Аккумулятор потерял пусковой ток

Отслеживание изменений емкости и внутреннего сопротивления в плане мониторинга старения аккумулятора

Абсолютно все аккумуляторные батареи подвержены старению, которое выражается снижением емкости, повышением внутреннего сопротивления и увеличением саморазряда. Новый аккумулятор (рисунок 1) имеет емкость 100% от номинала, старый же может иметь только 20%. В нашем примере потеря емкости иллюстрируется в виде каменеобразной субстанции в корпусе аккумулятора.

Рисунок 1: Новый аккумулятор обладает всеми 100% емкости. Емкость представлена в виде жидкости, заполнившей весь доступный объем в корпусе аккумулятора. Такой аккумулятор обеспечивает максимально возможное время работы.

Рисунок 2: Выработанный аккумулятор. Потерянная емкость показана как пространство, занятое каменеобразной субстанцией. Такой аккумулятор конечно может эксплуатироваться, но время его работы будет оставлять желать лучшего даже если он полностью заряжен.

Standard Range AGM Deep Cycle Range AGM Gellyte Range GEL
10 — 12 лет / 600 циклов 10 — 12 лет / 700 циклов 10 — 12 лет / 750 циклов
универсальная серия AGM для глубоких разрядов AGM универсальная серия GEL

Автомобилисты лучше других знакомы с такой характеристикой стартерного аккумулятора как пусковой ток, так как именно от него зависит способность аккумулятора завести двигатель. Пусковой ток зависит от внутреннего сопротивления и по сути является способностью аккумулятора поставлять ток при подключенной высокой нагрузке. На рисунке 3 показан стартерный аккумулятор с высоким пусковым током, который символизируется мощным потоком воды из крана с открытым вентилем. На рисунке 4 иллюстрирован аккумулятор с повышенным внутренним сопротивлением, влияющем на пусковой ток, ограниченное значение которого видно по аналогии со слабой струйкой из крана.

Читайте также:  Xiaomi amazfit gtr аккумулятор

Рисунок 3: Низкое внутреннее сопротивление обеспечивает высокий пусковой ток. Например, на автомобильном стартерном аккумуляторе пусковой ток составляет 300 А, а на аккумуляторе гольфкара — 56 А.

Рисунок 4: Аккумулятор с низким значением пускового тока. Рост внутреннего сопротивления препятствует обеспечению требуемых значений мощности. Но в первую очередь, как правило, происходит деградация показателя емкости.

Современные аккумуляторные батареи довольно технологичны, и поддерживают низкое значение внутреннего сопротивления на протяжении большей части своего срока службы, и только в самом конце происходит их деградация, выражающаяся в увеличении этого самого внутреннего сопротивления. Стартерные аккумуляторы также поддерживают нормальное значение пускового тока до самого конца срока службы, но емкость у них постепенно снижается. На рисунке 5 показано соотношение емкости и пускового тока 20 старых стартерных аккумуляторов, отсортированных по мощности.

Рисунок 5: Показатели емкости и значений пускового тока 20 возрастных аккумуляторов. Аккумуляторы 1-9 имеют хороший пусковой ток и высокую емкость; пусковой ток аккумуляторов 10-20 находится в допустимых значениях, но потери емкости довольно большие. Значение пускового тока имеет тенденцию оставаться в норме с возрастом, в то время как емкость постепенно снижается. Методы тестирования аккумуляторов: пусковой ток был получен с помощью Spectro CA-12, емкость же была измерена Agilent Load Bank путем полной разрядки в соответствии со стандартами BCI.

Marin GEL Range Deep Cycle GEL Range Solar GEL Range
10 — 12 лет / 800 циклов 10 — 12 лет / 800 циклов 10 — 12 лет / 800 циклов
для электромоторов лодок и катеров для глубоких циклических разрядов для солнечных электростанций

Емкость и пусковой ток аккумуляторов 1-9 позволит им полноценно функционировать, в то время как образцы 10-20 показывают заметное падение емкости при приемлемых значениях пускового тока. Но истощение емкостных показателей в конце концов не позволит стартерному аккумулятору выполнять свои прямые обязанности — проворачивать стартер двигателя внутреннего сгорания. Данному коллапсу будет еще более способствовать холодная погода, которая еще более снизит емкость.

Производители автомобилей часто используют порог емкости в 65% для гарантийной замены стартерного аккумулятора, в то время как в транспортных подразделениях организаций принято менять аккумулятор на новый при 40% доступной емкости. (Смотрите BU-904: Как измерить емкость). При 40% конечно же еще можно эксплуатировать аккумулятор 6-12 месяцев, но он уже станет причиной беспокойства, и может подвести водителя в самый неподходящий момент.

Для изучения взаимосвязи между емкостью и внутренним сопротивлением, компания Cadex испытала 175 старых стартерных аккумуляторов, измеряя пусковой ток и емкость согласно стандарту SAE J537. Во время этих испытаний было обнаружено, что корреляция между емкостью и пусковым током составила только 0,55 (1 означало бы идеальное совпадение). Это привело к необходимости разработки технологии оценки емкости, так как прогнозирование поведения аккумулятора исходя из показателя пускового тока или внутреннего сопротивления оказалось не особо надежным. На рисунке 6 демонстрируется зависимость емкости и пускового тока от возраста стартерного аккумулятора. (Смотрите BU-1011: Глоссарий стандарта SAE J537).

Рисунок 6: Взаимосвязь между показателем пускового тока и емкостью 175 стартерных аккумуляторов. Аккумуляторы в зеленом поле PASS являются исправными, красное поле FAIL означает наличие неисправности. Большинство аккумуляторов сохранили допустимые значения пускового тока после падения емкости ниже 40%. Испытания проводились согласно стандарту SAE J537.

Горизонтальная ось представляет собой емкость, вертикальная же отвечает за значение пускового тока, черными точками отмечены 175 протестированных аккумуляторов. Стрелкой, проходящей через “Линию Емкости” на левой грани области PASS, указана преобладающая тенденция старения аккумуляторов. Через линию пускового тока удалось же проскользнуть очень немногим аккумуляторам.

Это свидетельствует о том, что основной причиной выхода из строя стартерных аккумуляторов является именно потеря емкости, а не низкий пусковой ток или возросшее внутреннее сопротивление. Данное утверждение справедливо для большинства аккумуляторов на основе свинца и лития. Соответственно измерения емкости видятся более важными в сравнении с контролем внутреннего сопротивления, но оценка емкости на лету подразумевает более высокую сложность в сравнении со снятием омических показателей.

Источник

Восстановил свой старый аккумулятор за 1 час, подключив его к сети 220. Аккумуляторщик подсказал этот способ. Делюсь

Срок службы автомобильного аккумулятора при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании может доходить до 7 лет. Обычно самыми главными его не дугами, которые определяют этот срок, считается осыпание активной массы с пластин и их сульфатация. Постоянный не дозаряд либо перезаряд аккумулятора, увеличенные нагрузки, низкий уровень электролита все это ускоряет протекание этих двух процессов.

По мере того, как увеличивается сульфатация пластин акб, емкость его падает, а вместе с этим уменьшается и пусковой ток, который он может отдать на стартер при пуске двигателя.

Установив такой аккумулятор на зарядку можно заметить, что ток, который он потребляет от зарядного устройства, быстро уменьшается и становится минимальным. То есть аккумулятор быстро заряжается, но и также быстро разряжается, когда к нему подключают нагрузку, именно это и говорит, о том, что его емкость сильно уменьшилась.

Способов восстановления аккумулятора, в случае если его емкость уменьшилась в результате сульфатации, много. Но все эти способы требуют большого количества времени и не всем подходят, потому что иногда нужны специальные навыки.

Способ восстановления акб, который мне подсказал мой знакомый аккумуляторщик, подойдет всем. Но прежде чем о нем рассказать, нужно определить в каких случаях он может помочь продлить срок службы аккумулятора.

Допустим нашему акб 4-5 лет может быть больше или меньше. Он полностью заряжен, напряжение на его клеммах 12,7 вольт. Когда мы подключаем к нему 50 ватную лампочку, то напряжение проседает, например, до 12 вольт, а через минуту падает еще например, до 11 вольт. Это как раз таки говорит о том, что он быстро разряжается, емкость аккумулятора сильно занижена.

Если открутить пробки и посветить фонариком внутрь аккумулятора, то можно заметить в верху на пластинах белый налет, это и есть сульфатация.

Итак, как мы можем продлить срок службы аккумулятора в этом случае.

Нам понадобится обычная лампочка на 220 вольт с патроном, провод с сетевой вилкой и два зажима.

Лампочка, подсоединяется последовательно в цепь, она нужна для того, что бы уменьшить ток за счет своего сопротивления.

После сборки этой схемы, нужно все места скруток проводов за изолировать.

С начало подключаем зажимы к аккумулятору, полярность подключения не имеет значения, потому, что ток в цепи будет переменным. Далее включаем вилку в розетку 220.

Все нужно делать осторожно и внимательно.

Нужно постоянно контролировать нагрев аккумулятора, если он начал греться, то это говорит о том, что процесс его восстановления начался.

На этот процесс может уйти от 1 часа до суток, все зависит от того, насколько аккумулятор засульфатирован.

Теперь расскажу о том как я пытался восстановить свой старый аккумулятор таким способом.

Аккумулятору 6 лет, емкость сильно занижена, как раз таки по причине сульфатации пластин, автомобиль он не заводит. Подключал к нему стартер прямо на столе, напряжение просело с 12,7 вольт, до 6,5 вольт это при том, что он полностью заряженный. Попробовал таким способом восстановить его.

1 час он простоял подключенный к сети через лампочку, нагрелся за это время. После этого я его подзарядил от обычного зарядного устройства и попробовал еще раз подключить к стартеру. В этот раз напряжение просело с 12,7 вольт до 10 вольт стартер работал нормально.

Результат положительный. Видимо в моем случае это помогло. Но нужно еще провести подобный эксперимент с 2-3 аккумуляторами, что бы можно было сказать точно на сколько этот способ эффективный.

Проведу подобный эксперимент и напишу в одной из следующих статей.

Если было полезно ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Источник

Подробно про пусковой ток аккумулятора

Аккумуляторная батарея — одна из наиболее важных составляющих автомобиля. Ее функция — подача напряжения на оборудование транспортного средства (стартер, освещение, магнитолу и далее).

Для решения данной задачи АКБ должна уметь не только накапливать, но и сохранять заряд в течение продолжительного времени.

При этом немаловажное значение имеет и ряд характеристик источника питания, таких как емкость, номинальное напряжение, пусковой ток и прочие.

В данной статье мы подробно остановится на одном из главных показателей, от которых зависит качество пуска транспортного средства — пусковой ток.

Что такое пусковой ток аккумулятора

А еще мы рассмотрим, когда он возникает и в чем измеряется?

Пусковой ток — один из ключевых параметров аккумулятора. Эта величина характеризует параметр тока, протекающего в стартере автомобиля в момент пуска силового узла.

Считается, что описываемый нами ток непосредственным образом связан с режимом работы машины.

Так, при частой эксплуатации транспортного средства в условиях холодов рекомендуется покупать АКБ с большим пусковым током.

Номинальный параметр пускового тока соответствует мощности источника питания, которую тот способен выдавать на протяжении 30 секунд при температуре -18 градусов (по Цельсию).

Пусковой (стартерный) ток возникает в момент поворота ключа в замке зажигания и начале проворачивания стартера. Единица измерения данного параметра — Ампер.

На что он влияет?

Описываемый нами показатель характеризует еще одну величину АКБ — пусковую мощность.

Данный показатель имеет ключевое значение для регионов с низкими среднегодовыми температурами и холодными зимами.

По мощности источника питания можно судить, насколько батарея может справиться с пуском мотора в критически низких температурах.

Во время испытания используется специальная нагрузка, схожая по своим характеристикам со стартером.

Разряд током производится до тех пор, пока напряжение не опустится до шести вольт. При этом в паспортные данные АКБ вносятся интервалы, при которых осуществлялись измерения и съем показаний.

По времени стартерного разряда можно судить о состоянии аккумуляторной батареи и ее энергетическом запасе (емкости). При этом чем больше номинальная емкость АКБ, тем большее число попыток придется сделать хозяину для заводки силового узла.

Результаты тестов и балы – таблица 1.

Важно учитывать, что параметр пускового тока может различаться у абсолютно идентичных по внешнему виду АКБ.

Как правило, данный параметр зависит от свойств материалов, которые использовались в процессе создания аккумулятора, а также от ряда конструктивных особенностей.

Так, пусковое значение тока может возрастать в случае роста пористости применяемых свинцовых пластин, повышения их числа, применения ортофосфорной кислоты и так далее.

Результаты тестов – таблица 2.

На практике наибольший пусковой ток выдают АКБ, выпускаемые для дизельных моторов.

К примеру, при емкости в 55 А/ч источник питания для бензинового мотора может достигать 255 Ампера. В то время как аналогичная батарея для дизельного мотора будет тянуть 300 Ампер.

Если во время покупки вы увидели, что при идентичных основных параметрах пусковой ток источника питания больше, то можно смело выбирать данное устройство.

В холодную погоду такой аккумулятор может выручить и позволит без особых сложностей завести мотор.

Результаты тестов – таблица 3.

При этом не нужно бояться, что завышенная величина как-то негативно скажется на оборудовании автомобиля или определенных его параметрах. Все, на что имеет действие параметр пускового тока, так это на надежность пуска.

Заводские характеристики АКБ, которые влияют на ее работу

Каждая АКБ имеет ряд параметров, которые стоит учитывать при выборе.

К ним можно отнести:

  • Тип аккумулятора. Здесь можно выделить гелевые, свинцово-кислотные, литиево-ионные, никелево-металлогидридные, литиево-полимерные и прочие АКБ;
  • Пусковой ток (мощность) источника питания, А;
  • Минимальный уровень напряжения, Вольт;
  • Емкость, А/ч;
  • Рабочее напряжение, Вольт;
  • Номинальная температура работы, 0С.

От чего зависит мощность АКБ, и как на это влияет пусковой ток?

Как уже упоминалось выше, мощность источника питания зависит от параметра разрядного тока и среднего показателя напряжения.

Все показатели измеряются через идентичные временные промежутки. При этом расчет мощности осуществляется по простой формуле:

где параметр P — мощность аккумулятора В*А; I — разрядный ток, А; U — напряжение разряда, Вольт.

Во время пуска силового узла и работы стартера номинальный параметр напряжения снижается, ток заряда, наоборот, возрастает.

Если говорить простым языком, то повышение потребляемой мощности источником питания во время пуска приводит к падению уровня напряжения на его клеммах.

При этом чем меньше уровень напряжения, тем хуже стартер будет выполнять свою работу и проворачивать коленвал.

Несложно сформировать и обратную зависимость — чем большую мощность имеет АКБ, тем больше оборотов сделает стартер во время пуска силового узла. Это, в свою очередь, позволит быстрее завести мотор.

Как определить и проверить ток при запуске двигателя?

А еще мы рассмотрим какие методики определения существуют в разных странах?

На корпусе аккумулятора указывается масса параметров. Один из наиболее важных — ток холодной прокрутки.

К примеру, если на источнике питания нанесена надпись 300 А (DIN), то аккумулятор способен выдать 300 Ампер.

Условия выдачи такого тока — температура минус 18 градусов Цельсия и непродолжительная разрядка АКБ с учетом стандартов DIN (характерны для Германии).

Если говорить простыми словами, то на 1-й секунде напряжение может составлять 12 Вольт. Но уже через полминуты данный показатель снизится до уровня 9 Вольт.

Через 2,5 минуты уровень напряжения может опуститься еще ниже — до шести вольт. Данные измерения производятся с учетом требования стандарта Германии DIN 43539.

Что касается Соединенных Штатов, то здесь стандартов ГОСТ или DIN нет вовсе.

В стране, как правило, работают нормы SAE, применяемые ОАИ (обществом автомобильных инженеров).

Особенность этих стандартов — максимальная приближенность к нормам Европейского союза ЕN 60095-1 и Российской Федерации (ГОСТ 959-2002). Из-за этого и появляется определенная путаница у автолюбителей.

Так, покупая АКБ производства Соединенных Штатов, необходимо соотносить его параметры со стандартными нормами ЕС.

Для этого существует специальная таблица, позволяющая подобрать нужные характеристики по току холодной прокрутки с учетом разных методик исследования.

Так, в отношении пускового тока и его измерений можно выделить следующие стандарты:

  • в странах ЕС работает стандарт Europa Norm, когда АКБ разряжается до 7,5 Вольт на протяжении десяти секунд. Температура замеров –18 градусов мороза;
  • в Германии работает стандарт Deutsche Industrie Norm (DIN). В данном случае источник питания разряжается до уровня 9,0 Вольт в течение полуминуты (температура аналогична);
  • В США действует стандарт SAE, когда разряд батареи продолжается в течение полуминуты до момента достижения напряжения 7,2 Вольта. Температурные условия аналогичны.

Какой стартерный ток лучше, и каким он должен быть в цифрах?

Немаловажный вопрос для автолюбителей — выбор АКБ по условиям стартерного тока. Здесь все просто.

К примеру, для прокрутки стартера на вашем авто необходимо 200 Ампер. В таком случае АКБ нужно брать с запасом — его пусковой ток должен быть от 300 Ампер и более.

Если не следовать данному совету, то батарея быстро выйдет из строя. При этом не забывайте, что пусковой ток подразумевает непродолжительное прокручивание стартера (в течение 30-40 секунд).

Если «насиловать» аккумулятор дольше, то высок риск его перегрева.

Также при выборе аккумулятора важно учитывать и тип автомобиля (грузовой или легковой, дизельный или бензиновый).

Рассмотрим несколько примеров:

1. Пусковой ток для дизельных моторов.

Имеет ключевое значение, ведь на прокручивание силового узла и его запуск уходит больше энергии.

Нельзя забывать, что на дизелях установлены предпусковые подогреватели. Как следствие, величина тока при запуске мотора должна быть от 320 Ампер и выше.

Аналогичное требование можно выдвинуть и в отношении грузовых автомобилей.

В качестве примера выделим несколько АКБ:

  • Viking Gold 190Ah L+ 1200A — хороший аккумулятор с емкостью в 190 А/ч и пусковым током в 1,2 кА. Такой источник питания подойдет все всех типов автомобилей (в том числе и грузовиков);
  • MUTLU SEALED SILVER CALCIUM — источник питания, отличающийся уникальной работоспособностью и большим пусковым током (720 А/ч).

2. Для бензиновых моторов.

Подойдут батареи с меньшей емкостью (от 36 А/ч) и пусковым током (от 100 Ампер). К примеру, можно выделить следующие варианты:

  • TOP CAR EXPERT — аккумулятор с емкостью в 60 Ампер/часов и пусковым током в 480 Ампер;
  • аккумулятор VOLT — батарея с аналогичной емкостью и пусковым током.

Как маркируются АКБ

Как и где указывается маркировка батареи в разных странах – стандарты маркировки.

Маркировка аккумулятора (в зависимости от страны-производителя) может различаться.

Рассмотрим основные варианты:

1. По отечественному стандарту ГОСТ батарея может маркироваться так — 6СТ-55ПМ. Каждая цифра отражает определенную информацию:

  • 6 — параметр, который указывает на количество элементов в источнике питания. Здесь речь идет о шести банках с напряжением по два Вольта каждая;
  • СТ — назначение самого аккумулятора (стартерный);
  • 55 — емкость источника питания, выражается в Ампер-часах;
  • П — материал, из которого изготовлен блок изделия (в данном случае — полипропилен);
  • М — мирпласт (материал, используемый для сепаратора).

2. В стандарте DIN приято немного другое обозначение, к примеру — 574 012 068. Здесь каждая цифра (группа цифр) имеет свое значение:

  • 5 — цифра, которая указывает на порядок значения емкости. Так, для «5» — это 100 Ампер-часов, для «6» — от 100 до 200 Ампер-часов, для «7» — более 200 Ампер-часов;
  • 74 — параметр, отражающий точную емкость источника питания в Ампер-часах;
  • 012 — обозначение кожуха, из которого можно судить по типу крепежа, габаритах корпуса, позиции выводов и так далее;
  • 068 — параметр пускового тока (в данном случае — 680 Ампер).

3. Стандарт JIS (Япония) имеет следующий вид — 60D27R, где:

  • 60 — параметр, который отражает объединенный показатель пускового тока и емкости аккумулятора;
  • 27 — длина АКБ, выражается в см;
  • R — непосредственная популярность АКБ;
  • D — параметр, показывающий площадь и высоту АКБ.

Кроме этого, на аккумулятор должен прописываться вес, производитель, номинальное напряжение и так далее.

Выбор АКБ для автомобиля

Выбираем аккумулятор исходя из основных параметров, включая и пусковой ток.

От правильности выбора аккумулятора во многом зависит способность силового узла заводиться в любых условиях эксплуатации.

Вот основные параметры, которым нужно уделить внимание:

К примеру, если емкость источника питания составляет 35 А/часов, то это значит, что при подаче тока в 35 А батарея проработает 1 час. Для бензиновых моторов достаточно аккумуляторов с емкостью 35-55 А/ч, а для дизелей — от 80 А/ч и более.

Здесь стоит ориентироваться на рекомендации производителя и стараться не брать источники питания с показателем ниже рекомендуемого значения. Чем больше этот показатель, тем выше скорость проворачивания стартера и тем дольше сможет работать батарея.

3. Позиция клемм (плюса и минуса).

Учтите, что правостороннее расположение клеммы характерно для европейских производителей, а левостороннее — для отечественных.

При покупке АКБ не забывайте измерить габариты аккумулятора. В противном случае батарея может попросту не поместиться на свое место.

5. Срок годности.

Старайтесь покупать «свежие» устройства, которые были выпущены не позднее, чем за 2-3 месяца до момента продажи.

Поинтересуйтесь, какую гарантию дает производитель и будет ли производиться замена в случае брака. Если таких гарантий нет, то лучше отдать предпочтение другому бренду.

Итоги

При выборе аккумулятора не бывает мелочей. Не исключением является и пусковой ток, который отражает возможности устройства и его способность выполнять самую главную функцию — запускать двигатель автомобиля.

Надеемся мы помогли вам разобраться с данным показателем аккумуляторной батареи. Удачи.

Источник

Оцените статью