Аккумулятор для трактора юмз

Аккумулятор для трактора

Аккумуляторная батарея является обязательным элементом энергообеспечения современных тракторов, без которого невозможна их нормальная эксплуатация.

Для постоянного выполнения этими механизмами своих функций их встроенные аккумуляторы должны соответствовать нормам зарядки, определяемым по состоянию плотности залитого в банки электролита.

Аккумулятор для трактора Т-25, например, не является исключением: он также регулярно проверяется на соответствие его характеристик требованиям стандартов. Для каждого климатического района, в котором эксплуатируется данная модель трактора, предусмотрен «свой» показатель для плотности используемого в АКБ электролита.

Устройство и принцип работы аккумулятора

Сама аккумуляторная батарея трактора Т25 составлена из 3-х одинаковых банок, в которые заливается кондиционный электролит. Отдельные емкости соединены между собою последовательно, образуя общую зарядно-разрядную цепочку. Отдельный тракторный аккумулятор имеет следующие технические характеристики:

  1. Рабочее напряжение – 6 Вольт.
  2. Суммарная емкость батарей – 135 Ампер/час.

Аккумулятор обеспечивает бесперебойную работу трактора

Посредством тумблера марки ВК-318Б одна из клемм аккумуляторной батареи (минусовая) соединяется с массой, а от ее «плюса» питающий кабель протягивается до стартера. При запуске система электроснабжения работает следующим образом:

  1. Сначала через замкнутый ключевой контакт напряжение 12 Вольт поступает на реле стартера, который приводится во вращение и запускает двигатель трактора.
  2. После этого в работу вступает собственный генератор бортовой сети, обеспечивающий электропитанием все узлы.
  3. С помощью того же генератора через специальный регулировочный модуль в нужный момент напряжение подзарядки поступает на клеммы аккумулятора.
Читайте также:  Внешние аккумуляторы asus zenpower

При остановке мотора электроснабжение бортовых потребителей осуществляется от одного АКБ, что приводит к его быстрой разрядке.

Какой аккумулятор выбрать

Вопрос о выборе аккумулятора для Т25, как и о том, какой АКБ на МТЗ 82 установить, решается очень просто. Для каждой из этих моделей производителями тракторов предусмотрена своя марка аккумуляторного изделия. Так, на Т-25 устанавливаются две батареи типа 3-ТСТ-135ЭМС, соединенные последовательно.

Заводом-изготовителем тракторов рекомендуется к использованию именно эта марка АКБ с заливаемым в его емкости объемом электролита в 4,7 литра. Его плотность зависит от времени года, а также от климатических условий в месте проведения работ.

Таблицу с данными по этому показателю, подходящими для других моделей (Т40, например) можно найти, посетив Интернет.

Для каждого трактора стоит выбирать определенную АКБ

На тракторе батарея устанавливается на специальной подставке с амортизирующей подкладкой из резины, которая в свою очередь крепится к сиденью посредством 4-х шпилек и резиновых наконечников особой формы. Поверх аккумуляторного изделия монтируется рама с резиновым уплотнителем, фиксируемая в этом положении 4-мя винтовыми креплениями.

Обслуживание АКБ

Постоянный уход за АКБ трактора Т25 позволяет продлить срок его службы, а также сократить число неполадок, возможных в процессе эксплуатации. Обслуживание батарей сводится к следующим обязательным процедурам:

  1. Периодический визуальный осмотр корпуса АКБ.
  2. Поддержание его в идеальной чистоте.
  3. Контроль заряженности батарей.

Сильное загрязнение корпуса АКБ, а также наличие на его клеммах окислов способствует ускоренной разрядке батареи и мешает ее быстрому восстановлению.

Длительное нахождение в разряженном состоянии приводит к сульфатации отдельных пластин, проявляющейся в виде характерного белого налета.

Следствием этого является снижение емкости АКБ с одновременным повышением внутреннего сопротивления.

Заключение

В заключение обзора отметим, что для каждой модели тракторов марок Т25,40 и МТЗ 82 предусмотрен свой тип аккумулятора. На МТЗ 82, например, устанавливаются батареи типа 3СТ-215М. Все они отличаются по своим показателям (по емкости, в частности), а также по заявленной производителем стоимости. Так, цена аккумулятор для трактора Т 40, например, составляет порядка 5 тысяч рублей.

Что нужно знать об аккумуляторах для МТЗ-82. Особенности выбора и обслуживания

Тракторы Минского завода эксплуатируются не только в самой Беларуси, но и за её пределами. Они поставляются в соседние страны, нашли широкое применение в сельском хозяйстве, коммунальной сфере. Мощные тракторы МТЗ зарекомендовали себя долговечной и надёжной техникой.

Однако их работа во многом зависит от качества основных деталей, в частности, от аккумулятора. Он служит источником питания всех электроприборов и участвует в запуске силового агрегата посредством стартера. В процессе работы АКБ подвергается высоким нагрузкам, отчего наступает её износ, требуется замена.

Как выбрать аккумулятор на МТЗ-82 и что нужно знать про его обслуживание, чтобы продлить эксплуатационный ресурс – об этом ниже.

Особенности устройства

Конструкция всех наиболее распространённых АКБ однотипная. Они представляют собой эбонитовую или пластиковую ёмкость, которая разделена на отсеки, что заполнены электролитом. В качестве последнего используется разведённая с дистиллятом серная кислота.

В отсеки установлены батареи в виде решётки, которые соединены между собой последовательным образом. В качестве сырья для этих элементов используются свинец и сурьма.

Сконструированы такие батареи из нескольких полублоков-пластин с зарядом «+» и «-», выводы от них подключаются непосредственно к клеммам, через которые снимается выходное напряжение.

Важно: на МТЗ-82 используются АКБ ЗСТ-215м на 6 вольт. Поскольку проводка машины рассчитана на 12 В, то для работы устанавливают 2 аккумулятора. Между собой их соединяют последовательно. На более современных тракторах стоит 1 АКБ.

Особенности выбора

Собираясь купить АКБ на МТЗ-82, следует учитывать целый ряд параметров, в частности, тип и мощность двигателя, а также климатические условия, в которых планируется эксплуатация с/х техники.

Обязательно на корпусе аккумулятора указываются данные о ёмкости, допустимом диапазоне рабочих температур и показатель напряжения.

Перед выбором следует узнать вольтаж, что нужен для обеспечения работы стартера.

Важно: ёмкость во многом определяется типом двигателя. Так, поскольку на МТЗ-82 в основном устанавливают моторы Д240/243, требуется аккумуляторная батарея более мощная (>50 А/ч).

Нюансы обслуживания

Наиболее уязвимой частью аккумулятора являются блоки свинцово-сурьмовых пластин. Чтобы защитить их от разрушения, добиться стабильного показателя напряжения и выдачи тока оптимального разряда, требуется электролит конкретной плотности.

Номинальная ёмкость, которую определил производитель – 1,27 г/см3. Однако с учётом климата, сезона этот параметр варьируется. Чем ниже температура внешней среды, тем более плотным должен быть электролит (около 1,29–1,31).

И наоборот, в жаркую пору показатель составляет от 1,21 до 1,23 г/см3.

При измерении плотности применяется специальное устройство – ареометр. Использовать его нужно по отношению к заряженной АКБ по прошествии нескольких часов после отключения от питания. Показатели плотности после включения или добавления жидкости часто неточные.

Ещё следует учитывать поправку на такое понятие, как температура электролита. Когда она выше отметки в 15 градусов, то величину увеличивают показатели ареометра, если ниже – соответственно, уменьшают. Для определения поправок существует специальная таблица, которую можно найти в интернете или руководства по эксплуатации техники.

Аккумулятор нуждается в ежедневном осмотре. В ходе этой процедуры нужно очищать его от пыли, продуктов горения или масла. Аккумулятор обязательно стоит протереть в случае попадания на него кислоты. Среди мер ухода:

  • осмотр корпуса на предмет целостности;
  • проверка клемм, не окислились ли они;
  • слежение за чистотой вентиляционных отверстий, что имеются в пробках;
  • учёт уровня жидкости (электролита). Если он низкий, то доливают дистиллят.

Важно. Следует учитывать: с завода все аккумуляторы для трактора МТЗ-82 поставляются пустыми. Заливать электролит нужно перед запуском АКБ. Лишь с заполненным корпусом допустимо использование батареи по назначению.

Аккумуляторные батареи. Установка аккумуляторных батарей (для трактора МТЗ-82)

На т рактор МТЗ, устанавливаются 2 аккумулятора 6СТ 90 (95), подключаемых параллельно.

Будьте внимательны при установке аккумуляторов на трактор! При последовательном подключении, при запуске трактора, на стартер будет подаваться напряжение в 24 вольта, что приведёт к поломке стартера (стартер сгорит).

Наша компания обычно предлагает купить Аккумуляторные батареи 6 СТ 95 (Тюменский медведь)

Характеристики 6 СТ 95:

  1. Ёмкость аккумуляторной батареи: 95 А/час. (соответственно данный аккумулятор способен, в течении одного часа, подавать напряжение мощностью 95 ампер что соответствует 1206,5 Ватта)
  2. Ток холодного пуска EN: 700А (Указанный изготовителем ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита -18 оС в течение 10 секунд до напряжения на клеммах 7,5 В.)
  3. Тип клемм: Европейский. (Так же существуют Азиатские виды клемм, которые имеют меньшее сечение).
  4. Полярность: прямая
  5. Габаритные размеры: 326x175x208 ДxШxВ
  6. Крепление: Нижнее

Ниже представлена страничка из каталога на которой представлено наглядно как подключаются аккумуляторы на тракторе МТЗ, еще ниже в табличке перечень комплектующих для установки их на трактор.

Трактор МТЗ комплектуется стартером 12 В — ГК СпецСнаб предлагает купить несколько видов стартеров на трактор МТЗ :

Другие запчасти для трактора МТЗ вы можете посмотреть здесь — Купить запчасти на трактор МТЗ

1: Батарея аккумуляторная 12 В 88 А.ч 10: Гайка М6-6Н.6.019 ГОСТ 5915-70
2: Провод (Код: 80-3724042) 11: Провод (Код: 80-3724043-Б)
3: Втулка (Код: 70-3723042-02) 12: Прижим (Код: 80В-3703020)
4: Кронштейн (Код: 80-3703061) 13: Провод (Код: 80-3724039)
5: Болт М6-6gх20.88.35.019 ГОСТ 7798-70 14: Провод (Код: 80-3724038)
6: Пластина (Код: 80-3703062) 15: Болт М8-6gх30.88.35.019 ГОСТ 5915-70
7: Выключатель (Код: 1212.3737-04) 16: Гайка М8-6Н.6.019 ГОСТ 7798-70
8: Чехол 4-60 ГОСТ 19323-73 17: Провод (Код: 70-3724041-А)
9: Шайба 6Т ОСТ 37.001.115-75 (Код: Шайба 6Т) 18: Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75

Аккумуляторная батарея — Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 — Продажа тракторов и спецтехники

  • >> Вернуться к содержанию
  • Аккумулятор представляет собой химический источник тока, который в процессе зарядки накапливает (аккумулирует) электрическую энергию, получаемую от постороннего источника постоянного тока, запасает и хранит эту энергию, а в рабочем режиме (то есть при разрядке) расходует ее на питание различных потребителей.
  • В процессе зарядки в аккумуляторе происходит преобразование электрической энергии в химическую, а при разрядке, наоборот, химической в электрическую.
  • Аккумуляторная батарея состоит из нескольких одинаковых аккумуляторов напряжением 2 В каждый, соединенных между собой последовательно.
  • Преимущественное распространение получили кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи, электроды которых изготовлены на основе свинца, а электролитом служит раствор, составленный в определенных пропорциях из серной кислоты (ГОСТ 667-73) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72).

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 в специальном отсеке за кабиной трактора установлены две соединенные последовательно аккумуляторные батареи ЗСТ-215ЭМ (рис. 79), а на тракторах МТЗ-80Л и МТЗ-82Л — одна батарея 6СТ-60ЭМС. В батарее ЗСТ-215ЭМ три последовательно соединенных аккумулятора (элемента), а в батарее 6СТ-60ЭМС их шесть.

Рис. 79. Аккумуляторная батарея ЗСТ-215ЭМ:

1 — выводной штырь отрицательного полюса; 2 — межэлементное соединение; 3 — крышка; 4 — выводной штырь положительного полюса; 5 — ручка; 6 — блок пластин; 7 — скоба ручки; 8 — пробка; 9 — предохранительный щиток; 10 — баретка; 11- мастика; 12- бак; 13 — сепаратор.

Бак 12 батареи выполнен в виде моноблока с перегородками, отделяющими ячейки для аккумуляторов. Сверху бак закрыт крышкой 3, в которой предусмотрены ряд отверстий и заливная горловина. Горловина закрыта полиэтиленовой пробкой, в которой сделано вентиляционное отверстие. Бак и крышка изготовлены из эбонита.

Зазор между крышкой и баком залит кислотостойкой мастикой II Положительные и отрицательные пластины собраны в полублоки, которые присоединены к штырям 1 и 4 соответствующей полярности, выведенным на крышку 3. Вставленные один в другой полублоки образуют блок 6 пластин.

Между пластинами установлены сепараторы 13 (в батарее ЗСТ-215ЭМ — из мипласта, в батарее 6СТ-60ЭМС — двойные, из мипласта и стекловолокна). Над пластинами установлен перфорированный щиток 9 из винипласта.

Электролит в аккумуляторной батарее должен быть определенной плотности (табл. 4).

Плотность электролита в аккумуляторных батареях тракторов, выпускаемых заводом, составляет 1,27 г/см³.

Таблица 4. Плотности электролита в зависимости от климатической зоны в времени года (допустимое отклонение ±0,1 г/см³)

Климатические зоны. Среднемесячная температура воздуха в январе, °С Время года Плотность электролита, приведенная к 15°С, г/смэ
заливаемого заряженной батареи
Холодная с климатическими районами:
очень холодный от -50 до -30 Зима 1,29 1,31
Лето 1,25 1,27
холодный от-30 до-15 Круглый год 1,27 1,29
Умеренная от-15 до-4 Круглый год 1,25 1,27
Жаркая от -15 до 4 Круглый год 1,23 1,25
Теплая влажная от 4 до 6 Круглый год 1,21 1,23

Для измерения плотности электролита пользуются специальным прибором — ареометром. Не следует измерять плотность электролита вскоре после включения стартера, мощной разрядки или сразу после долива воды.

В таких случаях батарею надо подвергнуть непродолжительной зарядке небольшим током или дать ей постоять 1…2 ч. Это обеспечит выравнивание плотности по всему объему и более точное ее определение.

Технические характеристики аккумуляторных батарей ЗСТ-215ЭМ (ГОСТ 959.25-79) и 6СТ-50ЭМС (ГОСТ 959.3-79)

Показатели ЗСТ-215ЭМ 6СТ-50ЭМС
Номинальное напряжение, В 6 12
Емкость при 20-часовом режиме разряда, А * ч 215 50
Зарядный ток, А 21,5 6,0
Разрядный ток при 20-часовом режиме разряда, А 10,75 2,5
Разрядный ток при стартерном режиме А 645 150
Минимальная продолжительность разряда в стартерном режиме, мин (при начальной температуре электролита 25…-18°С) 3,0 2,0
Объем электролита, заливаемого в батарею, л 7,0 3,0
Масса батареи без электролита, кг 34,0 17,0

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи. Батарею нужно периодически осматривать, содержать в чистоте, в заряженном состоянии и полной исправности

Во время ежедневного обслуживания батарею осматривают, очищают от пыли и грязи. Пролитый на поверхность батареи электролит удаляют чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды.

При технических обслуживаниях проверяют исправность бака, плотность крепления и контактов, очищают от окислов клеммы и штыри, прочищают вентиляционные отверстия в пробках.

Уровень электролита измеряют, пользуясь тонкой стеклянной трубкой, которую опускают в заливную горловину до упора в предохранительный щиток, закрывают пальцем, вынимают и по высоте столбика электролита в трубке определяют его уровень (10…15 мм). Если окажется что уровень понизился, в аккумулятор через горловину добавляют дистиллированную воду.

В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю (и наоборот) необходимо снять батарею с трактора и откорректировать плотность электролита.

Плотность электролита изменяется в зависимости от температуры приблизительно на 0,01 г/см³ на каждые 15°С.

Если плотность измеряется при температуре, значительно отличающейся от 15°С, то ее нужно привести к действительным условиям в соответствии с приведенными ниже данными.

При температуре электролита больше 15°С поправку прибавляют к показаниям ареометра, при температуре ниже 15°С — вычитают.

Температура электролита, °С 45 30 15 0 -15 -30
Поправка к показаниям ареометра 0,02 0,01 0,00 -0,02 -0,02 -0,03

По значениям измеренной и приведенной к нормальной температуре плотности электролита и с учетом исходной плотности электролита полностью заряженной батареи судят о степени ее разряженности (табл. 5).

Таблица 5. Плотность электролита, приведенная к 15°С

Плотность электролита полностью заряженной батареи, г/см³ Плотность электролита разряженной батареи, г/см³
на 25% на 50%
1,310 1,270 1,230
1,290 1,250 1,210
1,270 1,230 1,190
1,250 1,210 1,170
1,230 1,190 1,150
  1. Если при проверке окажется, что батарея разряжена более чем на 50% летом и 25% зимой, то ее следует зарядить в аккумуляторной мастерской.
  2. Полностью разряженную батарею необходимо заряжать не позже чем через 24 ч после разряда.
  3. Очень важно, чтобы пуск дизеля был кратковременным, поскольку электрический стартер создает самую большую нагрузку на аккумуляторную батарею.

Аккумуляторные батареи, находившиеся в эксплуатации, хранят залитыми электролитом и полностью заряженными в прохладном помещении (0…-30°С). Новые батареи хранят без электролита.

Аккумуляторная батарея трактора Т-40

7.10.2018

Оба аккумулятора размещаются в специальном отсеке на маховике. В случае, когда двигатель трактора запускается с помощью пускового устройства, применяют одну двенадцати вольтовую батарею.

Аккумуляторы заливаются электролитом – смесью серной кислоты и дистиллированной воды.

Первый заряд не бывшей в эксплуатации батареи осуществляют после выдержки с залитым электролитом в течении 5-6 часов, сухозаряженным батареям хватает 3 часовой выдержки.

Заряд аккумулятора необходимо производить с температурой электролита не более 30°С и продолжать до начала газообразования в банках батареи.

В зависимости от вида климатической зоны в батарею заливают отличительные по плотности растворы серной кислоты.

Хранение аккумулятора

Хранения заряженного аккумулятора производят в прохладном месте с температурой не превышающей 0°С. Такие условия позволят сохранить батарею в течении 1,5 года, при хранении в комнатной температуре срок жизни аккумулятора сокращается до 9 месяцев.

Как произвести проверку уровня электролита

Проверку уровня электролита аккумуляторной батареи проводят при помощи трубки из стекла с диаметром до 5 мм.

Трубку сквозь горловину аккумулятора окунают до прикосновения с предохранительным щитом каждого из элементов, закрывают верхнее отверстие и достают. Высота электролита в трубке соответствует уровню его в батареи.

В случае недостаточного уровня, проводят, долив дистиллированной воды. В зимнее время, для избегания замерзания воды, ее доливают перед выездом.

Определение плотности электролита

В зависимости от степени заряда аккумулятора плотность электролита разная. Ее можно измерить с помощью специального прибора – ареометра. Для определения плотности электролита в аккумуляторной батареи, после доливки в нее воды, ее надо немного зарядить или дать постоять в течении часа.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Для проверки различных неисправностей аккумулятора, а также для определения его разряда, кроме определения плотности электролита, используют проверку элементов батареи высоким электрическим током, используя нагрузочную вилку.

Спустя 60 часов пребывания трактора Т-40 в работе выполняют:

  1. Протирание электролита пролитого на аккумуляторную батарею.
  2. Проверку вентиляционных щелей аккумулятора.
  3. Проверку уровня электролита и в случае необходимости доливку дистиллированной воды.

Как выбрать новый аккумулятор?

У Вас вышла из строя аккумуляторная батарея? Не беда. Рынок насыщен этими изделиями на любой вкус. Но, чем больше предложений, тем труднее выбрать. Для того чтобы определиться какой аккумулятор нужен именно на Ваш автомобиль или трактор, чтобы и работал надежно и чтобы денег лишних не выбросить, перед тем, как осуществить покупку, необходимо определиться с параметрами, которым аккумуляторная батарея (АКБ) должна отвечать, чтобы нормально функционировать в сочетании с другим электрооборудованием.

Основные из этих параметров следующие: электрическая (номинальная) емкость, А·ч; значение пускового тока (тока разряда стартера при регламентированной напряжении на полюсных выводах в режиме пуска двигателя), А; размеры корпуса АКБ; масса АКБ.

Разберемся с этими параметрами более детально. Для режима пуска двигателя от АКБ нужный запас энергии — как достаточное электрическая емкость, так и высокая мощность при разряде.

Разработчики и основные потребители АКБ установили для различных режимов разряда нормативные величины токов и напряжений, измеряемых на полюсных клеммах.

Нормативные документы на АКБ, как правило, регламентируют два наиболее важных режима разряда: режим определения емкости батареи и стартерный режим при отрицательной температуре.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЕМКОСТЬ. Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать АКБ при длительном режиме разряда или способность аккумулятора давать определенный ток в течение определенного времени.

Например, емкость 40 ампер-часов означает, что аккумулятор может давать ток в 1 ампер в течение 40 часов (или в 2 амперы в течение 20 часов и так далее). Электрическая емкость батареи определяется или при 20-часовом разряде, или в режиме резервной емкости. Номинальная электрическая емкость — емкость 20-часового разряда АКБ.

Именно ее регламентируют в большинстве нормативных документов европейских производителей, в ГОСТ 959-91 и указывают на этикетке АКБ. Для определения номинальной емкости батареи непрерывно разряжают при температуре 25 C током, равным 0,05 C20 (0,05 от величины номинальной емкости, указанной производителем при 20-часовом режиме разряда).

Например, для АКБ емкостью 60 А·ч ток разряда составляет 3 А, а для АКБ емкостью 90 А·ч — 4,5 А. При определении номинальной емкости разряд прекращается при напряжении 10,5В на 12-ти вольтовій батареи.

РЕЗЕРВНАЯ ЕМКОСТЬ. Этот параметр, особенно почитаемый в Америке, показывает интервал времени (в минутах), в течение которого аккумулятор способен давать ток 25А (то есть в течение какого времени он сможет подменять собой генератор, что вышел из строя).

Или это запас емкости аккумулятора, измерено в минутах при разряде током в 25 А для батарей любой емкости при температуре 27 C. Для АКБ номинальной емкостью 55 А·ч резервная емкость может составлять 85-90 минут.

Это означает, что при выходе из строя генератора, автомобиль сможет использовать запасенную в АКБ электрическую энергию еще примерно 1,5 часа.

МОЩНОСТЬ АККУМУЛЯТОРА. Пусковая мощность — величина максимальной выходной мощности, которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд при температуре минус 18 градусов . Этот показатель характеризует способность аккумулятора запускать холодный двигатель.

Как известно из электротехники, мощность характеризуется умножением разрядного тока на среднее напряжение в цепи. P = I · U, где I — ток стартерного разряда при температуре -18 C, U — среднее арифметическое значение разрядного напряжения, измеренного через равные промежутки времени.

В свинцовых батарей с ростом разрядного тока при режиме стартерного разряда (режиме разряда батареи при пуске двигателя стартером) величина среднего напряжения заметно уменьшается.

Поэтому, учитывая постоянство пускового тока, чем больше мощность расходуется батареей при пуске двигателя, тем ниже будет напряжение на его выводах, то есть, тем медленнее двигатель будет вращаться стартером.

Получается, что чем выше мощность АКБ, тем быстрее стартер «крутит» двигатель и, соответственно, легче осуществит его запуск. Для сравнения мощностей батарей достаточно сравнить их пусковой ток (больше ток — больше мощность), приведенный к единой методики испытаний (EN, SAE, DIN, IEC, ГОСТ и др.).

СТАРТЕРНЫЙ РАЗРЯД. Стартерный разряд (за рубежом — короткий разряд) заявленным производителем током, проводится с определенной длительностью (непрерывно или в прерывистом режиме) до напряжения 6 В. При этом, в нормативных документах указывают промежуточные интервалы от начала разряда (5 сек., 10 сек. или 30 сек.

), в течение которых контролируют величину напряжения АКБ в процессе разряда. Запас энергии батареи, характеризуется временем стартерного разряда, показывает, как долго она сможет обеспечивать попытки запуска двигателя. Попросту говоря, чем больше емкость АКБ, тем больше в запасе попыток запустить двигатель. Сначала выбор АКБ проводят разработчики пусковой системы двигателя.

При этом в расчете применяют разрядные характеристики АКБ при состоянии заряда 75% на 3-й попытке пуска стартером. Температурные условия пуска двигателя задает
разработчик двигателя. Как правило, температура пуска бензинового двигателя на товарных маслах принимается -20 С, а для дизельных двигателей до -15 C…-17 Градусов C.

Для последних при низких температурах предусматривается применение средств облегчения пуска (аэрозоль, подогрев топлива, масла, воздуха и так далее). Подобные же средства облегчения в зимних условиях могут применяться и для пуска бензиновых двигателей.

Выбранную разработчиком по разрядных характеристиках стартер АКБ после лабораторных и эксплуатационных испытаний записывают в технический паспорт автомобиля. По этому документу, как правило, осуществляют замену АКБ на новую.

DIN, SAE, EN… На современных стартерных аккумуляторних батареях указывают несколько показателей в различных режимах их определения. Не каждый специалист может понять, в чем отличие тока разряда по DIN (Германия) или ТУ (Россия) от тока разряда по SAE (США) или EN (Стандарт Евросоюза).

Внешне очевидно, что значение тока по SAE или EN (Европейский союз) существенно больше, чем по ТУ (ГОСТ 959-91) или DIN. При разряде этими токами на полюсных выводах АКБ предполагают разную по величине напряжение.

При температуре электролита-18с разряд токами по SAE и EN предполагает напряжение на полюсных выводах АКБ 7,2 В на 30-й секунде и В 7,5 на 10-й секунде соответственно, а при токах по DIN и ТУ (ГОСТ 959-91) напряжение при разряде должно быть не менее 9,0 В на 30-й секунде.

С учетом этих показателей выбор АКБ может быть успешным, если учитывать, что соотношение разрядного тока по SAE и EN к тока по DIN и ТУ равен 1,7 (1EN = 1,7 ·1DIN). Если на конкретной АКБ указанный ток по одному из стандартов, то через этот коэффициент можно определить значение тока разряда по другим стандартам.

НОВАЯ АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
Пусковой ток новой батареи должен быть не ниже, чем в старой (заменяемой). При этом не следует брать новую АКБ с меньшей электрической емкостью (А·ч).

Дело в том, что при некоторых режимах работы двигателя (холостой ход) и малых дневных пробегах автомобиля, АКБ в ночное время «помогает» генератору питать включены потребители. При малой собственной электрической емкости глубина разряда при этом может быть больше 40-50%, что приведет к снижению работоспособности АКБ в режиме пуска двигателя.

Глубокие разряды АКБ повторяются, приведут к сокращению ее ресурса. Таким образом, выбирая АКБ, автовладелец должен учитывать величину пускового тока, значение электрической (номинальной) емкости , расположения полюсных выводов, габаритные размеры (в основном по длине) и способ крепления АКБ.

Паспортные показатели АКБ представляют собой ее потенциальные возможности. Однако, выбирая АКБ, необходимо помнить, что в процессе эксплуатации ее состояние во многом зависит от режима и условий работы автомобиля или трактора.

Можно ли применять АКБ с большей емкостью, чем была?
Или справиться генератор с ее зарядом? Справится, если АКБ не разряжать на автомобиле полностью, на всю емкость.

На пуск двигателя от АКБ любой емкости требуется, примерно, одно и то же количество электроэнергии (на 1-3 попытки пуска по 5-10 сек.), которая не превышает 4-8% от ее номинальной емкости . Эту же количество (А·ч) генератор должен вернуть в АКБ после пуска двигателя.

Другое дело, что полный запас емкости (энергии) в этих АКБ будет разным. Работа щеточно-коллекторного узла стартера будет более напряженной при установке АКБ большей емкости: немного ускорится износ щеток и контактной поверхности коллектора стартера.

Выбор АКБ по габаритным размерам и полярности определяется особенностями автомобиля (площадка под АКБ, длина проводов). Кроме того, выступающие над поверхностью крышки АКБ полюсные выводы могут не дать закрыть крышку капота.

ТИПИЧНАЯ МАРКИРОВКА АКБ
На каждой батареи в соответствии с требованиями международных стандартов должна быть маркировка, содержащая информацию о ее напряжение, в номинальная емкость, назначение и особенности конструктивного исполнения. Маркировка российских и украинских АКБ, наносится в соответствии с требованиями ГОСТ 959-91.

Оно выполняется по следующей схеме:
«6 СТ-60 А1»
(1) (2) (3) (4)
(1) — Цифра, которая указывает число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (6 или 3), характеризует ее номинальное напряжение (12 или 6В соответственно).
(2) — Буквы, характеризующие назначение батареи по функциональному признаку (СТ — стартерная).

(3) — Число, которое указывает номинальную емкость батареи в ампер-часах (А·ч).

(4) — Буквы или цифры, которые содержат дополнительную информацию о выполнении батареи (при необходимости) и материалов, применяемых для ее изготовления, например: «А» — с общей крышкой, буква «З» — залита и полностью заряжена (если ее нет — батарея сухозаряджена), слово «необслуживаемая» — для батарей, отвечающих требованию ГОСТ по расходу воды, «Э» — корпус-моноблок из эбонита, «Т» — моноблок с термопластичной пластмассы,

«М» — сепаратор типа мипласт из поливинилхлорида, «П» — сепаратор-конверт из полиэтилена.

Источник

Оцените статью