Аккумулятор для скутера пустой

Выбор аккумулятора для скутера и его эксплуатация

Водители на скутерах уже давно стали полноправными участниками дорожного движения в крупных и мелких городах. Если зимой в российском климате на таком транспортном средстве ездить холодно, то в летнее время их на улицах предостаточно. Точно так же, как и автомобилю, скутеру требуется аккумулятор. Речь идёт о стартерном аккумуляторе для запуска двигателя. О выборе такой аккумуляторной батареи речь пойдёт в настоящей статье. Мы рассмотрим основные критерии выбора аккумулятор для скутера, виды АКБ, линейки некоторых производителей, а также требования по эксплуатации.

Выбор аккумулятора для скутера

При выборе аккумуляторной батареи на скутер или мопед нужно учесть следующие моменты:

  • электрические характеристики;
  • форм-фактор и исполнение (размеры, вид клемм и т. п.);
  • тип АКБ;
  • наличие дополнительных функций, упрощающих эксплуатацию (индикатор заряда);
  • бренд.

О видах аккумуляторов для скутера здесь достаточно сказать, что они бывают WET, AGM и GEL. В электроскутерах можно встретить литий-ионные аккумуляторные батареи, которые там выступают в роли тяговых, а не стартерных. Хотя стартерные Li-Ion модели иногда можно встретить на скутерах с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Подробнее о видах аккумуляторных батарей для скутеров будет рассказано в отдельном разделе. Примеры линеек АКБ для скутеров от различных брендов также будут приведены ниже. Здесь же мы рассмотрим основные параметры аккумуляторов.
Вернуться к содержанию

Читайте также:  Замкнул аккумулятор при зарядке

Электрические характеристики

Одним из ключевых параметров для выбора аккумуляторной батареи является её ёмкость. Другие две электрические характеристики: номинальное напряжение и пусковой ток.

Подавляющее большинство моделей скутеров имеют в своей комплектации аккумулятор с номинальным напряжением 12 вольт и ёмкостью от 4 до 9 Ач. В продаже можно встретить мотоциклетные АКБ ёмкостью до 30 Ач. Однако модели более 15 Ач обычно устанавливаются на мотоциклы и квадроциклы с большим объёмом мотора. Пусковой ток лежит в пределах от 20 до 90 ампер. В случае стартерных аккумуляторов литий-ионного типа эта величина может достигать 180 ампер. Однако в большинстве случаев такой ток для запуска двигателя скутера не требуется.

Габаритные размеры и клеммы

В случае с аккумуляторами для скутера форм-факторов и разновидностей клемм значительно больше, чем для стартерных батарей автомобилей. Поэтому выбор здесь нужно делать в соответствии с рекомендациями производителя скутера или приобретать аккумулятор, полностью аналогичной старому. В большинстве случаев габариты аккумуляторной батареи тем больше, чем больше её номинальная ёмкость. Среди распространённых размеров можно выделить следующие:

  • 114×39×87, 115×50×86, 120×61×129, 150×86×94, 151×71×107 мм (модели ёмкостью до 9 Ач);
  • 150×87×131, 151×71×130, 151×88×147, 207×71.5×164, 151×88×164, 177×88×154 мм (модели ёмкостью 10─20 Ач);
  • 181×77×167, 176×87×154, 168×126×175, 165×125×175, 205×85×162, 166×130×175 мм (модели ёмкостью 20─30 Ач).

Прочее

Некоторые производители выпускают модели аккумуляторов с дополнительными возможностями. К примеру, это может быть индикатор заряда.

На автомобильных аккумуляторах подобные индикаторы выполняются «глазка», который меняет цвет в зависимости от степени заряженности. На АКБ для скутеров подобные индикаторы можно встретить в виде жидкокристаллического дисплея.

Ниже можно посмотреть, как это выглядит на примере аккумуляторных батарей Red Energy.

Виды АКБ для скутера

Теперь поговорим немного об основных видах аккумуляторных батарей для скутеров. Как уже говорилось, это WET, AGM, GEL, Li─Ion.

Это классические свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. Конструкция предусматривает пластины из свинцового сплава, погруженные в раствор серной кислоты. В отличие от автомобильных WET аккумуляторов, батареи для скутеров часто продаются в сухозаряженном виде. То есть, в комплекте поставки идёт сам заряженный аккумулятор, а также электролит.

В остальном аккумуляторные батареи WET для скутеров ничем не отличаются от автомобильных. К слабым местам этих моделей следует отнести чувствительность к глубокому разряду и повышенный расход воды в случае перезаряда аккумулятора. Хотя в моделях современных аккумуляторов электроды выполняются из кальциевого сплава, что понижает порог напряжения, при котором начинается гидролиз. Это существенно снижает расход воды, и многие кальциевые аккумуляторы не требуют долива в течение всего срока эксплуатации.

Однако последствия глубокого разряда могут быть плачевными. Если вы забудете выключить фары или другие электроприборы на скутере, то АКБ разрядится в ноль и потеряет часть своей ёмкости. А в некоторых случаях даже может выйти из строя. Будьте внимательны!
Вернуться к содержанию

AGM и GEL

Обе технологии подразумевают отсутствие жидкого электролита. Но это те же самые аккумуляторы свинцово-кислотного типа. Отличие от WET заключается в том, что электролит здесь находится в связанном виде.

В случае с AGM электролитом пропитано стекловолокно, которое окружает свинцовые пластины. У аккумуляторов типа GEL серная кислота переведена в гелеобразное состояние благодаря добавкам соединений кремния. И свинцовые электроды в этом случае окружены этим гелем.

К плюсам AGM и GEL технологии следует отнести отсутствие жидкого электролита. То есть, из них ничего не прольётся даже в случае повреждения корпуса. Кроме того, их можно эксплуатировать практически в любом положении.

Однако, есть у них есть и свои недостатки. Их цена выше, чем у стандартных свинцово-кислотных АКБ. А кроме того, они чувствительны к режиму зарядки. Если от перезаряда и завышенного тока стандартный аккумулятор будет просто «кипеть» и терять воду из электролита, то аккумуляторы гелевого типа могут выйти из строя. Перезаряд для них критичен. Поэтому при использовании такого аккумулятора нужно следить за состоянием бортовой сети и использовать соответствующие зарядное устройство, не допускающее их перезаряда.
Вернуться к содержанию

Li─Ion

Как уже говорилось, литий-ионные аккумуляторы чаще всего используются на электроскутерах в качестве тяговых. Они обеспечивают питание электромотора. По своим характеристикам аккумуляторы литиевого типа не слишком подходят для работы в качестве стартерных батарей. Однако подобные модели также можно встретить в продаже. Ниже на картинке можно посмотреть модели KTM и Moratti.

Линейки аккумуляторных батарей для скутеров у некоторых производителей

Ниже кратко рассмотрены линейки АКБ для скутеров у известных мировых брендов.

Varta

Среди предложений аккумуляторов Varta для скутеров можно найти модели AGM, GEL и WET.

  • Powersports AGM;
  • Powersports Freshpack;
  • Powersports GEL.

Bosch

Компания Bosch предлагает для скутеров две линейки аккумуляторов.

Exide

Различные модели для мотоциклетной техники у компании Tab представлены в линейке Moto.

  • Стандартные Conventional;
  • Высокопроизводительные High Performance;
  • Необслуживаемые Maintenance Free;
  • Заводской активации Sealed Activated (AGM);
  • Гелевые (GEL).

Mutlu

Турецкий производитель для скутеров и другой мототехники предлагает аккумуляторы под маркой Golden. Они поставляются в сухозаряженном виде и комплектом для заливки электролита.

Эксплуатация

И в заключение несколько слов про эксплуатацию аккумуляторных батарей для скутеров.

Выбор ЗУ

Для зарядки АКБ скутеров, относящихся к категории WET с жидким электролитом, вполне можно использовать модели ЗУ для автомобильных аккумуляторов. Если же у вас аккумуляторная батарея типа AGM и GEL, то для их зарядки нужно использовать специализированные устройства.

Проблема в том, что при перезаряде (обычно при напряжении 14,4 вольта) начинается выделение газов. Это результат гидролиза, в результате которого выделяется водород и кислород. В случае с жидким электролитом газ постепенно сбрасывается наружу или рекомбинируется внутри с помощью специальной системы каналов в крышках.

В аккумуляторах AGM и GEL при перезаряде газ будет выделяться прямо на электродных пластинах, из-за чего от них будет отслаиваться стекловолокно или гель. Это довольно быстро приведёт к выходу аккумуляторной батареи из строя.

Зарядное устройство (ЗУ) должно иметь возможность заряжать аккумулятор током 10% от номинальной ёмкости. В случае с батареями AGM и GEL ЗУ должно вести процесс заряда по специальному алгоритму, который не допускает выделение газов на электродах. Обычно рекомендации к зарядному устройству можно узнать у производителей аккумуляторов или транспортного средства таким типом АКБ.

Ниже приведены примеры зарядных устройств для аккумуляторных батарей скутеров.

Хранение и обслуживание

Хранить свинцово-кислотный аккумулятор лучше всего в полностью заряженном состоянии. Это касается как WET, так и AGM, GEL аккумуляторов. В некоторых случаях аккумуляторы с жидким электролитом даже ставят на постоянную зарядку с малым током, который компенсирует саморазряд батареи. В результате АКБ постоянно находится в заряженном состоянии.

Периодически (1 раз в квартал) нужно подзаряжать аккумуляторную батарею от сетевого зарядного устройства. Дело в том, что при зарядке только от бортовой сети во время поездок аккумулятор может находиться в недозаряженном состоянии. В зимнее время года такие подзарядки можно производить чаще (1 раз в месяц).

Не нужно проводить никаких «тренировок» батарей для скутера ни перед началом эксплуатации, ни в процессе использования. АКБ свинцово-кислотного типа в этом не нуждаются. Более того, для них это вредно. Для WET аккумуляторов вообще недопустим полный разряд.

Если долго не используете скутер (например, зимой), нужно снять АКБ, полностью зарядить её и хранить отдельно. Если у вас литий-ионный аккумулятор, то нужно хранить в наполовину заряженном состоянии. Стоит также добавить, что аккумулятор для скутера нужно содержать чистоте. На нём не должно быть пыли, грязи, подтёков электролита. Иначе на поверхности образуется токопроводящий слой, что способствует саморазряду аккумулятора.
Вернуться к содержанию

Источник

Скутеры Обслуживание и ремонт

Обслуживание аккумулятора на скутере

Аккумулятор скутера — один из главных звеньев в цепи электрооборудования. Современные модели скутеров значительно превосходят своих предшественников по количеству электроприборов и электронных примочек. Аккумулятор часто остается в тени и ему уделяется мало внимания во время обслуживания и ремонта скутера в целом. А это не так. Рассмотрим основные правила, которые нужно обязательно соблюдать:

  1. Аккумулятор всегда должен быть чистым и сухим. Тут все просто, слой грязи, который накопиться на аккумуляторе со временем, после поездки в дождливую погоду может запросто проводить электричество. Это может привести к ускоренной разрядке последнего вследствие утечки тока. Можно перечислить множество моделей скутеров, в частности китайских, где аккумулятор защищен слабо и этот пункт касается его в первую очередь.

Стандартный аккумулятор скутера

Обслуживаемый аккумулятор скутера

Измерения проводят при комнатной температуре. Существует усредненные показания. Если прибор показывает значение 1,28 — емкость вашего аккумулятора отличная. При показании 1,20 можно задуматься о небольшом снижении плотности и это средний показатель, но вполне подходящий. Если прибор показывает значение 1,12 — ваш аккумулятор разряжен полностью. Как правило, разница между банками батареи должна варьироваться в рамках, не превышающее значение 0,040. Обратите внимание, если эта разница больше, нужно провести комплексный анализ в мастерской, чтобы определить, можно ли эксплуатировать такой аккумулятор в дальнейшем. Приблизительные показатели емкости можно получить и при замерах вольтметром. Об этом ниже.

  • Как проверить емкость необслуживаемого аккумулятора на скутере. Теперь рассмотрим, как проверить плотность на закрытых необслуживаемых аккумуляторах для скутеров. Как правило, они имеют заглушки вместо пробок. Множество из них не имеют никакой возможности определения уровня заряда, однако все чаще можно встретить модели, в которых встроены специальные индикаторы. С помощью индикатора можно определить состояние батареи скутера в любой момент времени. Рассмотрим каждый из пунктов:
    Если индикатора нет. В этом случае приблизительную емкость батареи можно определить после данных измерительного прибора. Измерять в этом случае мы будем напряжение при помощи вольтметра. Тут также есть несколько моментов. Важный момент, измерения нужно проводить на скутере, двигатель которого не работал хотя бы последние шесть часов. Дело в том, что самые точные показания можно определить не сразу после зарядки аккумулятора (а это происходит во время работы двигателя), а по истечении некоторого времени. Однако, если вам нужно срочно проверить показания и у вас нет времени ждать, нажмите на тормоз и подождите около двух минут. Естественно, должен загореться задний стоп, он собственно и разрядит немного аккумулятор. После истечении двух минут, отпустите рукоятку тормоза и дайте ему отдохнуть еще около 10 минут. Теперь можно приступать к измерениям. Установите вольтметр в положение постоянного тока в режим до 20 Вольт (если ваш прибор не имеет режимов точности, ничего страшного, определяйте приблизительные показания). Замерьте показания на клеммах аккумулятора при неработающем двигателе. Нормальные показания исправного вольтметра в режиме постоянного тока — 12,8 вольт. Этот показатель указывает на хороший заряд батареи. Если показания варьируются в пределах 12,3 — 12,8 — это можно считать допустимым, но все же средним показателем. Напряжение ниже 12,3 вольт указывает на низкий заряд аккумулятора и его можно считать разряженным.
    Если индикатор есть. Если аккумулятор вашего скутера оборудован индикатором, можно пропустить предыдущий пункт и определить заряд при помощи него. Естественно, это приблизительный показатель, но ему можно верить. Под индикатором мы понимаем специальный глазок, который методом цветовой индикации оповещает нас о состоянии батареи. Зеленый цвет говорит о нормальном состоянии батареи и отличном зарядке, нед повода для беспокойства. По мере уменьшения емкости аккумулятора, глазок постепенно темнеет. В итоге, он может стать полностью черным, это говорит о разряде батареи. Определите причину того, почему не было заряда, возможно неисправен регулятор напряжения или попросту отошел контакт.
    Если же индикатор постепенно светлеет, переходит в салатовый цвет а затем становится ярко-желтым — это говорит о снижении уровня электролита и такой аккумулятор нельзя эксплуатировать.
  • Таким образом, периодическое обслуживание аккумулятора позволит вам вовремя определить потребность в замене или небольшой корректировке важных элементов для наиболее стабильной работы вашего скутера.

    Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему:

    Источник

    Оцените статью