- Размеры аккумуляторов KamAZ
- Стандартные размеры аккумуляторных батарей на КамАз:
- Аккумуляторы по моделям:
- Аккумуляторная батарея КамАЗ-5320, -55102, -55111
- АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
- Техническая характеристика
- ПРИВЕДЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
- Техническое обслуживание
- Ремонт
- Сзо= Ср/ (1+0,01(t°-30)),
- Хранение
Размеры аккумуляторов KamAZ
КамАз (Камский автомобильный завод) — российский производитель грузовых автомобилей и автобусов начиная с 1976 года.
Стандартные размеры аккумуляторных батарей на КамАз:
Автомобильный аккумулятор используется в качестве источника электроэнергии для запуска двигателя или работы бортовой сети машины при неработающем двигателе.
Максимальная высота АКБ на КамАз составляет 242 (мм), длина — 518 (мм), ширина — 276 (мм).
Параметры размеров аккумуляторов на КамАз:
- Длина: от 514 до 518 (мм);
- Высота: от 217 до 242 (мм);
- Ширина: от 223 до 276 (мм);
- Объем двигателя: от 10.8 до 14.8 (л);
- Годы производства: 1976 — 2009.
Важно: во избежание ухудшения работоспособности транспортного средства рекомендуется устанавливать на КамАз аккумуляторы с параметрами, которые указывает завод-изготовитель.
Аккумуляторы по моделям:
Общие параметры аккумуляторов для KamAZ | |||
---|---|---|---|
Общий вид | L (мм) Длина (L): |
Усредненная длина аккумулятора KamAZ (КамАЗ) для всех моделей и модификаций.
Данные представлены в миллиметрах.
Ширина (B):
Усредненная ширина аккумулятора KamAZ (КамАЗ) для всех моделей и модификаций.
Данные представлены в миллиметрах.
Высота (H):
Усредненная высота аккумулятора KamAZ (КамАЗ) для всех моделей и модификаций.
Данные представлены в миллиметрах.
(Общий вид)
Возможные размеры аккумуляторов KamAZ для всех моделей | ||
---|---|---|
L (мм) Длина (L): |
Длина аккумулятора KamAZ (КамАЗ) для разных годов выпуска.
Данные представлены в миллиметрах.
Ширина (B):
Ширина аккумулятора KamAZ (КамАЗ) для разных годов выпуска.
Данные представлены в миллиметрах.
Высота (H):
Высота аккумулятора KamAZ (КамАЗ) для разных годов выпуска.
Данные представлены в миллиметрах.
Предостережение: несмотря на то, что данные представляют собой официальные цифры производителей, приведенная выше информация является справочной, и не гарантирует однозначной точности.
Источник
Аккумуляторная батарея КамАЗ-5320, -55102, -55111
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
Свинцово-кислотная аккумуляторная стартерная батарея 6СТ-190ТР (6СТ-190А) состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в термопластовом моноблоке полиэтиленовой композиции.
Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами 135,5х143 мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин равна 1,9 мм, а положительных — 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных — 14. Сепараторы батарей изготовлены из мипора.
Техническая характеристика
Тип батареи | 6СТ-190ТР (6СТ-190А) |
Количество батарей | 2 |
Номинальное напряжение батареи, В | 12 |
Номинальная емкость при температуре электролита 23. 27°С в режиме разряда, А.ч: | |
20-часовом | 190 |
10-часовом | 170 |
длина | 519 |
ширина | 238 |
высота | 238 |
без электролита | 57,2 |
с электролитом | 71,7 |
20-часовом | 19 |
10-часовом | 17 |
Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).
Аккумуляторы соединены в батарею посредством межэлементных соединений, которые для уменьшения внутреннего сопротивления батареи выполнены с медными вставками. На межэлементном соединении между третьим и четвертым аккумуляторами имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответствует, год и месяц выпуска и товарный знак завода-изготовителя.
Полюсные выводы выполнены под болтовое соединение с резьбой М10 и крепятся к моноблоку двумя винтами. С целью исключения случайных коротких замыканий полюсные выводы закрыты крышкой. Сверху батарея закрыта крышкой, снижающей загрязнение поверхности.
ПРИВЕДЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и при необходимости после пропитки пластин под-зарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надежность дальнейшей их эксплуатации.
Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, зависит от климатического района эксплуатации (см. табл. 50).
ТАБЛИЦА 50
П ЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА ПРИ ПРИВЕДЕНИИ СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
Климатический район | Время года | Плотность электролита при 15°С, г/см 3 | |
заливаемого | в конце первого заряда | ||
Районы с резко континентальным климатом с зимней температурой ниже минус 40°С | |||
Районы с зимней температурой: | |||
до минус 40°С | Круглый год | 1,270 | 1,290 |
до минус 30°С | То же | 1,250 | 1,270 |
Южные районы | То же | 1,230 | 1,250 |
Тропики | То же | 1,210 | 1,230 |
Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от приведенных в таблице значений на ±0,01 г/см 3 . |
Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83. 1,84 г/см3, однако, учитывая сильный разогрев раствора (до 80°С и выше), более удобно готовить электролит требуемой плотности из ранее приготовленного раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см 3 при 15 °С. Количество воды, кислоты плотностью 1,83 г/см 3 или ее раствора плотностью 1,40 г/см 3 , необходимое для приготовления 3 л электролита, приведено в табл. 51.
ТАБЛИЦА 51
ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА ВОДЫ И СЕРНОЙ КИСЛОТЫ
Требуемая плотность электролита при 15°С, г/см 3 | Количество воды и раствора кислоты плотностью 1,40 г/см 3 при 15°С, l | Количество воды и кислоты плотностью 1,83 г/см 3 при 15 °С, l | ||
воды | раствора | воды | кислоты | |
1,210 | 0,522 | 0,493 | 0,834 | 0,204 |
1,230 | 0,467 | 0,542 | 0,811 | 0,228 |
1,250 | 0,418 | 0,596 | 0,796 | 0,248 |
1,270 | 0,364 | 0,647 | 0,778 | 0,269 |
1,290 | 0,313 | 0,698 | 0,759 | 0,290 |
1,310 | 0,253 | 0,753 | 0,736 | 0,314 |
1,400 | — | — | 0,640 | 0,416 |
Плотность электролита зависит от температуры, поэтому перед замером плотности следует предварительно замерить его температуру. Для того чтобы получить сравнимые результаты во всех расчетах, плотность электролита принято приводить к температуре 15°С. Поправки при определении плотности электролита в зависимости от его температуры приведены в табл. 52.
ТАБЛИЦА 52
ПОПРАВКА К ПОКАЗАНИЮ ДЕНСИМЕТРА ДЛЯ РАЗЛИЧНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ЭЛЕКТРОЛИТА
Температура электролита, °С | -40 | -30 | -15 | 0 | +15 | +30 | +45 | +60 |
Поправка к показанию денсиметра | -0,04 | -0,03 | -0,02 | -0,01 | 0 | +0,01 | +0,02 | +0,03 |
Примечание. Если температура электролита выше 15°С, к показанию денсиметра прибавить поправку, если ниже — то вычесть. |
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25°С в условиях умеренного климата и не выше 30°С в условиях тропиков. При более высокой температуре батарее следует дать остыть.
Порядок заливки электролита следующий: выверните пробки (предварительно срезав выступ на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия у сухозаряженных батарей), заливайте до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.
Не ранее чем через 20 мин и не позднее чем через 2 ч после заливки электролита проверьте его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см 3 в каждом аккумуляторе по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль без подзаряда. Если же плотность понизится более чем на 0,03 г/см 3 , то батарею следует зарядить.
Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжайте от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе эксплуатации и хранения. Заряд батареи проводите только в случае, если температура электролита не превышает 30°С. Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоедините к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному. Величину зарядного тока установите и в дальнейшем поддерживайте на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.
Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Заряд батареи ведите до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение 2. 3 ч при одновременном обильном газовыделении во всех аккумуляторах.
Температура электролита во время заряда также возрастает, особенно к концу заряда, поэтому периодически контролируйте температуру. В случае, если температура электролита выше 45°С, уменьшите величину зарядного тока наполовину или прервите на время заряд и охладите батарею до 30°С.
Периодичность замера плотности электролита и напряжения на аккумуляторах в начале заряда через 2. 3 ч, а в конце заряда — через каждый час.
Продолжительность заряда новой батареи колеблется в пределах 5 ч.
Если во время заряда уровень электролита в отдельных аккумуляторах понизился, восстановите его доливкой дистиллированной воды.
В конце заряда плотность электролита, приведенная к 15°С, должна соответствовать значениям, указанным в табл. 50, в зависимости от климатического района эксплуатации. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то при повышенной плотности долейте дистиллированную воду или долейте раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см 3 , если плотность ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отберите с помощью груши.
Корректировку плотности проводите только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет газовыделения обеспечивается быстрое и полное перемешивание. Корректировка плотности улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определять степень разряженности батарей в эксплуатации по плотности электролита.
Если разница между существующей и пробуемой плотностями велика, операции отбора и доливки выполните три-четыре раза.
Для надежного перемешивания электролита после каждой доливки воды или раствора кислоты заряжайте батарею не менее 30 мин.
Техническое обслуживание
При сервисе 1 проверьте уровень электролита в аккумуляторных батареях. Электролит должен касаться нижнего торца тубуса заливной горловины. При необходимости долейте дистиллированную воду. Доливайте воду непосредственно перед выездом автомобиля на линию.
Доливать электролит допускается только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания или утечки электролита. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и электролита в батарее. Причиной выплескивания электролита является неплотная посадка герметизирующих пробок, а причиной утечки — трещины моноблока, а также отслоения и трещины мастики.
При сервисе 2 выполняйте следующие операции:
— очистите батареи от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытрите чистой ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом. Наконечники проводов и выводы смажьте техническим вазелином;
— проверьте и при необходимости прочистите вентиляционные отверстия;
— смажьте выводы и перемычки аккумуляторных батарей;
— проверьте состояние и правильность прокладки стартерных проводов (провода не должны касаться острых кромок и не должны быть пережаты деталями крепления батарей);
— доведите до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях, при этом измерив плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в средних аккумуляторах батарей. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см 3 соответствует снижению емкости батареи на 5. 6%, поэтому степень разряженности батарей можно определить по табл. 53, учитывая температурную поправку.
ТАБЛИЦА 53
Степень разряженности батареи в зависимости от плотности электролита (при 15°С)
Плотность электролита, приведенная к температуре 15°С, г/см 3 | ||
Полностью заряженная батарея | батарея разряжена | |
на 25 % | на 50 % | |
1,310 | 1,270 | 1,230 |
1,290 | 1,250 | 1,210 |
1,270 | 1,230 | 1,190 |
1,250 | 1,210 | 1,170 |
1,230 | 1,190 | 1,150 |
Разность плотности электролита в элементах батареи при нормальном уровне не должна превышать 0,02 г/см 3 . Если разность превышает указанную величину, батарею снимите с автомобиля и поставьте на заряд. В конце заряда проведите корректировку плотности.
Плотность электролита не следует измерять после включения батареи на разряд токами большой величины (включения стартера), а также непосредственно после доливки дистиллированной воды, так как в этих случаях будет получен заведомо неверный результат.
Батареи, разряженные зимой более чем на 25 %, а летом более чем на 50 %, снимите с автомобиля и зарядите на зарядной станции.
Необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы состояние батарей было одинаковым. При недостаточной емкости аккумуляторов в одной из батареи продолжительность их разряда ограничивается емкостью неисправной батареи. В случае же продолжения разряда возможна переполюсовка аккумуляторов батареи. Поэтому помните, что на заряд батареи снимаются обе одновременно.
Ремонт
Перед ремонтом батареи очистите от пыли и грязи жесткой волосяной щеткой и протрите влажной ветошью. Затем тщательно осмотрите моноблок, заливочную мастику, межэлементные соединения и полюсные выводы, проверьте уровень и плотность электролита в аккумуляторах, измерьте ЭДС.
Трещины в заливочной мастике устраните электрическим паяльником со специальными насадками. При работе с паяльником герметизирующие пробки должны быть ввернуты в заливочные горловины крышек. Не пользуйтесь для этой цели открытым пламенем. Если в мастике имеются глубокие трещины или отслоения от моноблока, то ее удалите и залейте поверхность батареи новой расплавленной мастикой. Мастику для заливки приготовьте в мастиковарке на электрической плитке. Температура расплавленной мастики должна быть 190. 220 °С.
Перед заливкой мастики поверхность батареи очистите ветошью, смоченной раствором соды, от электролита и протрите насухо. После заливки удалите излишки мастики и выровняйте поверхность нагретым паяльником.
Повышенный саморазряд. Снижение емкости заряженной аккумуляторной батареи, происходящее при отключенных потребителях, называется саморазрядом. Повышенным считается саморазряд, превышающий 2% номинальной емкости в сутки. Причинами повышенного саморазряда являются загрязнение наружной поверхности электролитом при небрежной заливке электролита, а также при бурном газовыделении во время заряда или же применение дистиллированной воды или кислоты, загрязненных примесями.
Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда приготавливайте электролит только из аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды, соответствующих требованиям стандарта, обслуживание батарей при эксплуатации и хранении проводите, обращая внимание на чистоту наружной поверхности. Загрязненную поверхность протрите ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, а затем протрите насухо. При чистке поверхности пробки должны быть ввернуты в заливные горловины крышек.
Сульфатация — это образование на пластинах крупных труднорастворимых при заряде кристаллов сульфата свинца.
Признаками сульфатации пластин являются:
— быстрое повышение температуры электролита при заряде из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов;
— плотность электролита при зарядке почти не повышается или повышается очень медленно;
— газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко начинается при включении аккумулятора на заряд);
— при заряде напряжение аккумуляторов в начале держится повышенным, а затем очень медленно возрастает и в конце заряда остается ниже нормы, около 2,3 В против 2,6. 2,7 В у исправных аккумуляторов;
— при контрольном разряде батарея отдает емкость значительно ниже гарантированной.
Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение в начале заряда сульфатированных батарей иногда приводят к неправильному определению окончания заряда батарей.
Сульфатация возникает вследствие:
— длительного нахождения батарей в разряженном состоянии;
— систематического недозаряда батарей;
— снижения уровня электролита в аккумуляторах ниже верхнего края пластин;
— применения электролита более высокой плотности, чем предусмотрено для климатических условий эксплуатации.
Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления пластин, можно устранить длительным (до 24 ч и более) зарядом батарей. Батарею заряжайте до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5. 6 ч. Если длительным зарядом сульфатация не устранилась, разрядите аккумулятор током 19 или 9,5 А, до напряжения 1,7 В (при 10- или 20-часовом режиме соответственно) на аккумуляторе, слейте из батареи электролит, промойте аккумуляторы дистиллированной водой и проверьте, нет ли короткого замыкания. При обнаружении замыкания пластин частицами осыпавшейся активной массы аккумулятор разберите. Затем залейте в аккумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду и через час после заливки зарядите батарею током, сниженным наполовину от нормального. Заряжайте до тех пор, пока плотность и напряжение не будут постоянными в течение 5. 6 часов, затем доведите плотность до нормальной и проведите контрольный разряд. Если аккумуляторная батарея отдала меньше 75% номинальной емкости, то повторите указанные операции.
Отстающий аккумулятор — это аккумулятор, снижающий емкость батарей более чем на 10%. Отстающие аккумуляторы можно определить по следующим признакам: плотность электролита в отстающем аккумуляторе при зарядке батареи повышается значительно медленнее, чем в исправных аккумуляторах, и не достигает необходимой величины; напряжение в конце заряда ниже, а температура электролита выше, чем в исправных аккумуляторах.
Отстающие аккумуляторы можно обнаружить при заряде на зарядной станции, а также при контрольном разряде во время контрольно-тренировочного цикла.
Отстающие аккумуляторы дозаряжайте отдельно, по окончании заряда исправных аккумуляторов батареи. Для этого к межэлементным соединениям отстающего аккумулятора подсоедините провода через дополнительный реостат и заряжайте тем же током и по тем же правилам, что и заряд батареи. Затем проведите контрольный заряд батареи. Если исправляемый аккумулятор разрядится до 1,7 В раньше других аккумуляторов батареи, вновь дозарядите его отдельно, как указано выше.
Обрывы электрической цепи батареи обнаруживаются по отказу в работе стартера. Неисправный аккумулятор показывает без нагрузки малую величину ЭДС, а под нагрузкой низкое напряжение. Причинами обрыва могут быть расплавление или облом полюсного вывода батареи, обрыв блоков пластин, нарушения межэлементного соединения. Внутренние обрывы электрической цепи могут стать причиной разрыва моноблока из-за взрыва гремучего газа от искры.
Нарушение пайки межэлементного соединения устраните приваркой нарушенного соединения угольным электродом. При наличии внутреннего обрыва аккумулятор разберите, затем отремонтируйте блок пластин с полюсными выводами.
Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) состоит:
— из предварительного полного заряда;
— окончательного полного заряда.
Предварительный полный заряд проводите зарядным током, указанным в технической характеристике батареи.
Перед началом контрольного разряда температура электролита, замеренная в среднем аккумуляторе батареи, должна быть в пределах 20. 30°С. Величину разрядного тока устанавливайте равной зарядному току и поддерживайте в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 1,7 В на наихудшем аккумуляторе батареи.
Напряжение на аккумуляторах и температуру электролита замеряйте при включении на разряд и далее через каждые 2 ч. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замеры напряжения проведите через каждые 15 мин, а при снижении до 1,75 В контролируйте непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7 В, отключите батарею от разрядной цепи.
При контрольном разряде записывайте время включения батарей на разряд и начальную температуру электролита, также время окончания разряда и конечную температуру электролита. Полученную при разряде емкость в ампер-часах приведите к температуре 30°С по формуле:
Сзо= Ср / (1+0,01(t°-30)),
где Сзо — емкость аккумуляторной батареи, приведенная к 30°С, А.ч; Ср — емкость аккумуляторной батареи, полученная при разряде, А.ч; t° — средняя температура электролита батареи во время разряда; 0,01 — температурный коэффициент емкости.
Емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если батарея при разряде отдала меньше 75 % номинальной емкости, то ставить ее на длительное хранение не рекомендуется; она должна быть сдана в эксплуатацию.
Окончательный полный заряд проводите нормальным зарядным током с соблюдением всех правил и доводкой плотности электролита в конце заряда.
Не допускайте перерыва между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда более 12 ч.
Хранение
Хранение сухозаряженных батарей. Новые, не залитые электролитом батареи храните в сухом проветриваемом помещении при температуре до минус 30°С. Хранение при более низкой температуре не рекомендуется во избежание образования трещин мастики.
При постановке батарей на хранение плотно вверните герметизирующие пробки в заливные горловины крышек и закрепите декакрышки и кожухи. Батареи устанавливайте в один ряд и защищайте от воздействия прямых лучей. Срок хранения сухозаряженной батареи не более трех лет. До истечения срока хранения батареи должны быть выданы в эксплуатацию.
Не реже одного раза в три месяца проверяйте состояние мастики (трещины, вспучивание и отслоение мастики от стенок моноблока и крышек не допускаются). При обнаружении трещин отремонтируйте батареи.
Хранение батарей, залитых электролитом. На хранение могут быть поставлены новые и бывшие в эксплуатации исправные и полностью заряженные батареи с электролитом.
Не допускается постановка на хранение частично заряженных батарей во избежание сульфатации пластин, приводящей к потере работоспособности батарей.
Батареи устанавливайте на хранение по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С.
Перед постановкой батарей на хранение осмотрите их, убедитесь в исправности и очистите от загрязнений и окислов. Поверхность батарей тщательно нейтрализуйте 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, протрите ветошью, смоченной водой, и вытрите насухо.
Батареи, поставленные на хранение при положительной температуре, кроме корректировки плотности электролита, подзаряжайте один раз в месяц для восстановления емкости, потерянной от саморазряда (см. “Заряд аккумуляторных батарей”).
Батареи, поставленные на хранение при температуре 0°С и не ниже минус 30°С, проверяйте ежемесячно по плотности электролита и подзаряжайте в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита, приведенной к 15°С, ниже 1,230 г/см 3 .
Допустимый срок хранения батарей составляет не более 18 месяцев, если батареи хранятся при температуре не выше 0°С; и не более 9 месяцев, если батареи хранятся при комнатной температуре и выше.
Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!
Источник