- Обслуживание современного автомобильного аккумулятора
- Как выполнять обслуживание аккумулятора легкового автомобиля своими руками?
- Визуальный осмотр
- Проверка напряжения и зарядки батареи
- Проверка тока утечки
- Проверка уровня и корректировка плотности электролита
- Профилактика сульфатации
- Периодичность обслуживания аккумуляторной батареи
- Как обслуживать необслуживаемые АКБ?
- Как правильно проводить обслуживание автомобильного аккумулятора
- Как часто нужно обслуживать аккумулятор автомобиля?
- Диагностическая проверка
- Периодическое обслуживание
- Как правильно обслуживать аккумулятор автомобиля?
- Измерение напряжения
- Контроль напряжения на авто при работающем двигателе
- Уровень электролита в банках
- Визуальный осмотр
- Периодическая и внеочередная зарядка
- Контроль плотности электролита
- Проверка работоспособности АКБ нагрузочной вилкой
- Измерение тока утечки
- Тренировка автомобильного аккумулятора
- Отчего зависит срок службы аккумулятора автомобиля?
- Степень заряженности
- Температурные условия
- Электрическая сеть автомобиля
- Сульфатация
Обслуживание современного автомобильного аккумулятора
Сегодня эксплуатация автомобиля без исправной аккумуляторной батареи просто невозможна. АКБ обеспечивает запуск двигателя, отвечает за функционирование всех электронных систем машины во время стоянки, а также поддерживает генератор при возникновении чрезмерных нагрузок на бортовую сеть авто. Современные батареи рассчитаны на относительно длительный эксплуатационный срок. Однако своевременное и правильное обслуживание аккумулятора позволяет существенно его увеличить.
Как выполнять обслуживание аккумулятора легкового автомобиля своими руками?
Делать это рекомендуется в несколько этапов, каждый из которых помогает определить тот или иной параметр батареи.
Визуальный осмотр
Внешний вид может рассказать о многих внутренних проблемах с АКБ, поэтому стоит тщательно осмотреть изделие, акцентируя внимание на самых важных частях и характеристиках. Диагностика аккумулятора автомобиля подразумевает выполнение следующих проверок:
- Корпус. На нём не допускаются трещины, сколы, т. к. подобные дефекты ведут к вытеканию электролита. А это не только грозит выходом из строя аккумулятора. Агрессивный химический раствор может попасть на детали двигателя и повредить их.
- Система фиксации АКБ. Многие автовладельцы зачастую с пренебрежением относятся к закреплению батареи, особенно если зимой приходится её относить домой или ставить в иное тёплое помещение. Между тем, незафиксированный аккумулятор испытывает вибрацию, что выводит из строя решётки электродов. Подобная ситуация в худшем случае чревата взрывом АКБ. Есть и ещё один минус, о котором стоит помнить, проводя обслуживание автомобильных аккумуляторов: при ДТП электролит может попасть на пострадавших.
- Выводы «плюс» и «минус». Их плохое состояние ведёт к ухудшению контакта с проводами, идущими от «массы» и стартера. Загрязнённые контакты становятся причиной нагрева силовых кабелей, что чревато невозможностью пуска двигателя, оплавлением изоляции и даже возгоранием. Рекомендуется, осуществляя обслуживание автомобильного аккумулятора, перед затяжкой контактов обработать выводы АКБ специальной пастой, реализуемой в автомагазинах.
Проверка напряжения и зарядки батареи
Чтобы оценить степень заряженности батареи, понадобится тестер. Соблюдая полярность, щупами прибора протестируйте напряжение на контактах батареи при заглушенном силовом агрегате: оно должно находиться в диапазоне 12,6–12,8 В. Если мультиметр показывает меньше, АКБ необходимо зарядить, чтобы избежать процесса сульфатации, ведущего к сокращению эксплуатационного ресурса изделия.
На втором проверочном этапе запустите мотор и ещё раз проверьте вольтаж, включив отопитель салона, дальний свет. Штатное напряжение – 13,8–14 В. Это означает, что генератор работает и подпитывает батарею. Меньшее напряжение говорит о неисправностях в бортовой сети машины. Возможно, виноват и сам генератор или регулятор напряжения (бывает отдельным или встраиваемым).
Проверка тока утечки
Некоторые владельцы авто сталкивались с ситуацией, когда отлично работавший вчера аккумулятор на следующий день с утра переставал функционировать. Причём на улице – плюсовая температура. Возможная причина проблемы – утечка тока. На исправном автомобиле она должна быть, это естественно. Современная машина буквально напичкана электроникой, и многие её узлы работают даже при выключенном зажигании (например, противоугонная система). Всё дело в величине этого параметра. Нормальным считается ток утечки в 15–70 мА. Как обслужить аккумулятор автомобиля в этом случае? Для проверки понадобится тестер. Ваш алгоритм действий:
- Поставьте соответствующий предел измерений на приборе (например, 100 мА).
- Отключите в машине абсолютно все потребители энергии.
- При заглушенном двигателе и выключенном зажигании отсоедините плюсовый провод от клеммы аккумулятора.
- Подсоедините прибор в разрыв между плюсовой клеммой АКБ (красный щуп «плюс») и отсоединённым проводом (чёрный щуп «минус»).
- Убедитесь, что стрелка отклоняется на 15–70 мА. Если это не так, закончив обслуживание АКБ, следует искать причину в «нелегально» работающих потребителях или неисправной проводке.
Проверка уровня и корректировка плотности электролита
Это можно сделать, оставив аккумулятор на его штатном месте в автомобиле. Выкрутите пробки или снимите верхнюю крышку АКБ целиком. Понадобится стеклянная трубка или ареометр – изделие для проверки плотности электролита. В первом случае опустите трубку в раствор, пока она не упрётся в пластину. При этом верхнее отверстие нужно закрыть пальцем. Поднимите трубку и оцените уровень: он должен составлять 10–15 мм. Если есть ареометр, то для проверки воспользуйтесь имеющейся на нём резиновой грушей. Процедуру нужно проделать с каждой банкой батареи.
Далее проверьте плотность электролита. Здесь обслуживание АКБ автомобиля требует наличия ареометра. Рекомендуемое значение плотности – 1,28 (в регионах, где суровая зима, допускается 1,3). Если она недостаточна, долейте дистиллированную воду, продаваемую в автомагазинах или аптеках. Показания снимаются с каждой банки. Стоит заметить, что высокая плотность отрицательно сказывается на сроке службы изделия. В этой ситуации для корректировки с помощью груши удалите часть раствора и долейте дистиллированной воды. После окончания вышеописанных процедур зарядите батарею.
Тестирование осуществляется при температуре +20 С.
Профилактика сульфатации
Имеется в виду покрытие сульфатом свинца PbSO4 аккумуляторных пластин, сделанных из этого металла. Развитие процесса приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. По большому счёту, сульфатация – естественный и неминуемый ход событий. Однако правильный уход за автомобильным аккумулятором серьёзно замедлит процесс и увеличит эксплуатационный ресурс изделия. Точно определить степень сульфатации под силу только специальному оборудованию. Проводя обслуживание аккумуляторных батарей, можно увидеть испорченные пластины: они отличаются белым налётом. Данный процесс вызывается:
- Длительным неиспользованием аккумулятора (например, когда машина долго простаивает).
- Хранением разряженной АКБ.
- Короткими по времени и километражу поездками, связанными с частым пуском мотора (примером может служить постоянная эксплуатация авто в городе).
- Чрезмерно сильным разрядом батареи.
Если сульфатация всё же началась, есть несколько способов прервать процесс. Один из них заключается в изготовлении или приобретении электронного устройства, выдающего импульсные токи. Однако найти его в продаже достаточно проблематично, а самостоятельное изготовление по силам лишь человеку, подготовленному в плане электротехники. Поэтому стоит присмотреться к более простому способу восстановления работоспособности батареи. Как обслуживать аккумулятор в этом случае? Десульфатация заключается в многократной зарядке. Ход действий такой:
- Проверьте плотность электролита в каждой банке и запомните, чтобы потом произвести сравнение.
- На ЗУ установите зарядный ток в 0,04 от ёмкости АКБ. То есть, если ваш аккумулятор на 55 А/ч, будет 2,2 А при напряжении 14 В. Время процесса – 8 ч.
- Оставьте батарею в покое на 12–14 ч, чтобы компенсировать потенциал на свинцовых пластинах.
- Измерьте плотность: если она увеличилась, процесс пошёл и процедуру нужно повторить.
Периодичность обслуживания аккумуляторной батареи
Если автомобиль совершает регулярные выезды, обслуживание аккумулятора своими руками рекомендуется проводить не реже двух раз в месяц. При визуальном осмотре обязательно очистите корпус батареи от грязи и осевших паров электролита. Последние, когда преобразуются в подтёки, формируют пленку, проводящую ток. Это ведёт к пусть и слабому электрическому контакту плюсовой и минусовой клемм АКБ, что вызывает её саморазряд.
Как обслуживать необслуживаемые АКБ?
Здесь необходимость в постоянном контроле за уровнем электролита отсутствует. О работоспособности батареи можно судить по специальному глазку-индикатору, встроенному в корпус. Если он зелёный, напряжение соответствует норме. Однако даже в этом случае ёмкость может быть недостаточной, особенно в морозы. Некоторые аккумуляторы имеют прозрачный корпус с отметками min, max, по которым можно судить об уровне раствора в батарее. Как обслуживать аккумулятор автомобиля, если АКБ герметична? Весь уход сводится к нескольким несложным действиям:
- Внешний осмотр на предмет наличия трещин, подтёков.
- Очистка корпуса и дренажных отверстий (каналов).
- Проверка чистоты, подтягивание (при необходимости) контактов и покрытие их специальной пастой.
Источник
Как правильно проводить обслуживание автомобильного аккумулятора
Автомобильный аккумулятор представляет собой источник электрического тока, работающий на основе протекающих в нём электрохимических реакций. Как и любое другое устройство, АКБ требует периодической диагностики и проведения профилактических работ. Сегодня распространено отношение к аккумуляторной батарее, как к «расходнику». В принципе, так оно и есть. Но ведь за счёт регулярного обслуживания можно увеличить срок службы автомобильного аккумулятора. Тогда вы будете покупать новую батарею не через 2─3 года, а через 5─6 лет. Как говорится, экономия налицо. Информация в этой статье поможет вам разобраться, как и с какой периодичностью нужно обслуживать автомобильную АКБ.
Как часто нужно обслуживать аккумулятор автомобиля?
Обслуживание аккумуляторной батареи для автомобиля можно подразделить непериодические проверки её состояния и непосредственное проведение профилактики. Обслуживание автомобильного аккумулятора своими руками не будет вам стоить ничего и позволит сэкономить деньги. В то же время вы можете доверить профилактику специалистам в автосервисе. Но диагностику АКБ лучше научиться проводить самим. Тогда у вас будет понимание того, в каком состоянии аккумулятор, и нужна ли ему очередная профилактика.
Диагностическая проверка
- При проведении диагностики автомобильной АКБ рекомендуется делать следующие действия:
- Замер напряжения аккумулятора, снятого с автомобиля (со снятыми клеммами);
- Замер напряжения подключённой к машине аккумуляторной батареи при работающем двигателе;
- Контроль уровня электролита;
- Визуальный осмотр на предмет загрязнений, повреждений корпуса и клемм.
Все эти действия нужно проводить постоянно, даже если проблем с работой аккумулятора не наблюдается. Все эти операции относятся к периодической проверке состояния автомобиля. Их можно проводить одновременно с проверкой уровня масла в двигателе, жидкости в омывательном бачке, проверки давления в шинах и т. д.
Вернуться к содержанию
Периодическое обслуживание
- Периодическая зарядка от сетевого зарядного устройства. Проводится раз в квартал лето, раз в месяц зимой. При необходимости проводился внеочередная зарядка, если аккумулятор сильно разряжен;
- Тестирование АКБ на работоспособность нагрузочной вилкой. Можно проводить раз в полгода, чтобы оценить состояние батареи;
- Замер плотности электролита. При необходимости делается корректировка. Проводится после плановой зарядки аккумулятора;
- Профилактика десульфатации;
- Измерение тока утечки.
Что вам потребуется для обслуживания аккумулятора автомобиля своими руками:
- ареометр;
- мультиметр (или вольтметр);
- нагрузочная вилка;
- сетевого зарядное устройство;
- свежий электролит и дистиллированная вода;
- прозрачная трубочка из стекла или пластика;
- груша.
Не забывайте, что при обслуживании автомобильного аккумулятора необходимо использовать средства индивидуальной защиты. Электролит является водным раствором серной кислоты. Это едкое вещество, которое поражает слизистую и кожу. Поэтому обязательно защищайте руки перчатками, а глаза защитными очками.
Как правильно обслуживать аккумулятор автомобиля?
Измерение напряжения
Для измерения напряжения АКБ будет нужен вольтметр или мультиметр. Эта операция выполняется для оценки степени заряженности аккумуляторной батареи. Замер нужно выполнять на аккумуляторе в разомкнутой цепи. То есть, снимаете клеммы с батареи и щупами мультиметра касаетесь токовыводов. Красный на плюс, а чёрный на минус. В принципе, полярность можно не соблюдать. В этом случае абсолютная величина напряжения будет та же, только мультиметр его покажет со знаком минус. Советуем подробнее узнать о норме заряда аккумулятора автомобиля в указанном материале.
Замер напряжения автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра
Контроль напряжения на авто при работающем двигателе
В этом случае также проводятся измерения напряжения на токовыводах АКБ. Но теперь аккумулятор подключён к бортовой сети и заведён. Для имитации реальных условий работы включается магнитола, обогрев стёкол, печка. В таком режиме напряжение на АКБ должно быть примерно 13─14,4 вольта.
Замер напряжения на авто при работающем моторе
Этот замер проводят с целью диагностики работы генератора. От этого напрямую будет зависеть, насколько хорошо автомобильный аккумулятор будет заряжаться при поездке. Если напряжение будет меньше указанного интервала, то АКБ будет плохо восполнять заряд. Если будет выше, то это будет вызывать активный гидролиз (разложение воды).
Это приведёт к сильному расходу воды из электролита. Поэтому если напряжение на работающем двигателе не соответствует норме, обращайтесь к автомобильному электрику. В статье о том, почему не заряжается аккумулятор автомобиля от генератора подробно описаны все причины.
Вернуться к содержанию
Уровень электролита в банках
Контроль уровня электролита в банках можно выполнять на аккумуляторе, установленном на авто, или снятом с него. Обычно эта операция проводится по окончании зарядки. Открываете отверстия банок (если аккумулятор обслуживаемый). Измерять уровень можно стеклянной трубочкой. Можно трубкой из пластика. Подойдёт простой корпус от авторучки.
Корпус от шариковой ручки
Замер уровня электролита
В трубке высота уровня электролита должна быть примерно 10─15 мм. При необходимости доливайте дистиллированную воду. Ни в коем случае не эксплуатируйте автомобильный аккумулятор с оголёнными пластинами. Если трубочки для измерения нет, то просто визуально проверьте, чтобы электролит полностью покрывал поверхность пластин. Подсвечивайте внутрь с помощью фонарика.
Внимание! Никогда не используйте для подсветки спички или зажигалку. При работе аккумулятора под его крышкой накапливается водород. При попадании искры или открытого пламени произойдёт взрыв аккумуляторной батареи. Так, что меры безопасности, прежде всего.
Визуальный осмотр
Примерно раз в неделю перед поездкой рекомендуется осматривать АКБ на предмет загрязнений и повреждений. Протирайте с корпуса автомобильного аккумулятора масло, пыль, электролита. Очень хорошо протирать его раствором пищевой соды для нейтрализации электролита. Для этого разведите на чайную ложку соды в стакане воды.
Грязный автомобильный аккумулятор с окисленными клеммами
Периодическая и внеочередная зарядка
Периодическую зарядку автомобильного аккумулятора следует проводить 1 раз в 3 месяца. Зимой, особенно в холодном климате, зарядку нужно делать раз в месяц. Точнее, этот процесс можно назвать не зарядкой, а подзарядкой.
Зарядка автомобильного аккумулятора от ЗУ «Кедр»
При частых кратковременных поездках в режиме городского цикла генератор не успевает полностью зарядить батарею (особенно в зимнее время года). Как правило, такую подзарядку проводят в режиме с постоянным напряжением.
Что это значит, и какие ещё есть режимы зарядки можно прочитать в материале под названием «Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством».
Необходимость во внеочередной зарядке возникает при глубоком разряде аккумулятора. К примеру, вы забыли выключить фары или музыку в машине. После долго простоя автомобиля АКБ также потребует внеочередной зарядки. В таких случаях для заряда лучше использовать режим постоянного тока, который хорошо подходит при глубоком разряде. Советуем также ознакомиться с особенностями зарядки кальциевого автомобильного аккумулятора.
Дополнительно можете прочитать статью о том, можно ли заряжать аккумулятор на машине, не снимая клеммы.
Вернуться к содержанию
Контроль плотности электролита
Плотность электролита в АКБ нужно проверять после полного заряда аккумулятора. По показаниям плотности можно оценить степень заряженности. Для средней полосы следует поддерживать плотность электролита в интервале 1,27─1,29 гр./см3 на полностью заряженной батарее. Севернее плотность рекомендуется доводить до 1,3 гр./см3. Чтобы измерить плотность вам потребуется ареометр. Также у вас должен быть свежий электролит и дистиллированная вода для корректировки плотности, если потребуется.
Электролит и дистиллированная вода
Ниже приводится таблица заряженности электролита. По этим данным можно оценить степень зарядки автомобильного аккумулятора, температуру замерзания и плотность электролита.
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
---|---|---|---|---|
1,11 | 11,7 | 8,4 | 0 | -7 |
1,12 | 11,76 | 8,54 | 6 | -8 |
1,13 | 11,82 | 8,68 | 12,56 | -9 |
1,14 | 11,88 | 8,84 | 19 | -11 |
1,15 | 11,94 | 9 | 25 | -13 |
1,16 | 12 | 9,14 | 31 | -14 |
1,17 | 12,06 | 9,3 | 37,5 | -16 |
1,18 | 12,12 | 9,46 | 44 | -18 |
1,19 | 12,18 | 9,6 | 50 | -24 |
1,2 | 12,24 | 9,74 | 56 | -27 |
1,21 | 12,3 | 9,9 | 62,5 | -32 |
1,22 | 12,36 | 10,06 | 69 | -37 |
1,23 | 12,42 | 10,2 | 75 | -42 |
1,24 | 12,48 | 10,34 | 81 | -46 |
1,25 | 12,54 | 10,5 | 87,5 | -50 |
1,26 | 12,6 | 10,66 | 94 | -55 |
1,27 | 12,66 | 10,8 | 100 | -60 |
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
Если из электролита выкипела вода и его плотность повысилась, то нужно долить дистиллированной воды до 10─15 мм выше уровня пластин. Если плотность низкая, но заряд аккумулятор больше не принимает (напряжение и ток при зарядке не изменяются), тогда нужно её корректировать в сторону увеличения. Для этого электролит низкой плотности отбирается и заливается новый с требуемой плотностью. Все эти момент подробно были расписаны в материале «Какая кислота в аккумуляторе автомобиля и для чего нужен электролит».
Вернуться к содержанию
Проверка работоспособности АКБ нагрузочной вилкой
Нагрузочная вилка – это прибор, который позволяет имитировать нагрузку на аккумуляторную батарею, создаваемую при пуске мотора. С помощью нагрузочной вилки можно оценить реальное состояние аккумулятора. Проводите такую проверку раз в полгода, лучше перед зимним сезоном.
Проверку следует проводить на заряженном аккумуляторе. Нагрузочная вилка включается на 10 секунд, в течение которых создаётся имитация стартерного тока 150─200 ампер. По истечении 10 секунд напряжение аккумулятора не должно просесть ниже 9 вольт. Если ниже, то аккумулятор неработоспособен и его следует заменить.
Измерение тока утечки
Важно периодически проверять ток утечки в бортовой сети. Иначе при исправной аккумуляторной батарее вы будете сталкиваться с ситуацией, когда аккумулятор на машине разряжается за ночь. Повышенный ток утечки могут вызывать неисправные потребители тока в сети, замыкание, изношенная проводка, окисление контактов и т. п.
Измерение тока утечки
Тренировка автомобильного аккумулятора
Под тренировкой понимается периодическая (раз в 5─6 месяцев) полная зарядка и разрядка аккумулятора. В ряде случаев это помогает снизить процесс сульфатации. Стоит сразу заметить, что КТЦ (контрольно-тренировочный цикл) эффективен только на начальной стадии сульфатации. В запущенных случаях это мероприятие бесполезно. Ниже приводится схема для проведения тренировки аккумулятора.
Во время контрольно-тренировочного цикла выполняется разрядка аккумулятора какой-нибудь нагрузкой до напряжения 10,8 вольта. Затем проводится полная зарядка. Можно выполнять эту операцию с помощью многофункциональных устройств типа iMax B6. При этом можно узнать реальную ёмкость вашей АКБ.
Вернуться к содержанию
Отчего зависит срок службы аккумулятора автомобиля?
В заключение рассмотрим несколько факторов, которые оказывают непосредственное влияние на срок службы автомобильного аккумулятора.
Степень заряженности
Если аккумулятор постоянно разряжен, это отрицательно сказывается на сроке его службы. Заряд АКБ лучше постоянно поддерживать близким к 100%. Это, конечно, идеальные условия, но периодическую подзарядку делать обязательно.
Температурные условия
Температура окружающей среды также оказывает влияние на срок службы батареи. В частности, температура сильно влияет на пусковую мощность АКБ, которая на холоде значительно снижается. Заявленная ёмкость АКБ измеряется при 15 градусах Цельсия. Если температура от этой отметки снижается на один градус, то ёмкость при этом снижается на 1 ампер-час.
Стоит помнить о том, что нельзя эксплуатировать разряженный аккумулятор на морозе. Это может привести к замерзанию электролита в батарее и выходу её из строя. Подробнее об этом в материале «Замёрз аккумулятор автомобиля: причины и что делать». В летний период, когда под капотом высокая температура, из электролита активно выкипает вода. Поэтому нужно следить за тем, что уровень электролита не опускался ниже уровня пластин. Эксплуатация в таком состоянии приводит к резкому сокращению срока службы АКБ.
Вернуться к содержанию
Электрическая сеть автомобиля
Не менее важным для «здоровья» аккумулятора является состояние его бортовой сети. В первую очередь речь идёт об исправном генераторе, а также реле, регулирующим напряжение. Кроме того, важно состояние проводки авто и исправность других потребителей тока в сети. Напряжение, подаваемое на аккумулятор в автомобильной сети, должно составлять 13─14,4 вольта.
Если в бортовой сети напряжение ниже, чем указанный интервал, то она постоянно будет в разряженном состоянии. Это приводит к интенсивной сульфатации и преждевременному выходу батареи из строя.
Если величина напряжения будет выше 14,4 вольта, то электролит будет постоянно кипеть. Из-за этого возрастает расход воды и быстро снижается уровень электролита. Подробнее о последствиях читайте в статье под названием «Кипит аккумулятор на машине: причины и устранение».
Вернуться к содержанию
Сульфатация
Сульфатация представляет собой процесс оседания сульфата свинца на аккумуляторных пластинах. Из-за этого уменьшается их рабочая поверхность и снижается ёмкость автомобильного аккумулятора. Сульфатация является естественным процессом, но его можно уменьшить. Для этого нужно регулярно заряжать АКБ и проводить десульфатацию аккумулятора. По указанной ссылке вы можете подробно узнать о мерах, которые можно предпринять, чтобы снизить сульфатацию.
Вернуться к содержанию
Источник