Какой КПД у аккумулятора?
Тут недавно в комментах на ютьюбе прицепился ко мне немного странный товарищ, который пытался меня уверить, что ни в коем случае нельзя использовать «связку» солнечной батареи и буферного аккумулятора 🙂 Поскольку, по его версии, в аккумуляторе теряется 30-40% энергии — прямо вот ужас-ужас! Я-то, с младых ногтей, помню про совсем иную цифру для литиевых аккумуляторов: примерно 3-5% потерь, т.е. на порядок меньше 🙂
Но все же, малость «завел» он меня — так что я поставил небольшой эксперимент. Задача простая: нужно померить КПД аккумулятора, или иными словами, посчитать разницу между энергией, израсходованной на зарядку аккумулятора и той энергией, которую мы можем потом из этого аккумулятора получить обратно.
Проще всего подобный замер было сделать с помощью универсального зарядника iMax, поскольку он умеет как заряжать, так и разряжать аккумуляторы, и при этом еще показывает, сколько в аккумулятор ушло, и сколько мы от него получили.
В общем, я взял аккумулятор, разрядил его (iMax разряжает до напряжения 3В, что меня для целей данного эксперимента вполне устраивает), потом полностью зарядил и снова разрядил. Результаты представлены на фото.
В сухом остатке имеем: отдано в аккумулятор 2565мАч, получено из него 2480мАч. Соответственно, КПД аккумулятора составил примерно 97%. Ну а потери энергии на заряде/разряде — около 3%, т.е. для практических целей пренебрежимо малая величина. В общем, все в полном соответствии с теорией 🙂
Естественно, нужно делать какую-то скидку на точность измерения, на конкретный аккумулятор, внешние факторы (например, температуру аккумулятора или качество соединительных контактов, а также временной интервал между зарядом и разрядом), но в общем-то, это все уже «ловля блох», особого смысла не имеющая. Доказано главное: потери в литиевом аккумуляторе находятся где-то в районе 5%, а уж никак не 40%, как утверждал данный товарищ! 🙂
ЗЫ: На всякий случай уточняю: здесь речь идет о потерях только в самом аккумуляторе, без учета потерь в электронике (например, контроллер заряда)! Суммарные потери, естественно, всегда будут больше.
Источник
Анализ и сравнение характеристик аккумуляторов основных типов.
Этот обзор задумывался ещё осенью 2009, но в силу не зависящих от меня обстоятельств (мировой кризис, болезни, другие проекты, хорошая погода, уборка в комнате, банальная лень и т.д) написание всё время откладывалось и поэтому некоторые данные слегка устарели, но не потеряли своей актуальности. Тем более, что это сравнительный обзор в котором важны не абсолютные значения, а их разница.
В интернете полно информации по тем или иным типам аккумуляторов, но по большей части это кричаще-вопящее маркетинговое словоблудие, очень отдалённо напоминающее действительность. Один из самых нормальных (на мой непрофессиональный взгляд) это battery.newlist.ru, но он уже давным давно не обновлялся. Ещё меня очень радуют две статьи Олега Артамонова на сайте Ф-Центр: Тестирование батареек формата АА и Тестирование Ni-MH аккумуляторов формата AA. Человек серьёзно подошёл к этому исследованию, разработал стенд и методику, и сделал подробное и грамотное описание. И хотя с момента тестирований прошло 3-4 года, статьи актуальны, так как эти батарейки и аккумуляторы до сих пор продаются в магазинах.
В первом тестировании автор поднял, на мой взгляд, очень важный вопрос, а именно: почему ёмкость батарей и аккумуляторов производители указывают в Ампер-часах, хотя правильнее её указывать в Ватт-часах? Ведь даже внутри одной группы батарей (аккумуляторов), внутреннее сопротивление элементов настолько разниться, что те «банки» которые лидировали по Ампер-часам из-за большого внутренного сопротивления (а следовательно и более низкого напряжения), проигрывали не таким «ёмким» своим собратьям по фактически отдаваемой энергии, измеряемой в Ватт-часах. Ведь любое электронное устройство потребляет не Ампер-часы, а Ватт-часы или Ампер-часы умноженные на среднее напряжение на аккумуляторе при его разряде, то есть при получении этих самых Ампер-часов. А уж если сравнивать аккумуляторы разных типов, то тут Ампер-часы вообще не имеют никакого смысла, ведь 1А*ч литий-йонного аккумулятора по фактически отдаваемой энергии равен примерно 3А*ч NiMH аккумулятора. По сути ситуация как и с цифровыми фотоаппаратами — производитель в рекламе (и на корпусе аппарата) пишет заоблачные числа количества пикселей и кратности зума, а для качества фотографии важнее всего это размер матрицы и светосила объектива. В результате у большинства конечных пользователей недоуменее, почему фотографии старой 3-мегапиксельной зеркали лучше, чем современного 12-мегапиксельного, 18-кратного супер девайса? Вобщем мысль, я думаю, понятна — чтобы не быть обманутыми лохами, надо думать головой, а не тупо сравнивать два числа, указанных крупными цифрами на коробке или корпусе изделия.
Будучи велотуристом я задумался об универсальном источнике энергии для походов. А для этого мне надо определиться с типом аккумуляторов: какой лучше, легче, надёжнее, более ёмкий и т.д. Главная характеристика для меня как для туриста — это ёмкость, как понимаете в Ватт-часах. По сути если рассматривать аккумулятор как ёмкость для энергии, то Ватт-часы (или Джоули, 1Вт*ч = 3,6кДж) это единицы измерения его объёма (как литры для банок и кастрюль). И так же как и банки с кастрюлями могут быть и из лёгкого и тонкого пластика, и из тяжёлого и толстого чугуна, так среди аккумуляторов есть большие по размерам и тяжёлые, с небольшой ёмкостью, и маленькие и лёгкие с большой ёмкостью. Так как городить стенд для тестирования, а потом покупать разные виды аккумуляторов для тестирования долго и весьма накладно, я решил обойтись «малой кровью». Многие производители выкладывают на свою продукцию так называемые Data sheet-ы, в которых печатаются (ну или должны печататься) основные характеристики изделия, графики, характеризующие определённые параметры работы и др. Вот эти графики я и задумал использовать для анализа ситуации. Конечно я полностью осознаю, что в некоторых случаях эти графики несколько условны и искуственны, и созданы больше для рекламы нежели отразить реальные характеристики, но так как другого выхода нет, пойдём этим путём. А сравнение нескольких однотипных аккумуляторов от разных производителей покажет примерное положение истины, которая, как правило, где-то посередине.
Подробно описывать методику получения данных из графиков не буду. В двух словах: график из pdf-файла сохраняется в jpeg-изображение, дальше эти графики оцифровываются с помощью программы GetData Graph Digitizer. Эта программа выдаёт координаты точек кривых графика и сохраняет их в формате MS Excel. После этого идёт математическая обработка полученых данных в OriginPro. Думаю и в Excel-е можно сделать, но Origin заточен под работу с графиками и работать с ним в этом плане легче. Все Data sheet-ы, использованные для сбора данных, можно скачать архивом из каталога файлов.
Первым делом надо получить данные о ёмкости в Ватт-часах. Так как это внесистемная мера работы электрического тока, то я буду обозначать ёмкость в Ватт-часах литерой «А». Обозначаемая на аккумуляторах «ёмкость» в Ампер-часах ни что иное как количество электричества и обозначается оно литерой «Q». Между ними есть определённое соотношение:
A — работа электрического тока, измеряется в Джоулях (или в нашем случае в Ватт-часах)
Q — количество электричества, измеряется в Ампер-секундах (в нашем случае в Ампер-часах)
U — напряжение, измеряется в Вольтах
Как правило производители в даташитах на свои аккумуляторы включают разрядную кривую. И как правило этих кривых несколько, снятых при разных разрядных токах. Вот эти кривые первыми были обработаны. По оси X на этих графиках либо Ампер-часы, либо время (часы, минуты), а по оси Y — напряжение на аккумуляторе. Нам надо только усреднить значения Y и умножить их либо на Ампер-часы где заканчивается график, либо на время и ток разрядки, что и есть Ампер-часы.
Результаты сведены в таблицы. Для более детального сравнения я расчитал объёмную и удельную ёмкости, грубо говоря это количество Ватт-часов «умещающееся» в одном литре или одном килограмме аккумулятора соответственно. Для туризма, большее значение имеет удельная ёмкость так как это фактически масса тары для энергии, чем больше энергии вмещает килограмм тары, тем лучше для меня. Кроме этого я попытался оценить экономические показатели аккумуляторов исходя из их стоимости и срока службы.
NiCd 1А*ч (АА) | NiMH 2,5А*ч (АА) | |||||||||||
Ток разряда, хС | 0,1С | 0,2С | 0,5С | 1,0С | 2,0С | 3,0С | 0,1С | 0,2С | 0,5С | 1,0С | 2,0С | 3,0С |
Напряжение (среднее), В | 1,270 | 1,253 | 1,231 | 1,210 | 1,182 | 1,149 | 1,238 | 1,223 | 1,189 | 1,155 | 1,010 | 1,045 |
Количество электричества, А*ч | 1,181 | 1,090 | 1,093 | 1,030 | 1,033 | 1,020 | 2,662 | 2,623 | 2,098 | 2,404 | 2,373 | 2,271 |
Ёмкость, Вт*ч | 1,50 | 1,37 | 1,35 | 1,25 | 1,22 | 1,17 | 3,30 | 3,21 | 2,49 | 2,78 | 2,40 | 2,37 |
Объём, см.куб. | 8,34 | 8,34 | ||||||||||
Масса, г | 26,5 | 31,5 | ||||||||||
Плотность, г/см.куб | 3,177 | 3,777 | ||||||||||
Удельная ёмкость, Вт*ч/кг | 57 | 52 | 51 | 47 | 46 | 44 | 105 | 102 | 79 | 88 | 76 | 75 |
Объёмная ёмкость, Вт*ч/дм.куб | 180 | 164 | 162 | 150 | 146 | 140 | 396 | 358 | 299 | 333 | 288 | 284 |
Цена аккумулятора, руб | 49 — 100 | 119 — 220 | ||||||||||
Срок службы, цикл. | 1000 | 500 | ||||||||||
Суммарная энергия за весь срок службы, кВт*ч | 1,20 | 1,32 | ||||||||||
Суммарная удельная энергия за весь срок службы, кВт*ч/кг | 45,28 | 41,91 | ||||||||||
Стоимость энергии, руб/кВт*ч | 40,83 — 83,33 | 90,34 — 166,67 |
Li-ion 2,3А*ч (18650) | LiFePO4 3А*ч (26650) | SLA 7,2А*ч (батарея 6В) | |||||||||||||
Ток разряда, хС | 0,2С | 0,5С | 1,0С | 1,5С | 0,2С | 0,5С | 1,0С | 4,0С | 0,05С | 0,1С | 0,2С | 0,4С | 1,0С | 2,0С | 3,0С |
Напряжение (среднее), В | 3,767 | 3,685 | 3,576 | 3,374 | 3,104 | 3,043 | 2,977 | 2,787 | 5,988 | 5,950 | 5,866 | 5,833 | 5,739 | 5,364 | 5,308 |
Количество электричества, А*ч | 2,323 | 2,300 | 2,236 | 2,060 | 3,022 | 3,045 | 3,038 | 3,074 | 7,148 | 6,786 | 5,915 | 5,022 | 3,704 | 2,874 | 2,334 |
Ёмкость, Вт*ч | 8,75 | 8,48 | 8,00 | 6,95 | 9,38 | 9,27 | 9,04 | 8,57 | 42,80 | 40,38 | 34,70 | 29,29 | 21,26 | 15,42 | 12,39 |
Объём, см.куб. | 17,15 | 34,78 | 500,6 | ||||||||||||
Масса, г | 44 | 76 | 1320 | ||||||||||||
Плотность, г/см.куб | 2,566 | 2,185 | 2,637 | ||||||||||||
Удельная ёмкость, Вт*ч/кг | 199 | 193 | 182 | 158 | 123 | 122 | 119 | 113 | 32 | 31 | 26 | 22 | 16 | 12 | 9 |
Объёмная ёмкость, Вт*ч/дм.куб | 510 | 494 | 466 | 405 | 270 | 267 | 260 | 246 | 85 | 81 | 69 | 59 | 42 | 31 | 25 |
Цена аккумулятора, руб | 101 — 158 | 286 — 535 | 275 — 950 | ||||||||||||
Срок службы, цикл. | 500 | 2000 | 200 | ||||||||||||
Суммарная энергия за весь срок службы, кВт*ч | 3,50 | 15,0 | 6,85 | ||||||||||||
Суммарная удельная энергия за весь срок службы, кВт*ч/кг | 79,55 | 197,4 | 5,19 | ||||||||||||
Стоимость энергии, руб/кВт*ч | 28,93 — 45,14 | 19,07 — 35,67 | 40,16 — 138,73 |
Li-ion аккумулятор | Параметры | Ток разряда | |||
0,2С | 0,5С | 1,0С | 2,0С | ||
GP 2,1 А*ч | Аз, Вт*ч | 8,39 | |||
Ар, Вт*ч | 7,73 | 7,28 | 7,02 | — | |
КПД, % | 92,2 | 86,8 | 83,7 | — | |
LG 2,3 А*ч | Аз, Вт*ч | 9,66 | |||
Ар, Вт*ч | 8,75 | 8,48 | 7,99 | 6,95 | |
КПД, % | 90,6 | 87,7 | 82,8 | 72,0 | |
Sanyo 2,5 А*ч | Аз, Вт*ч | 10,57 | |||
Ар, Вт*ч | 9,65 | 9,14 | 8,59 | 7,86 | |
КПД, % | 91,3 | 86,5 | 81,3 | 74,3 |
NiMH аккумулятор | Параметры | Ток разряда | ||||
0,2С | 0,5С | 1,0С | 2,0С | 3,0С | ||
GP 4,1 А*ч | Аз, Вт*ч | 6,38 | ||||
Ар, Вт*ч | 5,60 | 5,53 | 5,11 | 5,01 | 4,81 | |
КПД, % | 87,7 | 86,6 | 80,1 | 78,4 | 75,3 | |
GP 2,5 А*ч | Аз, Вт*ч | 3,65 | ||||
Ар, Вт*ч | 3,21 | 2,50 | 2,78 | 2,61 | 2,37 | |
КПД, % | 87,8 | 68,3 | 76,1 | 71,5 | 65,0 | |
GP 2,0 А*ч | Аз, Вт*ч | 3,07 | ||||
Ар, Вт*ч | 2,65 | 2,48 | 2,31 | 2,07 | 1,95 | |
КПД, % | 86,2 | 80,7 | 75,1 | 67,4 | 63,6 | |
Saft 1,7 А*ч | Аз, Вт*ч | 2,54 | ||||
Ар, Вт*ч | 2,29 | — | 2,02 | — | 1,81 | |
КПД, % | 90,2 | — | 79,2 | — | 71,0 | |
Varta 700 мА*ч | Аз, Вт*ч | 1,08 | ||||
Ар, Вт*ч | 0,95 | — | 0,83 | 0,74 | 0,69 | |
КПД, % | 88 | — | 76,5 | 68,1 | 63,9 |
LiFePO4 аккумулятор | Параметры | Ток разряда | |||
0,2С | 0,5С | 1,0С | 4,0С | ||
RKB 3А*ч | Аз, Вт*ч | 9,84 | |||
Ар, Вт*ч | 9,38 | 9,27 | 9,04 | 8,57 | |
КПД, % | 95,4 | 94,2 | 91,9 | 87,1 |