- Как правильно заряжать АКБ для погрузчика
- Особенности правильной зарядки аккумуляторной батареи
- Как хранить батарею
- Правила эксплуатации АКБ штабелера и погрузчика
- Зарядка и разрядка
- Уровень жидкости
- Очистка
- Безопасность
- АКБ для штабелера: эксплуатация и зарядка
- Особенности эксплуатации штабелера с учетом продления жизни АКБ
- Как обслуживать АКБ для штабелеров
- Как зарядить штабелер
- Правила зарядки тяговых кислотных/щелочных и гелевых АКБ
- Правила зарядки литий-ионных АКБ
- Свинцово-кислотные аккумуляторы для погрузчиков
- Правила эксплуатации тяговых АКБ
- Как «убить» тяговый аккумулятор?
- Общие правила эксплуатации
- Как правильно заряжать АКБ
- Комплектация комнаты для аккумуляторов
- Очистка аккумулятора
- Доливка
- Хранение
- Журнал состояния тяговой АКБ
- Меры предосторожности при работе с АКБ
- Что делать с вышедшим из строя аккумулятором
Как правильно заряжать АКБ для погрузчика
Одной из наиболее дорогостоящих частей вилочного электропогрузчика является аккумуляторная батарея, поэтому вопросу её обслуживания и зарядки необходимо уделять самое пристальное внимание. Грамотное обращение с АКБ способно сохранить жизнь батареи и даже продлить её жизненный цикл, в то время как неумелое обращение, неполноценная зарядка сокращают эксплуатационный период в 1,5-2 раза. Стоит задуматься над этими показателями, учитывая, что батарея стоит подчас не одну сотню тысяч.
Особенности правильной зарядки аккумуляторной батареи
Как же правильно заряжать аккумуляторную батарею, чтобы она служила долго? Есть определённые правила:
- Заряжать батарею необходимо ровно до 100%. Недостаточный заряд приводит к потере ресурса.
- Подключать аккумулятор к зарядному устройству нужно только тогда, когда уровень заряда опустился ниже 20%. Работать до полного истощения не рекомендуем, т.к. в этом случае теряются гидравлика, тяга.
- Заряжать батарею необходимо не чаще одного раза в сутки. При частой или неполной зарядке АКБ перестаёт накапливать и удерживать 100%-й заряд. Причём ресурс сокращается довольно быстро, приводя к новым расходам.
- Периодически необходимо проводить уравнительный заряд. Данная процедура позволяет скорректировать некоторые отклонения в показателях, появляющиеся в процессе эксплуатации батареи. Периодичность уравнительной подзарядки зависит от возраста АКБ. Старые агрегаты заряжают таким способом через каждые 5 зарядок, новые – через каждые 10.
- Самостоятельно следите за индикатором уровня заряда. Многие батареи автоматически отключаются от сети при полном разряде, а это пагубно сказывается на их сроке жизни и качестве эксплуатации.
- Не ленитесь проводить регулярные ТО оборудования. Периодическое обслуживание продлит период бесперебойной работы аккумулятора и сэкономит ваши деньги на покупке нового.
Как хранить батарею
Правильное хранение АКБ также положительно сказывается на сроке её службы. Держать оборудование необходимо при плюсовой температуре (не менее +10 градусов) в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном приточно-вытяжной системой вентиляции.
Аккумулятору периодически требуется чистка. Удалять загрязнения допустимо хлопчатобумажной тканью или мягкой щёткой. Убрать следы кислоты получится при помощи обычной соды (5%-й раствор). Традиционные моющие средства применять крайне не рекомендуем. Во время чистки пройдитесь по вентиляционным отверстиям, тщательно удаляя загрязнения из них. При полной закупорке последних высок риск взрыва батареи.
При правильном уходе аккумуляторная батарея прослужит долго, а вам удастся сэкономить немало денежных средств.
Источник
Правила эксплуатации АКБ штабелера и погрузчика
Как продлить ресурс тягового свинцово-кислотного аккумулятора электрического штабелера или погрузчика.
Стоимость хорошей аккумуляторной батареи составляет от 25 до 40% стоимости всего электрического штабелера или погрузчика, поэтому важно, чтобы она служила долго. Для этого нужно делать правильно 4 вещи: зарядку, обслуживание, очистку, соблюдение правил безопасности.
Для начала несколько важных фактов:
- Аккумуляторная батарея – главный источник энергии электрического погрузчика или штабелера, без которого они не смогут функционировать.
- Каждая зарядка – это один цикл. Тяговый свинцово-кислотный аккумулятор рассчитан в среднем на 1500 циклов.
- Если АКБ заряжается один раз в рабочий день, то может прослужить до 5 лет. Неправильная зарядка сокращает жизнь батареи как минимум наполовину.
Таким обрахом, нельзя забывать о правильном обращении с аккумулятором, поскольку от него зависит производительность, безопасность, а также стоимость эксплуатации электрического погрузчика и штабелера.
Зарядка и разрядка
Длина срока службы тяговой свинцово-кислотной батареи больше всего зависит от правильности зарядки. Для этой процедуры нужно выделить хорошо вентилируемое помещение. Большинство современных погрузчиков или штабелеров оснащаются съемными АКБ, выдвигаемыми на специальных салазках и внешними зарядными устройствами. Это дает возможность использовать два аккумулятора: один в работе, второй заряжается.
Нужно:
- Через каждые 5-10 циклов производить полную разрядку (лучше делать это в конце каждой рабочей недели), а раз в 1-3 месяца –выравнивающую зарядку.
- В конце каждого рабочего дня заряжать батарею, не допуская разрядки ниже 30%.
Нельзя:
- Допускать глубокого разряда (ниже 20%). Это вызывает сульфитацию пластин, что сильно сокращает срок службы АКБ.
- Оставлять батарею надолго разряженной.
- Заряжать слишком часто (по любому удобному случаю, в обеденные перерывы и т.д.). Следует помнить: каждая подзарядка отнимает один цикл из жизни аккумулятора.
- Не доводить зарядку до конца.
Уровень жидкости
Хотя в последнее десятилетие выпускается много необслуживаемых гелевых тяговых АКБ, они не слишком популярны из-за дороговизны. Большинство производителей штабелеров и погрузчиков устанавливают «классику», чтобы удешевить свою продукцию.
- В конце каждой зарядки нужно проверять уровень жидкости. Дистиллированную воду доливают, оставляя около 6 мм до края емкости (для газов, образующихся в конце зарядки).
- Нельзя переливать воду, поскольку вместе с водой потеряется некоторое количество электролита, что уменьшит его плотность.
Очистка
Очистку АКБ штабелера или погрузчика производят еженедельно. Она нужна для предотвращения коррозии и продления срока службы батареи. Выполнять процедуру нужно при хорошем освещении и проветривании. Для очистки применяют теплую чистую воду и соду. Один-два раза в год рекомендуется полностью промывать АКБ горячей водой (с содой и без). Для этого ее предварительно полностью заряжают и сливают весь электролит.
Безопасность
При работе с тяговыми аккумуляторами электрических погрузчиков и штабелеров нужно быть предельно осторожными. Опасность исходит от электричества, кислоты, большой массы (батареи весят сотни килограмм), высокой температуры. Для работы нужны очки, защитная одежда, перчатки.
Запрещено:
- Класть на аккумулятор металлические предметы.
- Отсоединять АКБ от включенного в сеть зарядного устройства.
- Устанавливать или использовать перегревающуюся или неисправную батарею.
Регулярное правильное обслуживание позволит выжать максимальный ресурс из АКБ, а значит сократить расходы на эксплуатацию и обслуживание штабелера или погрузчика. Наш сервис предоставляет услуги по ремонту и диагностике АКБ.
Источник
АКБ для штабелера: эксплуатация и зарядка
Штабелеры – дорогостоящая спецтехника для склада, требующая особо ухода и своевременного обслуживания. Наиболее значимая часть, от которой зависит работоспособность штабелера, является аккумуляторная батарея. И не всегда сотрудники склада доподлинно знают, как обслуживать и как заряжать штабелер. Поэтому рассмотрим основные моменты:
- как эксплуатировать штабелер для продолжительной жизни АКБ
- как обслуживать АКБ
- как правильно заряжать электрический штабелер
Особенности эксплуатации штабелера с учетом продления жизни АКБ
Штабелеры оснащаются аккумуляторами различного типа:
- Щелочными
- Гелевыми
- Свинцово-кислотными
- Литий-ионными
Каждая из АКБ наделена своими плюсами и минусами, имеет особенности эксплуатации и зарядки. Грамотное обращение с АКБв соответствии с номиналом ее емкости, типом, требованиями производителя позволят сохранить ее тяговые свойства и продлить жизненный цикл. В то же время при варварском обращении, как и с любой техникой в принципе, может сократить срок эксплуатации аккумулятора и самого штабелера в целом.
Постоянные зарядки-разрядки, простой техники с разряженной батареей, использование штабелеров в жестких условиях или в тех условиях, в которых эксплуатация не рекомендуется, может сократить срок работы АКБ в 2-3 раза.
Как обслуживать АКБ для штабелеров
Основными правилами обслуживания АКБ являются:
- контроль за уровнем электролита в соответствии с заводскими отметками минимума и максимума
- своевременная и, главное, правильная зарядка
- чистка от механических загрязнений (лучше всего использовать х/б ткань или щетку)
- правильное хранение аккумулятора согласно требованиям производителя (соблюдение температурного режима, влажности и качества помещения)
Соблюдая нехитрые правила можно значительно продлить жизнь АКБ.
Как зарядить штабелер
Зарядка АКБ спецтехники отличается от зарядки стартового аккумулятора автомобиля. Так, многие, задаваясь вопросом, как правильно заряжать 12 В электрический штабелер, обнаруживают, что чтобы зарядить 12 В АКБ, зарядное устройство должно обеспечить напряжение никак не менее 14 В. Но вот если напряжение будет более 15 В, то АКБ перегреется, что приведет к газообразованию и деформации пластин. Изменение параметров тока и напряжения в процессе заряда АКБ регулируется кривой заряда, которая по умолчанию запрограммирована в ЗУ.
Лучше всего себя обезопасить и не заряжать АКБ штабелера чем попало, а использовать для этого рекомендованное ЗУ от производителя. Как правило, большинство производителей поставляют их в комплекте с техникой. Также на штабелерах довольно широко распространены встроенные ЗУ. Однако правильное ЗУ это ещё далеко не всё, и правильной постановкой вопроса будет: «Как заряжать аккумулятор штабелера».
Существует несколько правил зарядки АКБ для складской техники. Начнем с традиционных тяговых (кислотных, гелевых, щелочных) АКБ.
Правила зарядки тяговых кислотных/щелочных и гелевых АКБ
- АКБ требует зарядки, если она разряжена до 20% от своей номинальной ёмкости. При этом не стоит снижать этот порог, так как глубокий разряд весьма пагубно влияет на срок жизни батареи.
- Первым делом необходимо отсоединить разъем АКБ от техники, затем АКБ протирают от возможной влаги и загрязнений.
- Обязательно проверяется уровень электролита (кроме гелевых АКБ).
- АКБ соединяется с зарядным устройством и включается зарядное устройство
- Заряжается батарея до 100%, прерывание этого процесса не желательно. Также необходимо контролировать температуру нагрева АКБ, которая не должна превышать 50 градусов.
- После окончания заряда следует долить деионизированную воду в элементы АКБ при необходимости (кроме гелевых АКБ).
- Стоит учесть, что при частых зарядках (более 1 раза в сутки) либо при неполной зарядке тяговые аккумуляторы теряют свою емкость, тем самым быстро выходят из строя. Также необходимо периодически проводить уравнительный заряд батареи – многие ЗУ имеют эту функцию, главное, учитывать возраст АКБ: более старые уравниваются каждую 5-ую подзарядку, помоложе — каждую 10-ую.
Помните, кислотные и щелочные АКБ заряжаются с открытой крышкой аккумуляторного отсека в специально отведенных помещениях, так как при зарядке выделяется гремучий газ, который в определенной концентрации может быть взрывоопасным.
Правила зарядки литий-ионных АКБ
- В отличие от кислотных и щелочных АКБ литий-ионные батареи не боятся частой подзарядки (могут заряжаться в перерывах на обед либо во время технических перерывов).
- Не стоит допускать разряда ниже 10% от номинальной емкости, так как при постоянно полной разрядке АКБ снижается ее жизненный цикл. Многие производители устанавливают сразу несколько систем оповещения о низком уровне заряда ЛИ АКБ.
- Литий-ионные АКБ вовсе не обязательно доводить до полного уровня заряда. Однако примерно раз в месяц её все же стоит заряжать до 100%. Это позволит зарядному устройству равномерно сбалансировать напряжение во всех элементах ЛИ АКБ, и таким образом батарея прослужит вам максимальный срок.
- Заряжается Li-ion АКБ только рекомендуемыми производителем зарядными устройствами, которые помимо нужно кривой заряда используют особый софт для обмена данными с системой управления АКБ.
- Не оставляйте литий-ионные АКБ в разряженном состоянии и особенно в неотапливаемых помещениях. Это может привести к глубокому саморазряду и последующей непригодности дорогостоящей АКБ.
Правильный уход, своевременное обслуживание и хранение по всем правилам позволит продлить жизненный цикл АКБ любого типа, тем самым исключив ненужные финансовые затраты на новую батарею.
Источник
Свинцово-кислотные аккумуляторы для погрузчиков
Правила эксплуатации тяговых АКБ
Чтобы АКБ служила долго и работала исправно, с ней необходимо проводить ряд обязательных процедур, о которых мы вам расскажем в этой статье.
Как «убить» тяговый аккумулятор?
Самая распространённая из причин поломки АКБ – работа на «сухом» аккумуляторе. Если батарея долго находится в помещении с высокой температурой или часто стоит на зарядке, из электролита испаряется вода. Пластины в банках аккумулятора остаются не закрытыми, начинают коррозировать, осыпаться и быстро выходят из строя.
Поломку батареи ускоряют:
- Постоянная работа до глубокого разряда АКБ;
- Хранение тягового аккумулятора в разряженном состоянии;
- Регулярная недозарядка или перезарядка;
- Неподходящее зарядное устройство;
- Быстрый заряд АКБ большим током;
- Сильная вибрация;
- Использование не дистиллированной воды для доливки;
- Попадание грязи в банки батареи;
- Плотность электролита выше нормы;
- Короткое замыкание.
Общие правила эксплуатации
- Не оставлять технику на долгое время с разряженной батареей;
- Использовать только дистиллированную воду;
- Во время заряда держать банки АКБ открытыми;
- Батарея и зарядное устройство должны быть совместимы;
- При нормальной плотности электролита (не менее 1,13 кг/л) не разряжать аккумулятор более чем на 80%
- Температура электролита не должна превышать 55 градусов.
Как правильно заряжать АКБ
Зарядку аккумулятора производить сразу после окончания работ. Если приборы показывают менее 30% – батарею нужно зарядить. Перед подключением к зарядному устройству открыть откидные крышки на банках и проверить уровень электролита.
Штекер батареи и ЗУ необходимо соединить максимально плотно – иначе контакты соединения могут сгореть. При работе с современным устройством, снабжённым датчиками неисправности батареи, автоматическим отключением при полном заряде, разными режимами подзарядки, отпадает необходимость непрерывно следить за ходом процесса.
На многих предприятиях до сих пор используются ЗУ трансформаторного типа, работу которых приходится контролировать.
Комплектация комнаты для аккумуляторов
Хранение и заряд АКБ происходят в специально отведённом для этого помещении. Во время подзарядки возникает ряд небезопасных моментов – выброс в воздух токсичных веществ, риск возгорания паров электролита, получение химических ожогов при работе с кислотой, работа с электроприборами.
Чтобы избежать несчастных случаев на производстве, к планировке и оборудованию аккумуляторной комнаты предъявляются строгие требования.
- Помещение должно быть изолировано от других площадей;
- Работу с кислотой и её хранение необходимо проводить в отдельном от заряда АКБ помещении;
- Комнату обязательно оборудуют системой вентиляции и принимают меры по предотвращению попадания пыли и грязи;
- Все поверхности окрашиваются кислотоупорными материалами;
- В помещении для приготовления электролита устанавливается вытяжка;
- Комната для подзарядки должна отапливаться для поддержания оптимальной температуры электролита в холодное время года (не меньше +10 градусов);
- Для проведения манипуляций с кислотой для персонала устанавливается шкафчик с защитной одеждой (фартук, резиновые сапоги, перчатки, респиратор);
- Батареи и их элементы не допустимо устанавливать на пол. Для этого комнату оборудуют специальными стеллажами и шкафчиками;
- В помещении для зарядки и хранения кислоты должна быть установлена противопожарная сигнализация;
- При входе необходимо разместить предупреждение о том, что вход разрешён только персоналу, работающему в комнате для АКБ; для сотрудников вход и выход в помещение не должен быть труднодоступным.
Более подробно о требованиях по обустройству аккумуляторной комнаты читайте в действующем документе – ПОТ РО 14000-005-98.
Очистка аккумулятора
На поверхности АКБ не должно быть коррозии, электролита и грязи, а клеммы и перемычки необходимо держать сухими.
- Убедиться, что банки АКБ закрыты, а крышки целые;
- При помощи тряпки или щётки, смоченной в 5%-м содовом растворе очистить клеммы, перемычки и поверхность батареи от грязи (не допускать попадания средства в банки АКБ);
- Смыть остатки грязи чистой водой и просушить аккумулятор;
- Смазать клеммы защитным составом для электросоединений.
Данную процедуру необходимо проводить не реже одного раза в неделю.
Доливка
Проводить проверку уровня электролита в АКБ следует ежедневно.
- Батарея должна быть полностью заряжена перед процедурой;
- Если пластины не закрыты электролитом, допускается долить воду в незаряженный аккумулятор, чтобы закрыть их, потом произвести полную зарядку;
- Долить воду до нужного уровня (около 2 см выше сепаратора);
- Нельзя использовать для доливки никакую воду, кроме дистиллированной;
- После доливки закрыть банки крышками, предварительно убедившись, что на них не попала грязь или посторонние предметы.
Хранение
Перед перемещением АКБ на длительное хранение обязательно очистить от грязи, произвести доливку воды и полностью зарядить.
- Помещение для хранения должно быть сухим и прохладным;
- Примерно 1 раз в месяц необходимо проверять уровень заряда АКБ – он не должен опускаться ниже 70%;
- Нельзя хранить аккумулятор в помещениях, где температура опускается ниже 0 градусов. Также нужно избегать контакта батареи с источниками тепла – это приведёт к быстрой разрядке.
Перед вводом АКБ в эксплуатацию требуется её полная подзарядка.
Журнал состояния тяговой АКБ
Все производители тяговых батарей дают гарантию на свою продукцию. Одно из требований, которое должно соблюдаться в течение гарантийного срока – заполнение журнала аккумуляторной батареи.
Утверждённой формы у такого журнала нет, поэтому каждый производитель делает его по шаблонам собственной разработки.
Данные заполняются персоналом, который отвечает за обслуживание АКБ.
В основном в журнал вносятся данные по манипуляциям с батареей:
- Измерение температуры и плотности электролита;
- Измерение напряжения АКБ;
- Время начала и окончания каждой подзарядки;
- Состояние батареи при передаче смены;
- Дата и время каждой очистки и доливки;
- Комментарии о неисправностях батареи.
Меры предосторожности при работе с АКБ
В обслуживании тяговой батареи нет ничего сложного, но несоблюдение техники безопасности во время работы с аккумулятором может привести к печальным последствиям.
Основная опасность, которую несёт работа с тяговыми батареями – выделение взрывоопасных веществ, поэтому возле аккумулятора категорически запрещено курить и допускать нахождение открытого огня.
Электролит в аккумуляторе может нанести серьёзный вред здоровью, если попадёт в глаза или на открытые участки кожи.
- При работе с кислотой необходимо применять средства индивидуальной защиты (прорезиненный фартук, защитные очки, перчатки и резиновую обувь);
- Если электролит попал на одежду или на тело, нужно немедленно его нейтрализовать нашатырным спиртом или содой и смыть водой.
Ещё одна опасность при работе с АКБ – удар током, поэтому:
- Во время установки батареи на зарядку/снятия, ЗУ должно быть выключено;
- Все кабеля на штекерах АКБ и ЗУ должны быть заизолированы;
- Наконечники зарядного устройства и аккумулятора должны быть плотно соединены.
И главное правило – нельзя допускать к обслуживанию тяговой батареи не обученный персонал.
Что делать с вышедшим из строя аккумулятором
Если требования по эксплуатации не соблюдались и АКБ вышла из строя, можно выбрать одно из решений:
- Утилизировать батарею, сдав её в один из пунктов приёма отработанных аккумуляторов и получить за это немного денег (но ещё предстоит приобрести новую АКБ);
- Восстановить аккумулятор в одном из специализированных сервисных центров, сэкономив на этом хорошие деньги. Как восстановить тяговую АКБ вы можете узнать из другой статьи нашего блога.
Источник