Для чего нужен сертификат ISO 9001:2015?
Опубликовано: 2.06.2016 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт
Стоит провести черту между плюсами получения сертификата по стандарту ISO 9001:2015 и выгодами от внедрения стандарта. Это, безусловно, разные, хоть и взаимосвязанные вещи. Говорить об этих двух вещах по отдельности нужно хотя бы потому, что существует такой вариант поведения компании на рынке, при котором компания внедряет систему (система менеджмента качества по ISO 9001, – ред.), но принципиально отказывается от заказа услуги сертификации по ISO 9001:2015 и от получения сертификата. Такой случай даже предусмотрен схемами обязательного подтверждения соответствия в Евросоюзе. Вместо сертификации, организации как бы декларируют наличие у них эффективно действующей системы менеджмента качества (СМК, – ред.) по особым правилам. Это называется нотификацией. Зачем делать именно так? К этому мы еще вернемся. Поговорим о том, в чем заключается польза именно от получения сертификата. На практике главным преимуществом компании с сертификатом перед компанией без сертификата является то, что сертифицированная может сотрудничать с большим числом других организаций. Реальность такова, что наличие документа о соответствии стандарту ISO 9001:2015 часть «генома современного рынка». Нельзя выйти на рынок с товаром и не натолкнуться на требование о наличии сертификата. Многие компании, заинтересованные в поисках поставщиков B2B продукции или розницы, принимают решение о том, с кем сотрудничать, в том числе исходя из того, есть у потенциального партнера сертификат ISO 9001:2015 или нет. Мотивация требовать сертификат может быть разной. Есть крупные компании, которые привержены политике распространения передовых практик управления. Через контрактные условия они пытаются культивировать внедрение этих практик у своих поставщиков. Других беспокоят более прагматичные соображения. Они могут не верить в менеджмент качества и тем паче не верить сертификатам. Объективные проблемы в этой области существуют. Однако сертификация для них все равно остается прекрасной «защитой от дурака». Внедрение СМК, проведение процедур оценки соответствия, – сами по себе являются прекрасной проверкой организации на прочность. И тот факт, что такая проверка все-таки была пройдена свидетельствует, что от сертифицированной компании можно ожидать меньше неприятных сюрпризов. Вдобавок, и это даже еще важней, реципиенту информации о сертификации она обходится дешевле, чем альтернатива в виде собственных выездных аудитов у каждого потенциального партнера.
С условием о необходимости наличия документа о соответствии ISO 9001 можно столкнуться очень часто. Как в России, так и за рубежом. Переговоры о сотрудничестве с другой компанией – лишь одна из возможных ситуаций. Сертификат требуют организаторы тендеров, конкурсов по качеству, некоторые рядовые потребители, к сертификации по ISO 9001 подталкивает даже государство, которое видит в распространении этого норматива Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.). Кто-то возразит, что «подталкивает» – неопределенная формулировка. Но есть постановление правительства №113 от 1998 года, которое не оставляет вопросов о том, какую роль в распространении ISO 9001:2015 играют госорганы…
Цитата: ‘Считать важнейшей задачей федеральных органов исполнительной власти осуществление поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000 в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг’
Если с одной стороны, без сертификата ISO 9001 нельзя обойтись, то с другой – его и выгодно получить. Факт сертификации может при соблюдении условий ISO быть использован в рекламе компании. В частности, к сертификату привязана маркировка, разрешение на использование которой выдают в органах по сертификации отдельным документом – если вы об этом не знали, обратитесь к вашему поставщику сертификационных услуг. Сертификат можно повесить в кабинете генерального директора или в переговорной. Эксперты по СМК с улыбкой говорят о «сертификатах на стене», но что тут такого? Особенно, если менеджмент после внедрения ISO 9001, действительно, стал более современным и эффективным.
Наличие сертификата соответствия можно использовать в корпоративных программах лояльности. По практике других предприятий можно сказать, что обычно такая возможность кристаллизуется в форме упоминания качества, как одного из приоритетов в информационных рассылках компании, публикации информации о выданном сертификате на визитках и использования парадигмы СМК, с ее встречами руководства, обучением и прочими атрибутами в качестве формы, в которой ведутся дискуссии по актуальным и острым для конкретного предприятия проблемам. Мы уже упоминали, что независимо от того, верите вы в потенциал методов научно-практического менеджмента или нет – сертификация представляет собой показательный тест компании на работоспособность. Когда речь зашла о лояльности коллектива, настало время дополнить эту мысль: тест этот может быть интересен не только предприятиям, которые предполагают сотрудничать с вашей организацией, но и руководству вашего предприятия. Проект покажет слабые места и позволит лучше понять настоящие проблемы компании.
Ну и нельзя не раскрыть в конце заданную вначале загадку. Почему некоторые компании не хотят сертифицировать, несмотря на то, что уже внедрили СМК? Все очень просто. С получением документа о соответствии ISO 9001:2015 связаны конкретные и прикладные выгоды, которые легко просчитать и которые предельно осязаемы. С другой стороны, польза от внедрения очень сложна, многоаспектна и зависит от того, насколько правильно топ-менеджмент сумел поработать с ISO 9001. Для компаний, которые ставят перед собой цель сертификации, польза от создания в организации СМК часто отходит на второй план. И это трагедия, ведь сертификат не может дать даже сотой доли прибыли и выгод, которые потенциально способна принести эффективная система менеджмента качества.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Что такое ISO 9001 и зачем он нужен простыми словами
В России сертификация по ГОСТ ISO 9001 не является обязательной. Но многие солидные предприятия этот норматив уже сдали. Он подтверждает, что компания соблюдает и выполняет требования, определенные международными стандартами в области системы менеджмента качества. Мы узнали, что мотивирует коммерческие организации получать ISO 9001, и как это отражается на финансовых показателях.
Что такое ISO простыми словами
Системе стандартизации уже более полувека: соглашение о координации усилий в разработке промышленных стандартов было подписано в 1946 году. Сегодня в ней действует 21000 стандартов, касающихся практически всех аспектов ведения бизнеса и технологий. Их разработкой и внедрением занимается Международная организация по стандартизации (IOS — International Organization for Standardization), куда входят партнеры из 165 стран. Она создана для упрощения международного обмена товарами и услугами и кооперации в научной, технологической и экономической сферах.
Для чего понадобились международные стандарты? Представьте, что вы путешествуете из России в Финляндию на велосипеде. В другой стране велосипед ломается. Вам нужны крепежные детали. Система ISO гарантирует, что в любом специализированном финском магазине вы сможете подобрать болты и гайки, которые подойдут для ремонта. Производители велосипедов и комплектующих договорились о единых стандартах, чтобы вам было комфортно в любой стране.
Самая известная линейка стандартов – ISO 9000. В общих чертах, это принятый участниками организации консенсус по поводу управленческих практик на производстве, которые нужны для обеспечения надлежащего качества товаров.
Стандарт ISO 9001 разработан в 1984 году и четырежды корректировался: в 1994, 2000, 2008 и 2015 годах. Сегодня экспертизу по нему прошли более миллиона организаций по всему миру. В нашей стране действуют его национальные эквиваленты: ГОСТ ISO 9001 в версиях 2011 и 2015 годов.
Компания, соответствующая стандарту, придерживается определенных норм и правил в организации технологических и бизнес-процессов, которые гарантируют установленное качество продукции или услуги. В первую очередь, это сигнал потребителю.
Да, и ISO – это не аббревиатура. Название происходит от греческого «isos», что значит – «равный».
Соревнование по странам
Большинство российских компаний, несмотря на активную рекламу стандартизации, не до конца понимают, какие преимущества дает сертификат. На сайте Международной организации по сертификации выложены данные о распределении сертификатов ISO 9001 по странам за 2015 год. В России на момент подсчета действует 9084 сертификата (в 2014 году их было 11213). Для сравнения: в Китае – 292 559, в Италии 132 870, в Германии – 52 995, в Индии – 36 305, в США – 33 103, в Румынии – 20 524. По их количеству в Европе мы идем где-то посередине, вровень с Голландией и Чехией.
Количество сертификатов ISO по странам
Но это абсолютные цифры. Если разделить ВВП страны на количество выданных сертификатов, то среди европейских стран в России этот коэффициент будет одним из самых высоких (0,95). Распределение сертификатов напрямую зависит от насыщенности рынка в целом и активности конкретно рынка сертификационных услуг.
Для примера, на Британских островах, в Дании и Исландии этот коэффициент отрицательный, сертификатов с каждым годом выдается все меньше. Система стандартизации по ISO доведена практически до совершенства. Компании уже не ощущают серьезного влияния прохождения экспертизы на повышение прибыли. Если ISO 9001 есть у всех, в чем его конкурентное преимущество?
Как понять, что вашей компании нужен сертификат ISO?
В России темпы стандартизации управленческих процессов не высоки. Из числа компаний, прошедших экспертизу по ISO 9001, более 90% относятся к промышленным предприятиям (в мире их 83%). Чаще всего это компании, которые планируют или уже работают с зарубежными партнерами.
Мотивация у руководителей предприятий может быть следующая:
- Наши конкуренты уже получили сертификат, чем мы хуже?
- Клиенты все чаще задают вопрос: «Вы сертифицированы по ISO 9001?». Или совсем в лоб: «Почему вы до сих пор не прошли экспертизу по международным стандартам качества?».
Консалтинговые компании, рассказывая о международных стандартах, объясняют, как получить ISO 9001, сколько это стоит. Но мало кто говорит не просто о формальных выгодах (успех и уважение на рынке), а о конкретном экономическом эффекте на фоне вполне ощутимых трат.
Чтобы получить сертификат, нужно разработать и внедрить систему менеджмента качества (СМК). Для этого необходимо подготовить документацию, разобраться с требованиями, написать проект, нанять консультанта или отправить на обучения своего сотрудника, настроить систему, пройти экспертизу в лицензированной организации.
В обычном порядке для предприятия с персоналом в 200-300 человек срок внедрения СМК составляет от полугода до полутора лет. Стоить это может 10-20 тысяч долларов (мы встречали предложения и по 30-50 тысяч долларов за консалтинговые услуги).
Если продажи идут и без сертификата, проблема не стоит остро, получение его не является обязательным, то не понятно, зачем суетиться и изымать из оборота средства на прохождение экспертизы? Проще всего оценить необходимость ISO 9001, опираясь на опыт других компаний, на конкретные цифры.
Экономический эффект от получения ISO 9001
Российский сертификационный центр обозначил две объективные предпосылки для получения сертификата ISO 9001:
- Возможность зайти на международные рынки, где наличие сертификата – обязательное требование.
- Возможность работать в секторе, который регулируется правительством.
В разных источниках можно прочесть о конкурентных преимуществах, которые открывает сертификат в непростой экономической ситуации, но в чем конкретно они выражаются? Через сколько окупятся затраты на внедрение СМК? Как это повлияет на прибыль предприятия?
Как правило, во многих коммерческих проектах прописано требование к подрядчику о внедрении в компании системы менеджмента качества. Особенно часто оно встречается у зарубежных представительств на территории России. Сертификация по ISO 9001, согласно постановлению Правительства РФ №48 от 03.02.2010.г, является обязательным требованием к участникам СРО. Для серьезных клиентов документы, подтверждающие экспертизу компании, могут играть ключевую роль.
Мы не доверяем голословным утверждениям, что после получения сертификата ISO 9001 дела пойдут в гору. Чаще всего источником таких рекламных проспектов являются посредники. Нужны цифры, нужна статистика, нужно на что-то опереться. В 2001 году испанские экономисты проанализировали опыт работы более 400 национальных компаний, внедривших у себя СМК и 400 не внедривших, в различных отраслях за пять лет и суммировали эмпирические данные.
Выгоды от настройки на предприятии системы менеджмента качества принято делить на внутренние (организационные) и внешние (отражающиеся в показателях доходов). Согласно исследованию, внутренние преимущества расположились в следующем порядке (опрос управляющих):
- стандартизация и оптимизация рабочих процессов (33%);
- повышение ответственности сотрудников (19%);
- повышение доверия внутри компании (11%);
- лучшая вовлеченность в работу (11%);
- улучшение управляемости (7%).
Выгоды от системы менеджмента ISO 9001 (по данным опроса управляющих)
Данные по обеим группам прошли обработку статистическими методами, чтобы исключить отклонения. В результате средний доход сертифицированных компаний оказался выше, чем у не сертифицированных. Разницу исследователи признали статистически значимой (в среднем 2-3%). Однако призвали относиться к интерпретации этих данных аккуратно.
В 2015 году вышла статья отечественных экономистов, посвященная эффектам от сертификации по стандарту ISO 9001 для российских промышленных предприятий. Методом псевдорандомизации они проанализировали 1004 компаний, основываясь на данных базы «СПАРК», 214 из которых к 2010 году имели сертификат ISO 9001.
Исследование по нескольким гомогенным группам показало, что в целом финансовые показатели (доходность продаж, издержки на производство) у сертифицированных компаний заметно улучшились по сравнению с не сертифицированными компаниями. Разница в 5-10%. Причина, вероятней всего, в изменениях внутренней организации на предприятии. В то же время это четкий сигнал клиентам и потребителям о новом уровне качества, достигнутом компанией.
В странах, которые стали пионерами в вопросах стандартизации (Великобритания, Дания) получения сертификата ISO 9001 больше не приносит ощутимого экономического эффекта компаниям. Динамика новых сертификатов здесь отрицательная.
В России же, где сертификаты стали популярны относительно недавно, внедрение на производстве системы менеджмента качества может дать положительный эффект. Не просто оптимизировать процессы управления, но и отразиться на увеличении прибыли компании.
Экспертизу компании можно выстроить дополнительным способом. Мы работаем с большим количеством производителей по разным направлениям. В сфере IT технологий это компания Cisco, Avaya, IBM, Lenovo, HPE и т.д. Почти у каждого производителя есть партнерская программа. Обычно, в рамках данных программ существует несколько ступеней соответствия и каждая отражает определенный статус партнера. Чем выше статус – тем большими компетенциями обладает партнер в своей предметной области. Он дает дополнительные преимущества при участии в больших коммерческих проектах: заказчик, как правило, выбирает более компетентного исполнителя.
Источник