- Аккумулятор основное средство или нет
- Привезли два комплекта аккумуляторных батарей и зарядных устройств для их замены на электропогрузчиках. Стоимость одного аккумулятора — около 750 тыс. руб., зарядного устройства — около 150 тыс. руб. Аккумуляторные батареи меняют из-за того, что они сломались. А зарядные устройства — из-за того, что новые АКБ не подходят к старым зарядным устройствам. Эти зарядные устройства отдельно не числились, так как они пришли в комплекте с электропогрузчиками. Как следует приходовать зарядное устройство: на счет 01 или провести как ремонт через счет 10?
- Бухгалтерский учет аккумуляторов для автомобилей
- Важность бухучета аккумуляторов
- Нормы эксплуатации аккумуляторов
- Средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей
- Учет поступления и списания аккумуляторов
- Особенности учета материально-производственных затрат данного вида
- Порядок утилизации аккумуляторов
- Типовые проводки по учету аккумуляторов
- 5 ответов на часто задаваемые вопросы про особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей
Аккумулятор основное средство или нет
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Привезли два комплекта аккумуляторных батарей и зарядных устройств для их замены на электропогрузчиках. Стоимость одного аккумулятора — около 750 тыс. руб., зарядного устройства — около 150 тыс. руб. Аккумуляторные батареи меняют из-за того, что они сломались. А зарядные устройства — из-за того, что новые АКБ не подходят к старым зарядным устройствам. Эти зарядные устройства отдельно не числились, так как они пришли в комплекте с электропогрузчиками. Как следует приходовать зарядное устройство: на счет 01 или провести как ремонт через счет 10?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Аккумуляторные батареи независимо от их стоимости учитываются в составе МПЗ на счете 10 «Материалы».
Зарядные устройства, выполняющие самостоятельные функции отдельно от электропогрузчиков, учитываются в составе ОС на счете 01 «Основные средства».
Обоснование позиции:
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Если приобретенное имущество отвечает условиям, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01, и при этом его стоимость составляет более 40 000 рублей, такое имущество подлежит учету в составе ОС (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01).
В свою очередь, п. 6 ПБУ 6/01 предусматривает, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В данной ситуации аккумуляторные батареи (далее — АКБ) самостоятельно никаких функций выполнять не могут, возможность их использования непосредственно связана с электропогрузчиками, на которые они устанавливаются.
Согласно п. 26 ПБУ 6/01 восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Кроме того в соответствии с п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии.
Полагаем, что замену АКБ в электропогрузчиках на новые без улучшения их технических характеристик следует рассматривать в качестве ремонта ОС (постановление ФАС Уральского округа от 15.09.2011 N Ф09-5749/11).
Пунктом 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ (утверждены приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н) понятие материалов для целей бухгалтерского учета определено как вид запасов. К материалам относятся как сырье, основные и вспомогательные материалы, так и комплектующие изделия, запасные части и прочие материалы. Отметим при этом, что действующие нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету не содержат стоимостного ограничения для учета активов в составе МПЗ.
В связи с этим считаем, что АКБ для целей бухгалтерского учета не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов ОС, а учитываются в составе МПЗ. При этом стоимостной критерий (стоимость более 40 000 рублей) роли не играет. Смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 21.06.2010 N 16-15/064586@.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, АКБ, приобретенные отдельно от электропогрузчиков, учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет «Запасные части».
Подтверждением нашего мнения является судебная практика. Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 25.08.2010 по делу N А29-12544/2009 (определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-17332/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора) суд признал правомерными учет дорогостоящих запасных частей на счете 10 «Материалы» и списание их на расходы единовременно в момент отпуска в производство на основании актов на списание материальных ценностей и актов расхода материалов. Ссылка инспекции на разный срок использования спорных агрегатов была отклонена судом, поскольку это обстоятельство не является основанием для учета деталей как самостоятельных объектов основных средств (смотрите также постановления ФАС Московского округа от 29.01.2010 N КА-А40/15500-09, ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2007 N Ф03-А24/07-2/3141).
При этом мы полагаем, что зарядные устройства в данной ситуации следует учитывать в составе ОС. Это обусловлено тем, что зарядные устройства выполняют определенные самостоятельные функции — зарядку АКБ независимо от того, на котором из электропогрузчиков такие АКБ были установлены.
Поэтому, на наш взгляд, зарядные устройства в данной ситуации соответствуют всем требованиям, установленным ПБУ 6/01, необходимым для учета их в составе ОС, в том числе и в отношении стоимости.
С порядком отражения аналогичных объектов в налоговом учете можно ознакомиться в следующих материалах:
— Вопрос: Каким образом оприходовать покупку двигателя, приобретенного для замены на транспортном средстве, стоимостью 200 000 руб.? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2018 г.)
— Вопрос: Компания, занимающаяся транспортными перевозками, имеет в собственности автовоз, на который она приобрела дорогостоящую запчасть (редуктор стоимостью 150 000 рублей без НДС). Без редуктора автовоз двигаться не может, то есть не способен приносить экономические выгоды организации. При замене редуктора улучшения свойств автовоза (модернизации) не происходит. Как учитывать дорогостоящие запчасти в бухгалтерском и налоговом учете? Признается ли данная запчасть материалом и сразу списывается на затраты, или она амортизируется в бухгалтерском учете? Признается ли данная запчасть материалом и сразу списывается на затраты, или она амортизируется в налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.)
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;
— Энциклопедия решений. Учет приобретения материалов за плату.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
7 декабря 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Бухгалтерский учет аккумуляторов для автомобилей
Организации, в которых имеется обширный транспортный парк, должны тщательно следить за тем, чтобы бухгалтерский учет автомобильных запчастей осуществлялся по всем правилам российского законодательства. Остановимся на учете таких дорогостоящих запчастей и рассмотрим бухучет аккумуляторов более детально.
Важность бухучета аккумуляторов
Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации транспортных аккумуляторов и порядок их списания и утилизации, которые характеризуются наличием определенных тонкостей и нюансов, подлежащих детальному изучению.
Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа, а также заполнение в соответствии с принятым законодательством необходимой документации по обороту аккумуляторов внутри предприятия. В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся:
- оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов;
- отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета;
- контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
- правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.
Нормы эксплуатации аккумуляторов
В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в “Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей” Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02. В соответствии с ними предприятие имеет возможность определения норматива на использование таких батарей и момента их списания с бухгалтерского учета.
При этом использование таких нормативов должно быть закреплено в локальных нормативных документах организации, в том числе и в учетной политике. Именно согласно этому документу производится бухгалтерский учет МПЗ, а потому о правилах их использования и списания должно быть прописано в обязательном порядке.
Нормы эксплуатации аккумуляторных батарей зависят от наработки или пробега транспортного средства, а также типа транспортного средства.
В соответствии с указанными характеристиками рассчитывается срок эксплуатации аккумуляторов, по истечении которого они должны списаться с учета и утилизироваться по правилам и нормам охраны природной среды.
Средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей
Для того чтобы определить и подтвердить факт физического износа аккумулятора, необходимо организовать грамотный учет наработки, к примеру, в виде таблицы или графика, в соответствии с которыми будут рассчитываться нормы эксплуатации аккумуляторов. Кроме того, необходимо учитывать и работы, проведенные в связи с техническим обслуживанием аккумуляторных батарей, а также выявить результаты зарядки после проведения указанной процедуры.
В настоящий момент имеются средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей, которые зависят от интенсивности использования:
Интенсивность эксплуатации | Срок использования |
от 40 тыс. км. в год | 3 года |
до 40 тыс. км. в год | 4 года |
Учет поступления и списания аккумуляторов
При поступлении аккумуляторных батарей в организацию они приходуются также как и запчасти, на счет 10 “Товары и материалы”, субсчет 5 “Запасные части”. Читайте также статью: → “Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Этот счет является активным, и по его дебету отражается поступление покупаемой продукции от поставщиков, а по кредиту – списание вследствие износа и негодности, которое относится к расходам по обычным видам деятельности.
Поступление должно сопровождаться определенной первичной документацией, к которой относятся накладные и счета-фактуры, расходные кассовые документы (при покупке на подотчетные деньги), сертификаты соответствия качества, а также иная техническая документация изготовителя.
Поступившие в организацию аккумуляторы приходуются по фактической стоимости, которая, как правило, включает:
- цену, указанную в договоре купли-продажи имущества подобного рода;
- расходы, понесенные в связи с получением консультационных услуг;
- затраты, связанные с доставкой аккумуляторов до организации.
Как правило, все эти моменты входят в единую стоимость, указанную в договоре, а потому учитываются на счете 10.5 одной суммой. При этом НДС, который содержится в стоимости, отражается не на счете 10, а на счете 19, как и по другим приобретаемым материально-производственным запасам. Читайте также статью: → “Счет 19: НДС по приобретенным ценностям. Пример, проводки».
При физическом или моральном износе аккумуляторов их списывают с обязательным составлением акта на списание, в котором указывается причина осуществления данного мероприятия. При этом списание может быть отдельно взятого аккумулятора, но может быть также произведено списание всего транспортного средства, и такая операция уже относится к движению основных средств в организации.
В том случае, когда списывается аккумулятор как самостоятельная единица, его стоимость отражается по Кредит счета 10/5.
Особенности учета материально-производственных затрат данного вида
Необходимо понимать, что поступление аккумуляторов для автомобилей может быть осуществлено по двум схемам:
- аккумуляторы поступают в организацию в составе транспортного средства, то есть изначально являются не обособленным приобретением. В данном случае они не должны учитываться отдельно от транспортного средства, а только в совокупности с ним, при этом входя в стоимость автомобиля;
- аккумуляторы покупают индивидуально, то есть обособленно, с целью замены вышедших из строя или пришедших в негодность аккумуляторных батарей. В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.
Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.
Кроме того, в этом документе отражается информация о том, на какой именно автомобиль и на какую конкретную дату установлен аккумулятор, а также кто из водителей является ответственным за данную зап.часть к транспортному средству. Именно на основе этой информации можно грамотно отслеживать, сколько именно должна отработать батарея по времени и когда нужно будет ее утилизировать в связи с окончанием срока нормативной эксплуатации.
Порядок утилизации аккумуляторов
При выбытии из деятельности организации аккумуляторов вследствие их морального или физического износа они не могут быть просто отправлены в мусорохранилище, поскольку являются предметами, способными загрязнять окружающую среду. В связи с этим их утилизация должна производиться по определенным правилам, которые закреплены на законодательном уровне.
При этом утилизацией должны заниматься только те организации, которым выдана соответствующая лицензия на осуществление мероприятия данного рода. Их сотрудники извлекают все элементы аккумуляторов, которые могут быть переработаны и использованы при последующем производстве батарей.
Если организация не сдает на утилизацию отработавшие аккумуляторы, а просто выбрасывает их на мусорную свалку, она наносит вред окружающей природной среде. В соответствии с такими действиями Росприроднадзор имеет право наказать предприятие, наложив на него административный штраф:
- на должностных лиц компании – от 10 до 30 тыс. руб.;
- на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток;
- на юридических лиц – от 100 до 250 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток.
Утилизация отработанных аккумуляторных батарей предполагает их реализацию на сторону, то есть продажу специализированной организации. При этом необходимо составлять вести специальный журнал, в котором будут отражаться основные характеристики проводимых операций, в том числе наличие на начало периода, поступление и передача сторонней организации в отчетном периоде, а также наличие на конец периода.
Типовые проводки по учету аккумуляторов
Типовые проводки по учету аккумуляторных батарей могут быть представлены в следующем виде:
Дт 10.5 Кт 60 – отражена стоимость поступивших аккумуляторных батарей
Дт 19 Кт 60 – отражена сумма НДС по приобретаемым аккумуляторам
Дт 60 Кт 51 (71) – отражена оплата покупаемых батарей через расчетный счет или с использованием подотчетных средств
Дт 20 Кт 10.5 – списана стоимость аккумуляторных батарей в расходы по основной деятельности или вспомогательному производству
Дт 62 Кт 10.5 – отражена стоимость реализуемых на сторону батарей
Дт 91.1 Кт 62 – отражена сумма выручки при реализации аккумуляторов как МПЗ
5 ответов на часто задаваемые вопросы про особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей
Вопрос №1. Если аккумулятор для транспортного средства куплен по очень большой стоимости, то есть, к примеру, превышает 100 000 руб., его необходимо учитывать как основное средство или как материал?
В данном случае стоимость аккумулятора никакой роли не играет в постановке на учет – он всегда будет считаться ТМЦ, поскольку, кроме стоимости, не соответствует другим параметрам и характеристикам, присущим основным средствам. К примеру, аккумулятор не является обособленным средством, с помощью которого можно было бы выполнять какие-либо операции, то есть он является только комплектующим к транспортному средству.
Вопрос №2. Если организация приняла решение продать аккумуляторы, на каком счете и по каким документам должен быть осуществлен бухгалтерский учет полученных денежных средств?
При продаже аккумуляторов, которые не являются продукцией или товаром для предприятия, полученный доход относится на счет прочих доходов и расходов – счет 91.1. Читайте также статью: → “Счет 91. Учет прочих доходов и расходов. Проводки». При этом необходимо сформировать следующие проводки:
Дт 91.1 Кт 10 – отражена стоимость продаваемого аккумулятора
Дт 62 Кт 91.1 – отражена непосредственная реализация аккумулятора
Дт 51 (50) Кт 62 – отражено поступление денежных средств от продажи аккумулятора
Данные проводки сопровождаются оформлением товарной накладной по форме ТОРГ-12, как и при продаже собственной продукции или товаров.
Вопрос №3. Когда следует списывать в расходы стоимость аккумуляторов – при их покупке или в момент начала эксплуатации?
Аккумуляторы списываются в расходы только тогда, когда они устанавливаются на транспортные средства. то есть когда начинается непосредственная эксплуатация указанных запчастей. До этого момента аккумуляторные батареи находятся на складе и не используются, а потому учитываются в качестве запасов и не могут быть списаны в расходы.
Вопрос №4. Есть ли какие-либо особенности документального оформления при сдаче аккумуляторов на утилизацию?
Да, при сдаче аккумуляторных батарей на утилизацию необходимо внести соответствующие записи в журнал учета образования и движения отходов. Этот журнал призван помочь сотрудникам предприятия рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также составлять ежегодную экологическую отчетность и представлять сведения в органы госстатистики.
Вопрос №5. Если организация занимается скупкой использованных аккумуляторов и их последующей продажей в перерабатывающее предприятие, необходимо ли иметь какие-либо лицензии?
Да, при осуществлении подобной деятельности необходимо иметь лицензию. Связан этот момент с тем, что в аккумуляторных батареях имеются драгоценные металлы, а потому они признаются ломом цветных металлов. В соответствии с законодательством организации, которые хранят, заготавливают, транспортируют, перерабатывают или продают лом цветных металлов, обязаны получить соответствующую лицензию.
Источник