 | 12,422 | 12,212 | 12,032 | 11,862 |
4,4 | 12,606 | 12,406 | 12,196 | 12,016 | 11,846 |
-1,1 | 12,588 | 12,388 | 12,178 | 11,998 | 11,828 |
-6,7 | 12,566 | 12,366 | 12,156 | 11,976 | 11,806 |
-12,2 | 12,542 | 12,342 | 12,132 | 11,952 | 11,782 |
-17,8 | 12,516 | 12,316 | 12,106 | 11,926 | 11,756 |
Уровень заряда у Кальциевых, AGM и GEL АКБ при напряжении в Вольтах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Темперптура электролита | 100% | 75% | 50% | 25% | 0% |
48,9 | 12,813 | 12,613 | 12,416 | 12,013 | 11,813 |
43,3 | 12,811 | 12,611 | 12,411 | 12,011 | 11,811 |
37,8 | 12,808 | 12,608 | 12,408 | 12,008 | 11,808 |
32,2 | 12,805 | 12,605 | 12,405 | 12,005 | 11,805 |
26,7 | 12,8 | 12,6 | 12,4 | 12,0 | 11,8 |
21,1 | 12,793 | 12,593 | 12,393 | 11,993 | 11,793 |
15,6 | 12,784 | 12,584 | 12,384 | 11,984 | 11,784 |
10 | 12,772 | 12,572 | 12,372 | 11,972 | 11,772 |
4,4 | 12,756 | 12,556 | 12,356 | 11,956 | 11,756 |
-1,1 | 12,738 | 12,538 | 12,338 | 11,937 | 11,738 |
-6,7 | 12,716 | 12,516 | 12,316 | 11,916 | 11,716 |
-12,2 | 12,692 | 12,492 | 12,292 | 11,892 | 11,692 |
-17,8 | 12,666 | 12,466 | 12,266 | 11,866 | 11,666 |
Напряжение разряженного аккумулятора
Если напряжение аккумулятора менее 11,6 В, то АКБ считается полностью разряженной. В этом случае эксплуатация источника электроэнергии невозможна и для восстановления его работоспособности потребуется использовать зарядное устройство, работающее от сети 220 В.
Практически все свинцовые АКБ чувствительны к полному разряду. Кислотно кальциевые аккумуляторы способно потерять значительную часть своей емкости даже после однократного глубокого разряда. Сурьмянистое устройство обладает большое терпимостью. Наиболее устойчивы к полному разряду являются гелевые и AGM батареи.
Напряжение аккумулятора зимой
Зимой, постоянный недозаряд батареи может привести к значительному уменьшению плотности электролита, вследствие чего жидкость внутри банок может замёрзнуть. Замерзание электролита, во многих случаях, приводит к полной неработоспособности источника электроэнергии. Чтобы этого не произошло в зимний период на клеммах должно быть не менее 12,5 В.
Если эксплуатируется обслуживаемая модель аккумулятора, то уровень заряженности батареи можно контролировать без использования вольтметра. Достаточно производить регулярные замеры плотности электролита, которая у полностью заряженной АКБ должна составлять около 1,28 г/см3.
Зависимость напряжения от плотности электролита
Уровень заряда батареи напрямую зависит от плотности электролита. Если АКБ является обслуживаемой, то уровень заряженности можно довольно точно померить без использования тестера.
С помощью ареометра плотность замеряется забором небольшого количества электролита с каждой банки устройства. Максимальная плотность смеси серной кислоты и воды в полностью заряженном аккумуляторе составляет 1,3 г/см3.
Придерживаться этого показателя следует, если машина эксплуатируется на морозе. В летнее время может эксплуатировать АКБ при плотности 1,26 г/см3 и выше. Если плотность электролита находится в этих пределах, то напряжение на клеммах будет около 12,7 В. При падении плотности происходит и пропорциональное снижение разности потенциалов на клеммах аккумулятора.
Особенно сильно этот показатель может снизиться при наличии негерметичных мест в корпусе батареи, через которые часть электролита будет вытекать. Восстановить уровень электролита можно будет за счёт добавления дистиллированной воды.
Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром
Замерить рабочее напряжение на клеммах аккумулятора можно с помощью вольтметром, который является одной из функций мультиметра.
Аккумуляторная батарея является источником постоянного тока, поэтому перед началом измерительных работ следует перевести прибор в положении «DC». Также следует установить ограничение по напряжению 20 В, чтобы можно было произвести более точные измерения.
После правильной подготовки измерительного прибора достаточно будет соединить чёрный щуп с минусом, а красный – с плюсом АКБ, чтобы прибор показал напряжение постоянного тока. Если перепутать щупы, то значение будет отрицательным.
Остались вопросы о напряжении аккумулятора или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
Источник