- Низкий заряд аккумулятора: выясняем причины, почему он быстро разряжается
- Симптомы «недозаряда» (низкого заряда) аккумулятора
- Приборы для выявления проблемы
- Порядок измерения уровня (низкого заряда) мультиметром
- Причины и способы их устранения
- Вывод
- Почему аккумулятор не держит заряд
- Признаки неполного заряда аккумулятора
- Как определить присутствие проблемы
- Причины и методы их устранения
- Заключение
Низкий заряд аккумулятора: выясняем причины, почему он быстро разряжается
При низких зимних температурах масло в двигателе становится более вязким, а в аккумуляторе химическая жидкость (электролит) близка к замерзанию.
Если еще и добавить низкий заряд аккумулятора, то двигатель категорически откажется запускаться. Как разобраться и устранить проблему — ниже в описании.
Симптомы «недозаряда» (низкого заряда) аккумулятора
Разберем признаки «на глаз», без использования приборов.
Первый симптом – слабая работа стартера и отсутствие поворота коленчатого вала. К электродвигателю не подается достаточно тока для приведения в движение коленвала, хотя и слышен щелчок старта.
Второй –тусклое свечение электроприборов на панели и непостоянный свет фар при холостом ходе. Напряжение, выдаваемое генератором, должно быть 14 Вольт и его хватает для нормальной работы электроприборов авто.
Если аккумулятор выдает меньше, то проблемы налицо.
Третий симптом способны распознать опытные водители, достаточно хорошо знающие свой автомобиль. Это «надрывистая» работа мотора на холостом ходу с выключенными электроприборами. Это объясняется сопротивлением, которое оказывает генератор двигателю из-за низкого заряда батареи.
Приборы для выявления проблемы
Уровень заряда АКБ (в том числе и низкого) определяют специальными приборами: мультиметром или ареометром.
Перед диагностикой необходимо разогреть автомобиль и подзарядить аккумулятор, преодолев примерно 20 км. Измерения проводятся сразу, пока батарея не остыла.
Порядок измерения уровня (низкого заряда) мультиметром
Установить переключатель в режим измерения постоянного тока до 20 Вольт, подключить клеммы. Заряд исправной батареи при температуре 20 °С должен быть не менее 12,6 Вольт. Все значения ниже говорят о неисправности.
Ареометром меряют плотность электролита, извлеченного из каждой секции аккумулятора. Ее значение не должно быть меньше 1,26 г/см. куб.
Разница плотностей между секциями не должна превышать 0,02 г/см. куб. Не все аккумуляторы имеют пробки для забора химической жидкости, поэтому их заряд можно измерить только мультиметром.
Причины и способы их устранения
Ниже приведены возможные причины низкого заряда аккумулятора.
- Износ. Каждая батарея имеет свой срок службы (в среднем, 5-7 лет). Это обусловлено падением ее емкости и вольтажа на клеммах. Свинцовые пластины аккумулятора разлагаются, загрязняя электролит, на них появляется налет из солей серной кислоты, разрушаются изоляционные прокладки. Единственный выход — заменить аккумулятор на новый.
- Утечка тока. Эта проблема возникает вследствие поврежденной изоляции электропроводки и неправильной работы электрооборудования (что чревато коротким замыканием и пожаром). Определяется мультиметром при выключенном зажигании. Нужно поместить щупы прибора в разрыв между плюс-клеммой и плюс-проводом. Если в автомобиле установлена сигнализация, то по паспортным данным определить, сколько она потребляет тока, и оценить возможность утечки за вычетом ее потребления. Устранить проблему поможет только специалист-электрик.
- Сульфатация пластин. На свинцовых пластинах аккумулятора происходит преобразование химической реакции в ток, т.е. важую полезную площадь. Уменьшению таковой способствует нарастание сульфатов — нерастворимых солей. Этот процесс называют сульфатацией. Активизируется при напряжении АКБ менее 11,5 вольт и чревато уменьшением емкости и деградацией.
Есть специалисты, которые смогут реанимировать аккумулятор десульфатацией, оценив рациональность данной процедуры:
- Неполадки генератора. Генератор укомплектован регулятором, который держит подаваемое на аккумулятор напряжение в пределах 13,6-14,4 Вольт. Если он сломан, то АКБ либо недополучает заряда, либо может закипеть и лопнуть от повышенного напряжения. Установить это можно, произведя замеры мультиметром на холостом ходу разогретого двигателя. Об этом написано выше.
- Проблемы с бортовым оборудованием. Случается, что происходят сбои в работе бортового оборудования и потреблении энергии (при этом генератор не способен восполнить увеличенные затраты). Диагностируется проблема проверкой тока мультиметром и установкой суммарных затрат потребления бортовыми приборами.
- Влияние погодных условий. Нельзя допускать замерзания электролита в батарее, т.к. жидкость, превращаясь в лед, занимает больший объем и может, расширяясь, повредить пластины. Поэтому лучше автомобиль хранить в гараже либо в сильные морозы снимать аккумулятор и помещать в теплое место.
- Неполный заряд. Чтобы полностью зарядить аккумулятор (особенно в холодные периоды), необходимо пользоваться специальным зарядным устройством при постоянном токе. Это объясняется тем, что генератор работает при постоянном напряжении. Заряжая АКБ посредством ЗУ, устраняются наросты солей на пластинах и емкость аккумулятора становится максимальной (чего не может сделать генератор).
- Замыкание банок. Если случается короткое замыкание в одной или нескольких банках АКБ, то его придется заменить на новый. Эту неисправность невозможно устранить, т.к. причиной является деформирование пластин и загрязнение электролита. Признаки КЗ: не поддается полной зарядке; быстро разряжается без особых нагрузок; заметно греется с закипанием жидкости.
- Электролит низкого качества. Химические жидкости хорошо выполняют свои функции при особой чистоте. Чем больше примесей, тем медленнее реакции. Это приводит к быстрому разряду и деградации АКБ. Можно сделать отбор, оценку и замену электролита, если проблема только в этом.
Вывод
Выявить проблему, провести замеры не составляет большого труда даже начинающим автомобилистам, но ремонт лучше доверить специально обученным людям во избежание непоправимого.
Источник
Почему аккумулятор не держит заряд
Неполный заряд автомобильного аккумулятора чреват невозможностью запустить двигатель. Особенно актуальной эта проблема становится зимой, когда масло в двигателе загустевает, а электролит в АКБ начинает подмерзать. Разберемся, как диагностировать проблему недозаряда аккумулятора и что с ней делать.
Признаки неполного заряда аккумулятора
Рассмотрим несколько наиболее очевидных и не требующих серьезной приборной диагностики признаков недозаряда аккумулятора.
Первый признак недостаточного заряда батареи – «вялая» работа стартера либо же его полная неспособность провернуть коленчатый вал. При этом обычно слышен щелчок срабатывающего втягивающего, но самому электродвигателю стартера не хватает тока для проворачивания коленвала.
Второй признак – заметное мерцание свата фар, подсветки приборной панели и других электроприборов при работе ДВС на холостом ходу. Исправный генератор номинально выдает напряжение в районе 14 вольт. И если вольтаж АКБ значительно ниже, то при зарядке батареи будет заметно мерцание приборов освещения.
Третий признак – заметное напряжение двигателя при работе на холостом ходу при минимальном задействовании электрооборудования. Генератор во время восполнения заряда сильно разряженной батареи создает заметное сопротивление работе ДВС. И опытный автовладелец, который давно ездит на своем авто, заметит подобные изменения в работе мотора в режиме холостого хода.
Как определить присутствие проблемы
Для того чтобы точно определить недозаряд АКБ, потребуется один из двух приборов: мультиметр (он же тестер) или ареометр. А лучше – два прибора сразу.
Автомобиль перед диагностикой должен проехать хотя бы 10-15 км для того, чтобы генератор восполнил заряд батареи, насколько это возможно. Нельзя проводить проверку на автомобиле, которой долго стоял.
Также делать замеры нужно в теплом помещении или сразу после окончания поездки, когда за счет тепла от работы двигателя прогрелась и батарея.
- Проверка с помощью мультиметра. Установите переключатель режимов тестера в положение измерения постоянного тока до 20 вольт. Подключите щупы к клеммам аккумулятора. Значение нормально заряженной, исправной батареи при температуре окружающей среды около 20 °C должно не быть ниже 12,6 вольт. Если же тестер показывает вольтаж ниже этого предела (при соблюдении вышеперечисленных условий) то АКБ явно недозяражена.
- Проверка с помощью ареометра. Выверните пробки изо всех банок. Поочередно сделайте забор электролита из каждой секции и замерьте плотность. У исправной стартерной батареи при полном заряде плотность электролита не должна проседать ниже 1,26 гр/см 3 . Также разница между банками не должна быть больше 0,02 гр/см 3 .
Проводить проверку с помощью ареометра можно только в случае с обслуживаемой батарей. Если на банках нет пробок, забрать электролит для проверки не получится.
Причины и методы их устранения
Кратко разберем основные причины недозаряда АКБ и способы устранения этой проблемы.
Износ батареи. Самая распространенная причина. Физическое старение аккумулятора неизбежно ведет к уменьшению емкости и падению вольтажа на клеммах батареи. Свинцовые пластины деградируют, осыпаются и обрастают нерастворимыми кристаллами сульфатов. Электролит загрязняется продуктами разложения пластин.
Изолирующие прокладки разрушаются. Средний срок службы хорошей качественной АКБ приблизительно равен 5-7 годам. Если у батареи появились признаки недозаряда в этом временном промежутке, то, вероятнее всего, она просто физически износилась. В этом случае единственное решение – это замена аккумулятора на новый.
Ток утечки. Проблема утечки тока часто бывает каверзной и сложно устраняемой. Небольшое повреждение изоляции проводки или сбои в работе электрооборудования – и АКБ будет постоянно разряжаться. При этом появляется вероятность пожара, так как грань между утечкой тока и коротким замыканием тонкая. Диагностируется эта проблема просто.
Выключаем зажигание, отключаем все потребители тока в автомобиле. Накидываем щупы мультиметра в разрыв между плюсовой клеммой аккумулятора и положительным проводом, подключаемым к ней. Оцениваем проходящий по системе ток. Забирать некоторое количество тока может сигнализация.
Поэтому сначала нужно ознакомиться, сколько ампер потребляет ваша модель противоугонной системы по техническому паспорту. Если цифра на мультиметре значительно (на 50 и более процентов) превышает паспортный ток потребления сигнализации – в электрической схеме авто есть утечка.
Важно! Решение этой проблемы лучше доверить квалифицированному автоэлектрику, так как без должного опыта и знаний устранить ее самостоятельно будет сложно.
Сульфатация пластин. Сульфатация – это процесс образования крупных кристаллов сульфата свинца на поверхности пластин, которые не растворяются во время зарядки. Эти кристаллы уменьшают полезную площадь пластин, на которых и происходит преобразование энергии химических реакций в электрический ток.
Стандартные кислотно-свинцовые батареи сульфатируются во время глубокого разряда. Каждый раз, когда АКБ разряжается до напряжения ниже 11,5 вольт, на пластинах появляются крупные кристаллы сульфатов, что ведет к уменьшению емкости и постепенной деградации аккумулятора.
Существует процедура, которая позволяет восстановить даже сильно засульфатированные пластины. Однако целесообразность этой процедуры и перспективу восстановления батареи способен оценить только опытный аккумуляторщик.
Сульфатация пластин
Проблемы с генератором. Генератор номинально может выдавать напряжение выше 20 В. Однако регулятор напряжения в режиме реального времени контролирует вольтаж, подаваемый на батарею, и ограничивает его в пределах 14,4 В. Если регулятор выйдет из строя, то на АКБ может подаваться слишком низкое или высокое напряжение.
В случае с повышенным напряжением батарея будет кипеть и даже может лопнуть. Если напряжение будет недостаточным, то аккумулятор будет испытывать систематический недозаряд. Проблема диагностируется проверкой тестером. При работе ДВС в режиме холостого хода измеряется напряжение на АКБ.
Оно должно быть не ниже 13,6 вольт после хотя бы 15-минутной поездки и иметь тенденцию к постепенному росту в процессе работы двигателя. Если же оно ниже 13,6 вольт или выше 14,4 – ищем проблему в генераторе.
Проблемы с бортовым оборудованием. Бортовое оборудование при некорректной работе способно быстро и интенсивно высаживать аккумулятор. И часто генератор физически не способен восполнить заряд, если какой либо потребитель стал сбоить и потреблять электроэнергию сверх нормы.
В этом случае батарея испытывает постоянный недозаряд, что чревато ее быстрым старением. Проверить потребляемую бортовой системой мощность можно мультиметром в режиме проверки тока. Однако для оценки, большой или малый ампераж проходит через АКБ, нужно знать хотя бы приблизительно номинальное потребление различных систем авто.
Погодные условия. Температура окружающей среды значительно влияет на работоспособность АКБ. Чем ниже плотность электролита в банках, тем проще ему замерзнуть. Если электролит начал кристаллизоваться, то генератору будет сложно зарядить батарею.
При этом возникает риск физического повреждения пластин и корпуса аккумулятора, если электролит превратится в лед. Поэтому, если синоптики обещают сильные морозы, а машина хранится не в теплом гараже, лучше демонтировать батарею с авто и перенести ее в теплое место.
Недозаряд. Перед похолоданием опытные автовладельцы заряжают аккумулятор на стационарном зарядном устройстве (ЗУ). Причем устройство обязательно должно работать в режиме постоянного тока, а не напряжения. Только так можно на 100 % восполнить заряд АКБ.
Генератор же работает по постоянному напряжению, что не дает такой возможности. Использование стационарного ЗУ позволит растворить максимум кристаллов сульфатов, облепивших пластины, и довести емкость батареи до максимально возможной с учетом ее текущего состояния.
Замыкание одной или нескольких банок. Короткое замыкание (КЗ) в банках АКБ происходит по двум основным причинам: сильное насыщение электролита частицами отслоившегося свинца и деформация пластин.
Короткозамкнутая секция не просто просаживает общее напряжение всей батареи в целом, но и забирает на себя ток из других банок. Признаков КЗ в аккумуляторе несколько:
- невозможность зарядить его до номинального напряжения;
- быстрый саморазряд;
- разогрев и кипение электролита.
Это довольно опасная неисправность, которая устраняется только заменой АКБ.
Некачественный электролит. Электролит со временем насыщается загрязнителями и в целом деградирует. Это приводит к замедлению химических реакций и ускоренному саморазряду.
Чтобы проверить качество электролита, нужно с помощью тонкой прозрачной трубки осторожно сделать забор со дна каждой секции, и после этого оценить состояние взятых проб.
Мутный электролит с явным присутствием посторонних включений можно заменить, если в целом состояние батареи хорошее и есть экономическая целесообразность этой процедуры.
Заключение
В большинстве случаев диагностировать систематически саморазряд батареи не составит труда даже для автомобилиста-любителя. Однако устранение этой проблемы лучше доверить профессионалу, так как в вопросах ремонта электрооборудования авто есть много подводных камней, о которых знают только автоэлектрики с высокой квалификацией.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
Источник