Питание для холодного климата: морозостойкие литий-полимерные АКБ от EEMB
Литий-полимерные аккумуляторные батареи производства компании EEMB с индексом LC в конце наименования имеют возможность разряда при отрицательных температурах до -40°C. При этом значение емкости остается на уровне 70% от номинальной.
С егодня химические источники тока, — литиевые аккумуляторные батареи (АКБ) и гальванические элементы, — используются как в портативной электронике — в ноутбуках, сотовых телефонах, карманных ПК, мр3-плеерах и так далее, – так и в электротранспорте, накопителях энергии, энергосистемах. При этом производители всеми силами стараются повысить плотность хранения энергии, увеличив тем самым время автономной работы устройств. По своим характеристикам литиевые аккумуляторы превосходят разработки, произведенные по другим химическим технологиям (Ni-Cd – никель-кадмиевые аккумуляторы, Ni-MH – никель-металлгидридные аккумуляторы). Можно выделить следующие преимущества литиевых аккумуляторов:
- отсутствие «эффекта памяти», что дает возможность заряжать и подзаряжать аккумулятор по мере необходимости;
- высокая удельная емкость;
- небольшая масса;
- низкий уровень саморазряда – не более 3…5% в месяц.
Конечно, как и в любой технологии, у литиевых аккумуляторов есть и недостатки, например:
- необходимость схемы защиты (встроенной или внешней), которая ограничивает максимальное напряжение на каждом элементе аккумулятора во время заряда и предохраняет напряжение элемента от слишком низкого понижения при разряде. Кроме того, она ограничивает максимальные токи заряда-разряда и контролирует температуру элемента;
- более высокая стоимость по сравнению с Ni-Cd-аккумуляторами.
Типовые характеристики литиевых АКБ зависят от химического состава их компонентов, наличия или отсутствия в них примесей и варьируются в следующих пределах:
- напряжение единичного элемента (ячейки):
- номинальное: 3,6…3,7 В;
- максимальное: 4,2 В;
- минимальное: 2,5…3,0 В;
- удельная энергоемкость: 110…243 Вт•ч/кг;
- число циклов «заряд/разряд» до достижения 80 % емкости: 600;
- саморазряд при комнатной температуре: 3…5% в месяц;
- ток нагрузки относительно емкости С, представленной в А•ч:
- постоянный: до 3…5С (тип.);
- оптимальный: до 1С;
- диапазон рабочих температур: -20…60°C (оптимальная: 20°C).
Технологии изготовления литиевых аккумуляторов постоянно улучшаются. Способы решения проблем с обеспечением безопасности эксплуатации и высокой стоимости привели к появлению литий-полимерных (Li-polymer или Li-pol) аккумуляторов.
Основное их отличие от Li-ion отражено в названии и заключается в типе используемого электролита. Изначально, в 70-х годах, применялся сухой твердый полимерный электролит, похожий на пластиковую пленку и не проводящий электрический ток, но допускающий обмен ионами (электрически заряженными атомами или группами атомов). Полимерный электролит фактически заменяет традиционный пористый сепаратор, пропитанный электролитом.
Такая конструкция упрощает процесс производства, характеризуется большей безопасностью и позволяет выпускать тонкие аккумуляторы произвольной формы. К тому же отсутствие жидкого электролита исключает возможность воспламенения. Толщина элемента составляет около одного миллиметра, поэтому разработчики оборудования свободны в выборе формы, очертаний и размеров, вплоть до внедрения его во фрагменты одежды.
Основные преимущества литий-полимерных аккумуляторов:
- малый саморазряд;
- толщина элементов: от 1 мм;
- свобода в выборе формы АКБ;
- незначительный спад напряжения по мере разряда;
- улучшенная безопасность.
По сравнению с жидкими электролитами в литий-ионных аккумуляторах, полимерные электролиты имеют меньшую ионную проводимость, которая, к тому же, снижается при температуре ниже нуля. Поэтому проблема разработок Li-pol-аккумуляторов состояла не только в поиске наиболее подходящего электролита с достаточно высокой проводимостью, совместимого с электродными материалами, но и в расширении диапазона рабочих температур.
Аккумуляторы с полимерным электролитом выпускают многие мировые производители. Электродные материалы, рецептуры электролита и технологии изготовления Li-pol-аккумуляторов разных компаний значительно отличаются. Соответственно, отличаются и их характеристики. На качество Li-pol-аккумуляторов и стабильность их работы сильно воздействует однородность полимера, на которую оказывают влияние как соотношение компонентов электролита, так и температура полимеризации.
Среди компаний, выпускающих литий-полимерные АКБ, выделяется компания EEMB – известный и хорошо зарекомендовавший себя производитель литиевых аккумуляторов, предлагающий широкий спектр химических источников тока [1]. Продуктовая линейка включает в себя первичные (неперезаряжаемые) и вторичные (перезаряжаемые) литиевые батареи. Со времени основания в 1995 году компания стала широко известна во многих ключевых сегментах рынка химических источников тока. EEMB производит высокотехнологичные литиевые батареи для промышленности и специальных применений.
Основным минусом литиевых аккумуляторов является существенное уменьшение емкости и быстрый разряд при низких температурах. Как правило, предельной температурой у аккумуляторов такого типа является -20°C.
В настоящий момент компания EEMB разработала и серийно производит литий-полимерные АКБ с возможностью разряда при температуре от -40°C (таблица 1). При этой температуре значение емкости остается на уровне 70% от номинальной при токе разряда 0,2С и напряжении отсечки 2,75 В, что намного больше военного стандарта емкости 40%. В дополнение к этому компания EEMB имеет ряд патентов на свое изобретение.
Таблица 1. Морозостойкие аккумуляторы EEMB
Наименование | Номинальное напряжение, В | Емкость, мАч | Размеры, мм | Вес, г | |||
Стандартная | Минимальная | Толщина | Ширина | Высота | |||
LP383454LC | 3,7 | 720 | 670 | 3,8 | 34 | 54 | 14,4 |
LP603048LC | 3,7 | 900 | 850 | 6 | 30 | 48 | 18 |
LP963450LC | 3,7 | 1800 | 1700 | 9,6 | 34 | 50 | 36 |
LP103450LC | 3,7 | 1850 | 1800 | 10 | 34 | 50 | 37 |
LP505597LC | 3,7 | 3100 | 2900 | 5 | 55 | 97 | 62 |
Низкотемпературные литий-полимерные батареи найдут широкое применение в устройствах, предназначенных для холодного климата.
Рис. 1. Низкотемпературный аккумулятор LP603449LC
Отличить морозостойкую серию аккумуляторов можно по наличию символов LC в конце наименования, например LP103454LC (рисунок 1), где:
- LP – тип аккумулятора (Li-Pol);
- 10 – толщина аккумулятора (1,0 мм);
- 34 – ширина аккумулятора (34 мм);
- 54 – длина аккумулятора (54 мм);
- LC – низкотемпературная версия.
Данные АКБ открывают новые возможности применения литиевых аккумуляторов, и это – существенная веха в аккумуляторном производстве.
На рисунке 2 изображены графики зависимости емкости и напряжения при температуре -10°С и -20°С для стандартной версии аккумулятора (синий и красный цвет), а также для низкотемпературной LC-версии аккумулятора (черный цвет). Изображенные зависимости снимались при разрядном токе 0,2 С (C – емкость аккумулятора) до напряжения отсечки 2,75 В. В таблице 2 приведены абсолютные значения емкости при тех же условиях разряда.
Рис. 2. Разряд стандартных и LC-АКБ в зависимости от температуры
Из графиков, изображенных на рисунке 2, и данных таблицы 2 видно, что стандартная версия допускает возможность разряда только до -20°С, и при этом потеря емкости составляет 15…17%. Потеря емкости несущественна, но и предельная температура (-20°С) невелика для северного климата.
Таблица 2. Емкость Li-Pol и стандартных аккумуляторов в зависимости от температуры
Версия батареи/температура | Энергоемкость батареи при разных рабочих температурах, % | |||
60°С | 25°С | -20°С | -40°С | |
Стандартная батарея | 98 | 98 | 83 | – |
Низкотемпературная (LC) | 98 | 98 | 98 | 98 |
У новой LC-серии аккумуляторов также снижается емкость при отрицательной температуре, и снижение составляет 25…28%, но уже при температуре -40°С, что является весьма неплохим показателем. Принимая во внимание, что стоимость Ватт*часа новой серии АКБ выше стандартной версии примерно на 18…25%, можно утверждать, что EEMB имеет линейку очень перспективных аккумуляторов для применения в суровом российском климате.
Новые аккумуляторы допускают не только разряд при отрицательной температуре, но и возможность заряда. АКБ можно заряжать при температуре до -10°С током 0,2C. Однако зарядить в таких условиях его можно только до 70% от номинальной емкости (в технических данных эта информация отсутствует).
Немаловажным параметром низкотемпературных аккумуляторов является изменение их свойств при низкой температуре хранения. На рисунке 3 изображена зависимость емкости от температуры хранения при 20°С (красная линия) и -40°С (зеленая линия). Время хранения аккумуляторов составляло 15 суток, за эти дни емкость при 20°С уменьшилась на 5…6%, при -40°С – на 48%. Затем аккумулятор был заряжен при температуре 0°С, и вновь была проверена его емкость (рисунок 4). Значение емкости оказалось на уровне 99% от первоначального значения.
Рис. 3. График зависимости емкости аккумулятора от температуры хранения при 20°С и -40°С
Нужно отметить, что получены весьма неплохие результаты, так как -40°С для аккумулятора – это очень суровые условия, и то, что он за пятнадцать дней сохранил половину своей емкости, а при последующем заряде его емкость практически полностью восстановилась, говорит о высоком качестве продукции EEMB.
Рис. 3. График зависимости емкости аккумулятора от температуры хранения при 20°С и -40°С
Заключение
Существует ряд приложений, для которых весьма актуальна возможность работы при отрицательной температуре, например, для портативной аппаратуры, средств радиосвязи, контрольно-измерительной и контрольно-диагностической аппаратуры, устройств индивидуальной сигнализации (электронный маяк спасателя) и тому подобного. Для таких приложений, из соображений оптимального сочетания цены/качества, наилучшим образом подойдет продукция компании EEMB.
Производителей литиевых АКБ в мире достаточно много, их технологии изготовления и сама продукция могут существенно различаться. Однако не все они имеют в своей линейке продукции морозостойкие АКБ, актуальность которых для целого ряда областей применения очевидна. Наличие подобных АКБ в номенклатуре компании EEMB еще раз подтверждает ее статус производителя высококачественной продукции.
Современные литий-полимерные аккумуляторы обеспечивают удельные характеристики, сравнимые с характеристиками литий-ионных аккумуляторов, а благодаря отсутствию жидкого электролита они более безопасны.
При всех стандартных проверках на безопасность использования (перезаряд, форсированный разряд, короткое замыкание, вибрация, раздавливание и протыкание) Li-pol-аккумуляторы имеют существенно более высокие показатели по сравнению с литий-ионными аккумуляторами с жидким электролитом. Перспективы серьезного расширения производства Li-pol-аккумуляторов и использования их в самых разнообразных областях техники не вызывают сомнений.
С появлением элементов литий-полимерных аккумуляторных батарей толщиной всего в 1 мм перед конструкторами электронных устройств открылись новые возможности в отношении конечной формы и размеров новой аппаратуры. Были убраны многие ограничения касательно микроминиатюризации радиоэлектронных устройств.
Источник
Рейтинг лучших автомобильных аккумуляторов для зимы в 2020—2021 году
*Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
О критериях отбора.
Чтобы без проблем заводиться в холодные зимние дни, нужен хороший аккумулятор — об этом знает каждый водитель. Как правило, проблем с запуском в морозы нет только у машин совсем новых. В остальных же случаях нередко приходится помучиться, если температура воздуха за окном преодолела отметку в -20 градусов. Решить проблему поможет своевременный прогрев авто, хранение его в тепле и, конечно же, замена старого аккумулятора на новый. Какой же купить, чтобы не ошибиться с выбором? Рейтинг лучших автомобильных аккумуляторов для зимы в 2020-2021 году предлагаем вам изучить в этой статье.
Ведущие производители аккумуляторных батарей для автомобиля
Сколько автомобилистов — столько и мнений. Выбор не только самого автомобиля, но и комплектующих и запчастей для него всегда непросто сделать, так как сосед по гаражу хвалит одну марку, а начальник на работе в восторге от совершенно другой. Но как среди всех остальных видов товаров, в линейке аккумуляторов тоже есть свои бренды, которым отдают предпочтение многие. Познакомимся с ними.
- Varta — известный бренд из Германии, который выпускает различные батареи и аккумуляторы, причем по доступной цене. Также производит и осветительные приборы. Считается одним из крупнейших производств такой продукции в мире. Один из лидеров на европейском рынке.
- АкТех — бренд российский, который производит известные по своему качеству аккумуляторы АкТех, Зверь и другие. Штаб-квартира фирмы находится в Свирске. Бренд известный и надежный. На рынке — с 1999 года. Аккумуляторы от этого бренда нередко побеждали в различных рейтингах и конкурсах, а журнал «За рулем» в 2007 году назвал их лучшими в нашей стране.
- ТАВ — зарубежный бренд, который появился в 1965 году и сразу стал выпускать различные батареи. Производственные мощности находятся в Словении и Македонии. Батареи ТАВ используются и для военных нужд.
- Optima — бренд из США, производящий не только качественные, но и красивые аккумуляторы, уделяя внимание и дизайну. Продукцию очень ценят автоспортсмены. Аккумуляторы Оптима безопасны, надежны и долговечны, а еще отличаются высокими мощностями.
- Тюмень — бренд отечественный, выпускающий максимально адаптированные к российским условиях климата аккумуляторы. Выпускает батареи для самой разной техники. Продукция отличного качества и с умеренной стоимостью.
Источник