Аккумулятор короткое замыкание банки

Короткое замыкание аккумулятора: не допустить и воскресить

05.12.2016 5910 Просмотров 0 Статьи,

Короткое замыкание (КЗ) в аккумуляторе – это как состояние комы у человека. Теоретическая возможность возврата к нормальной деятельности существует, но скорее всего, замкнувший аккум больше не заработает. Возникает КЗ из-за соединения двух точек электрической цепи с разными потенциалами. В аккумуляторе оно может произойти по причине замыкания положительного и отрицательного токоотводов металлическим предметом. Однако, чаще всего причины короткого замыкания внутри батареи, и увидеть их не так просто.

Почему происходит короткое замыкание АКБ?

Основных причин короткого замыкания всего несколько. Во-первых, замкнуть может батарея, на дне которой образовался слой шлама – осыпавшейся активной массы с пластин. Практически все современные аккумуляторы оборудованы сепараторами – чехлами, наподобие чайных пакетиков из пористого пластика, предохраняющими активную массу от осыпания. Значит, вторая причина КЗ – разрушение сепараторов. Но даже целые сепараторы не могут помешать образованию «мостиков» пористого свинца между положительными и отрицательными пластинами. Отрицательные могут обрастать внушительными наростами свинца, которых хватит, чтобы, при неудачном стечении обстоятельств «грохнуть» банку.

Как определить, что аккумулятор «замкнуло»?

Короткое замыкание, чаще всего, возникает в одной из банок АКБ. Но это приводит к гибели всей батареи. Гибель эта медленная, если дальше проводить печальные параллели с человеческим здоровьем, она похожа на угасание пациента от тяжелой болезни. Вычислить «больной» КЗ аккумулятор несложно: на пораженной банке напряжение будет нулевым. При зарядке плотность в «замкнутой» банке расти не будет, а разряжается такая батарея очень быстро. Зарядка замкнутой батареи может занять намного дольше времени, чем нормальной, а газообразования в электролите заряжаемой батареи слышно не будет.

Читайте также:  Аккумулятор для vista ardeo

Как воскресить аккумулятор после короткого замыкания?

Мы уже говорили, что заставить работать аккумулятор в состоянии КЗ не проще, чем вывести тяжело раненного человека из комы. А с современными батареями – максимально закрытыми, без видимых контактов банок на крышке, и, иногда даже, без пробок, – замыкание становится приговором.

Но все-таки, два способа попытаться воскресить АКБ существует. Один достаточно прост, другой – экстремален.

  • Первый – промыть внутренности АКБ дистиллированной водой. Возможно, получится разъединить пористые перемычки между пластинами или кусочки намазки, замкнувшие батарею.
  • Второй способ возможен, только если в АКБ есть доступ к контактам банок, а у вас есть доступ к инверторному сварочному аппарату постоянного тока. Минус аппарата – к минусу банки, плюс – к плюсу, при этом, аппарат в сеть не включаем. Устанавливаем ток 250 А. Плотно заворачиваем пробки АКБ – чтобы в момент подачи тока не взорвался газ, вырабатываемый аккумулятором. Ставим между собой и аккумулятором перегородку, надеваем спецодежду и защитные очки, сварочный аппарат относим как можно дальше. И кратковременно включаем аппарат. Аккумулятор или выйдет из строя совсем, вплоть до взрыва, или свинцовый нарост, замкнувший пластины пережжет сильным током.

Источник

Как определить замкнутую банку на АКБ и что делать в такой ситуации

Автомобильный аккумулятор — это источник электроэнергии, которая передаётся потребителям. Основная задача АКБ заключается в запуске двигателя. И для этого батарея должна находиться в исправном состоянии и быть заряженной.

Дополнительно аккумулятор питает других потребителей, когда мотор не заведён. То есть АКБ берёт на себя функции генератора. Сам же генератор восполняет исчерпавшиеся запасы заряда в аккумуляторе.

Всё взаимосвязано. Но если АКБ выйдет из строя, то запустить мотор будет проблематично.

Неоднократно случалось так, что одну из банок (секций) аккумулятора замыкало. Каждая из них даёт равное количество энергии. А именно 2,1 В. Банки соединяются последовательно. Это и даёт в сумме 12,6 В. Но если даже одна банка не даст энергию, замкнёт, то вся батарея перестанет функционировать. Есть вероятность её замены.

На что обращать внимание

Автомобилистам будет полезно разобраться в том, как узнать, действительно ли у них замкнутый аккумулятор или нет.

Классическая батарея работает на основе свинцовых пластин, а также электролита из смеси дистиллированной воды и серной кислоты. АКБ состоит из 6 секций. Их называют банками. В каждой банке пара пластин с разной полярностью. Контакты собраны в общий коллектор, и соединён последовательно. Две клеммы выведены на крышку корпуса.

Современные АКБ могут иметь несколько иную конструкцию. Но схема и оснащение банок, а также ячеек остаётся неизменным.

Когда секции соединяются последовательно, то напряжение от каждой банки суммируется. Параметры ёмкости определяются по наиболее забитым банкам.

Чтобы зарядить батарею, на клеммы нужно подать напряжение. В итоге ток начинает растекаться по отдельным секциям.

Вопрос в том, откуда берётся короткое замыкание. Здесь есть несколько вариантов. Разнополярные пластины сближаются и контактируют друг с другом. Вздуваются стенки, образуется перемычка, которая и ведёт к замыканию. Контактный мост также может появиться в результате осыпания смазки.

Ещё нужно понять, что автомобильный аккумулятор действительно замкнутый. Для этого проводится проверка напряжения на клеммах, подключая к ним вольтметр, либо универсальный мультиметр. Замеряя напряжение, обнаруживается провал.

Как известно, в сумме 6 банок по 2,1 В каждая дают 12,6 В. АКБ по идее заряжена полностью. Но проверка показывает всего 10,5-11 В напряжения. Если это так, то нужно искать проблемную секцию.

Пластины внутри имеют основу из свинца, но дополнительно покрываются специальными активными веществами. Если уровень электролита упадёт, батарея окажется перезаряженной, либо глубоко посаженной, то масса не редко осыпается, что и ведёт к замыканию.

Нельзя исключать вариант с внешними механическими повреждениями. Автомобилист случайно уронил АКБ при извлечении или установке. Либо произошло ДТП. Отсюда и нарушения внутренней конструкции с вытекающим замыканием одной или сразу нескольких банок.

Бывали и такие случаи, что электролит внутри замерзал. При заморозке жидкость расширилась и деформировала стенки, повредила пластины. Они соприкоснулись, что и стало причиной для замыкания.

Проверка напряжения на аккумуляторе

Есть несколько простых признаков, как определить короткое замыкание на автомобильном аккумуляторе. Это проверка напряжения, которое упало, а также целостность корпуса и его температура. Если батарея сильно греется, а стенки вздулись, тут вариантов немного.

Когда АКБ не хочет заряжаться даже до 12 В, не проворачивает стартер, то придётся менять её.

В редких случаях при зарядке можно ощутить запах протухших яиц. Это указывает на то, что началось выделение сероводорода. Крайне опасное явление. Зарядку нужно немедленно прекратить, а саму батарею утилизировать.

Характерные признаки

Теперь к вопросу о признаках замкнутых банок на аккумуляторах.

Есть несколько вариантов того, как проверить свой аккумулятор от автомобиля на замыкание.

  • Перегрев. Из-за нарушения перераспределения заряда корпус начинает нагреваться. Потому попробуйте АКБ пощупать. Если он горячий в определённой точке, то в этой секции наверняка произошло короткое замыкание.
  • Кипение. Ещё один способ проверить, действительно замкнута ли какая-то банка от аккумулятора. Но подойдёт обслуживаемым АКБ. Для этого нужно открутить банки, и подключить батарею к зарядному устройству. При поднятии напряжения начинается процесс выделения водорода. Условно жидкость кипит, хотя её температура далеко от 100 градусов Цельсия. Если одна из секций не имеет признаков кипения, то она замкнутая.
  • Замыкание на 1-3 секунды. Актуально для необслуживаемых АКБ. Контакты замыкаются буквально на несколько секунд. Если одна из секций неисправна, то внутри неё начнутся активные процессы выделений.
  • Цвет электролита. На обслуживаемых АКБ его проверить легко. У необслуживаемых есть прозрачные элементы на корпусе. Через них просматривается электролит. В нормальном состоянии он прозрачный. Но при замыкании темнеет, становится чёрным.

Ещё не забывайте проверять уровень рабочей жидкости. На замкнутость указывает падение количества электролита. Если пластины оголились, то есть они не погружены полностью в смесь воды и кислоты, это верный признак замыкания. Но это всё визуальные способы.

Есть верный вариант, как определить конкретную замкнутую банку у аккумулятора. Для этого потребуется воспользоваться мультиметром, либо обычным вольтметром. Дополнительно нужна нагрузочная вилка.

Если под нагрузкой тестер будет выдавать напряжение ниже 1,7 В, это указывает на неисправность.

Существует надёжный метод, как проверить, действительно ли аккумулятор замкнул. Но потребуется предварительно зарядить батарею полностью. Теперь проверьте напряжение обычным мультиметром, либо вооружитесь вольтметром.

Если при полной зарядке тестер показывает около 10,5-11 В, то вышла из строя одна банка. Значение меньше на 2 В говорит о дополнительных проблемных секциях. Увы, но даже при одной замкнутой банке АКБ уже не сможет нормально функционировать.

Когда удалось проверить проблемную АКБ на возможное замыкание, делайте выводы. Дорогие и сравнительно новые батареи, которые служат меньше 3 лет, есть смысл попробовать восстановить. Это не так просто, но возможно.

Если сумели проверить старый аккумулятор, и тест мультиметром показал замыкание с серьёзным снижением напряжения, лучшим решением станет утилизация, а также покупка нового источника питания.

При замыкании более 1 банка проводить работы по реанимации аккумуляторной батареи не рекомендуется.

Почему так происходит

Не все автомобилисты понимают, почему банка в том или ином аккумуляторе замыкает.

Основная причина — это несоблюдение правил эксплуатации, а также рекомендаций производителя.

Компоненты внутри уложены плотно, с минимальным зазором. Это обеспечивает компактность корпуса АКБ. Батарея не занимает много места под капотом. Но близкое расположение имеет и обратный эффект. Это повышенная вероятность того, что разнополярные элементы соприкоснутся между собой.

Сульфатация пластины АКБ

Рассмотрев причины возможного замыкания пластин аккумулятора, удалось выяснить, что ведёт к этому осыпание массы, сульфатация, резкие удары по корпусу, неправильная зарядка, несвоевременное обслуживание и падение уровня электролита.

Если одна секция будет работать в режиме перегрузки, она начнёт быстрее остальных терять заряд, покрываться слоем сульфата свинца и выходить из строя.

Зная про причины, а также возможные последствия, к которым ведёт замыкание пластин внутри аккумулятора, логично узнать о правильных действиях по недопущению таких ситуаций. Это своевременное обслуживание, поддержание полного заряда, защита от саморазряда, а также аккуратное обращение при сильных морозах.

Но иногда даже тщательный контроль и обслуживание ведут к замыканию. Тут уже стоит изучить вариант с возможным заводским браком. Плюс в том, что это гарантийный случай. А потому батарею можно обменять на новую, либо вернуть деньги.

Процедура восстановления

Теперь к вопросу о том, что делать, если внутри аккумулятора замкнула банка.

Существуют 2 варианта:

  • попытаться реанимировать замкнутую проблемную банку автомобильного аккумулятора;
  • утилизировать АКБ и купить новую.

Про причины замыкания вы знаете. Если говорить про последствия, к которым ведёт замыкание пластин автомобильного аккумулятора, то это проблемы с электрикой, разрыв корпуса, возгорание под капотом и пр. В лучшем случае просто не получится завести мотор. В худшем — придётся покупать новую машину.

При замыкании всего одной банки потенциально аккумулятор можно восстановить. Когда замкнул не один отсек, то тут браться за работу бессмысленно. И что делать в такой ситуации, вполне очевидно. Сдавать АКБ в специальные пункты приёма и идти в магазин за новым устройством.

Но если ситуация не столь серьёзная, а батарея новая и дорогая, её можно попытаться вернуть к жизни. Работа выполняется в такой последовательности:

  • определяется проблемная секция;
  • из батареи извлекается старый электролит;
  • вокруг ячейки разрезается пластик;
  • удаляется перемычка с соседними компонентами;
  • аккуратно извлекается весь набор пластик из проблемной секции;
  • свинцовые элементы тщательно промываются от кислоты;
  • со дна удаляется осадок при его наличии;
  • устраняется дефект, который привёл к замыканию;
  • пакет пластин устанавливается на место;
  • заливается свежий качественный электролит нужной плотности;
  • вырезанный кусок пластика приклеивается или фиксируется путём наплавления;
  • батарея полностью заряжается в щадящем режиме.

Щадящий режим означает, что вместо стандартного заряда током номиналом 10% от ёмкости используется ток в 5%.

На практике устранить замыкание можно только на аккумуляторах старого образца и обслуживаемого типа. Необслуживаемые батареи лучше не трогать. И тем более не вырезать на них часть корпуса.

К чему приведёт такой ремонт, предугадать сложно. Это всегда риск. Подобные действия не относятся к гарантийным. И если в результате самостоятельной реанимации пострадает машина, которая на гарантии, ни на какие выплаты и компенсацию рассчитывать не стоит.

Приходилось ли вам восстанавливать замкнутую батарею? Как проходил процесс? Насколько это помогло? Как сделать лучше: реанимировать старую АКБ, либо сразу её утилизировать и купить новую?

Делитесь своим мнением, историями из жизни и личным опытом.

Подписывайтесь, комментируйте, задавайте актуальные вопросы!

Источник

Оцените статью