Аккумулятор для генератора обслуживание

Аккумулятор для генератора обслуживание

Свинцовая аккумуляторная батарея. Срок службы аккумуляторной батареи определяется режимом ее работы и уходом за ней в процессе эксплуатации. Большое влияние на срок службы батареи оказывает также режим подзарядки ее на автомобиле и чистота применяемых материалов (сепараторов, дистиллированной воды, кислоты).

Для предотвращения сульфатации пластин и самозарядки батарею необходимо держать постоянно заряженной и чистой, поддерживать нормальный уровень и плотность электролита в банках элементов. Один раз в месяц батарею следует подзаряжать на зарядной станции и периодически подвергать контрольно-тренировочному циклу.

Для предотвращения коробления пластин, высыпания активной массы и порчи банок батарею необходимо плотно закреплять в гнезде, не допускать в течение продолжительного времени большой величины разрядного тока, контролировать величину зарядного тока при работе, а в зимнее время утеплять.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Неправильная регулировка реле-регулятора, которая вызывает систематическую перезарядку батареи, приводит к преждевременному разрушению активной массы положительных пластин и выходу аккумулятора из строя.

При техническом обслуживании автомобиля проверяют плотность соединения клемм батареи с проводами, очищают наружную поверхность батарей и вентиляционные отверстия в пробках, проверяют уровень электролита в элементах и степень за-ряженности элементов. Уровень электролита должен быть выше пластин на 12 – 15 мм. При пониженном уровне в элементы доливают дистиллированную воду.

При составлении электролита необходимо применять чистую дистиллированную воду и аккумуляторную серную кислоту ( ГОСТ 667—53), так как наличие примесей в электролите вызывает усиленную саморазрядку элементов, сульфатацию пластин и разрушение решеток.

Читайте также:  Загорелся абс после снятия аккумулятора

Степень заряженности аккумуляторной батареи определяется плотностью электролита или нагрузочной вилкой прибора НИИАТ ЛЭ-2 или ЛЭ-3. Плотность электролита проверяют кислотомером (ареометром), приведя показания его к температуре 15 °С. При разрядке батареи более 50% летом и более 25% зимой ее необходимо снимать с автомобиля и отправлять на зарядку в аккумуляторный цех.

Необходимо один раз в год провести контрольно-тренировочный цикл, а при переходе на зимнюю эксплуатацию — утеплить батарею.

Не реже одного раза в два года производится смена электролита (независимо от времени работы, если содержание карбонатов в электролите превышает 70 г/л). После смены электролита аккумулятор подвергается контрольно-тренировочному циклу. Контрольно-тренировочный цикл обеспечивает удаление кристаллов сульфата свинца с поверхности пластин аккумулятора и полную зарядку батареи.

Порядок проведения контрольно-тренировочного цикла следующий:
1) доводят плотность электролита и его уровень до нормы;
2) заряжают батарею силой тока нормального значения;
3) аккумуляторную батарею разряжают силой тока 10-часового режима до тех пор, пока на одном из элементов напряжение снизится до 1,2 в;
4) определяют емкость батареи с учетом температуры электролита.

Если емкость батареи не ниже 80% от номинальной, ее вновь заряжают и сдают в эксплуатацию или на хранение. Если же

Контрольно-тренировочному циклу подвергаются также батареи, которые хранились с электролитом более 6 месяцев, и батареи, подлежащие длительному хранению.

Зарядка аккумуляторных батарей производится в специально оборудованных помещениях.

Для получения постоянного тока при зарядке аккумуляторных батарей применяются:
1) генераторы постоянного тока, которые приводятся в действие от двигателя внутреннего сгорания или от электродвигателя переменного тока (электродвигатели-генераторы);
2) выпрямительные устройства, преобразующие переменный ток в постоянный.

В качестве выпрямительных устройств применяются ртутные, газотронные, сульфидные, германиевые, купроксные и селеновые выпрямители. В автохозяйствах наиболее распространены селеновые выпрямители ВСА -ЗМ, ВСА -6М, ВСА -111 и другие, которые просты по конструкции и надежны в работе. Стационарные аккумуляторные зарядные станции должны отвечать действующим правилам устройства электроустановок.

На рис. 76 показан общий вид и схема селенового выпрямителя ВСА -ЗМ. Более совершенными устройствами для подзарядки батарей малыми токами являются подзарядные блоки БЭА 9814—02ВО. Блок преобразует переменный ток напряжением 220 в в постоянный ток напряжением 26,5 в и обеспечивает автоматическую стабилизацию напряжения выпрямленного тока с точностью ±0,5 в при изменении напряжения сети от 180 до 220 в и тока нагрузки от 0 до 12 а.

Существуют два основных способа зарядки аккумуляторных батарей: 1) при постоянной величине тока; 2) при постоянном напряжении.

Чтобы зарядить батареи при постоянной величине тока, необходимо соединить их последовательно группами к зарядной сети через групповые нагрузочные реостаты (рис. 77, а).

Группы выбирают так, чтобы все батареи имели одинаковую емкость, иначе величину зарядного тока необходимо будет устанавливать по батарее с наименьшей емкостью, что замедлит зарядку батарей большей емкости.

Зарядка при постоянной величине тока применяется для новых и бывших в эксплуатации батарей, а также для исправ-ления сульфатированных батарей. Недостаток этого способа — значительная продолжительность зарядки и необходимость через каждый час контролировать величину тока.

Чтобы зарядить батареи при постоянном напряжении, необходимо в одну группу подобрать батареи, имеющие одинаковые напряжения, независимо от их емкости и степени заряженности (рис. 2, б). Этот способ зарядки применяется только для батарей, бывших в эксплуатации. Положительным свойством его является быстрая зарядка батарей.

Конец зарядки батареи определяется по напряжению элементов, по плотности электролита или по интенсивности выделения газов из него.

Генератор. При техническом обслуживании автомобиля производится очистка, проверка состояния и крепления генератора на двигателе. Необходимо обращать внимание на надежность крепления проводов, соединяющих генератор с реле-регулятором, аккумуляторной батареей и «массой». Проверяют состояние коллектора и щеток генератора, производят очистку коллектора, притирку щеток к коллектору, смазку подшипников генератора.

Щетки должны прижиматься к коллектору с усилием 1350— 1500 Г и прилегать к нему всей своей поверхностью. Давление щеток на коллектор проверяется ручным динамометром. Подшипники якоря генератора смазывают маслом, которое применяется для смазки двигателя (по 8—10 капель в масленку при ТО-2).

Хорошо заряженная аккумуляторная батарея и небольшая величина зарядного тока (показание амперметра) свидетельствуют об исправном состоянии генератора и реле-регулятора. Если отсутствует ток зарядки или величина тока чрезмерно большая, то необходимо проверить работу генератора и реле-регулятора.

Реле-регулятор можно проверить непосредственно на автомобиле, имея точный вольтметр и амперметр. Для проверки работы реле обратного тока необходимо дать двигателю поработать 15—20 мин, а затем включить вольтметр по схеме, показанной на рис. 3 (отрицательный провод вольтметра соединяют с клеммой Я реле-регулятора, а положительный — с «массой»). При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя определяют ток включения контактов реле, а при снижении оборотов — величину тока размыкания контактов. Напряжение и величина тока должны соответствовать техническим данным.

Для регулировки реле обратного тока необходимо:
а) установить требуемую величину воздушного зазора;
б) проверить чистоту контактов и отрегулировать зазор между ними;
в) уточнить регулировку изменением натяжения пружины якоря.

Дня проверки работы регулятора напряжения необходимо включить вольтметр по схеме. При числе оборотов НИИАТ модели Э-5. Этот прибор позволяет проверить:
1) генератор постоянного тока (мощностью до 500 вт) в режиме двигателя — при номинальной нагрузке и на холостом ходу;
2) реле-регулятор и отрегулировать его;
3) работу стартера (мощностью до 2 л. с.) в режиме торможения и по величине потребляемого тока;
4) состояние аккумуляторной батареи без нагрузки и под нагрузкой стартером;
5) состояние приборов зажигания (чистоту контактов прерывателя и угол замкнутого состояния, бесперебойность искрообразования, изоляцию конденсатора);
6) состояние элементов и цепей низкого напряжения.

Источник

Техническое обслуживание (ТО) аккумуляторной батареи

Правила техники безопасности

Аккумуляторные батареи заполнены серной кислотой и в процессе нормального цикла заряда-разряда в них выделяются взрывоопасные газы (водород и кислород). Во избежание травмирования персонала или повреждения автомобиля неукоснительно соблюдайте следующие правила техники безопасности:

  1. Перед тем как приступать к работе с любыми электрическими компонентами автомобиля, отсоедините кабель питания от минусовой клеммы аккумулятора. При отсоединенном минусовом кабеле питания все электрические цепи в автомобиле будут разомкнуты, что обеспечит предотвращение случайного замыкания любого электрического компонента на массу. Электрическая искра создает потенциальную опасность травмирования и возникновения возгорания.
  2. Любые работы, связанные с аккумуляторной батареей, должны выполняться в защитных очках.
  3. Для защиты от попадания серной кислоты, которой заполнена аккумуляторная батарея, на кожу используйте защитную одежду.
  4. Не нарушайте указанных в процедурах технического обслуживания правил техники безопасности при обращении с оборудованием, используемым для технического обслуживания и испытания аккумуляторных батарей.
  5. Категорически запрещается курить или использовать открытый огонь в непосредственной близости от аккумуляторной батареи.

Текущее обслуживание аккумуляторной батареи

Текущее техническое обслуживание аккумуляторной батареи заключается в проверке чистоты корпуса аккумуляторной батареи и, при необходимости, добавлении в нее чистой воды. Все производители аккумуляторных батарей рекомендуют использовать для этой цели дистиллированную воду, но в случае ее отсутствия можно использовать чистую питьевую воду с низким содержанием солей. Поскольку вода — это единственный расходуемый компонент аккумуляторной батареи, доливать в аккумуляторную батарею кислоту не допускается. Часть воды из электролита улетучивается в процессе заряда и разряда аккумуляторной батареи, но кислота, содержащаяся в электролите, остается в аккумуляторной батарее. Не переполняйте аккумуляторную батарею электролитом, потому что в таком случае нормальный барботаж (газообразование), возникающий в электролите в процессе работы аккумуляторной батареи, приведет к утечке электролита, вызывающей коррозию клемм аккумуляторной батареи,ее кронштейнов крепления и поддона. Аккумуляторные батареи следует заполнять электролитом до уровня примерно на полтора дюйма (3,8 см) ниже верха заливной горловины.

Контакты кабелей питания, подключаемых к аккумуляторной батарее, и клеммы самой аккумуляторной батареи необходимо осмотреть и очистить во избежание падения напряжения на них. Одной из распространенных причин того, что двигатель не заводится, является ослабление или коррозия контактов кабелей питания, подсоединенных к клеммам аккумуляторной батареи.

Рис. Сильно корродированная клемма аккумуляторной батареи

Рис. Было обнаружено, что этот кабель питания, подсоединенный к аккумуляторной батарее, сильно корродирован под изоляцией. Хотя коррозия насквозь разъела изоляцию, но оставалась незамеченной до тех пор, пока кабель не был тщательно осмотрен. Этот кабель подлежит замене

Рис. Тщательно проверьте все клеммы аккумуляторной батареи на наличие признаков коррозии. В этом автомобиле два кабеля питания присоединены к плюсовой клемме аккумуляторной батареи с помощью длинного болта. Это — распространенная причина коррозии, которая вызывает нарушение электрического пуска двигателя

Измерение ЭДС аккумуляторной батареи

Электродвижущая сила (ЭДС) — это разность потенциалов положительного и отрицательного электродов аккумулятора при разомкнутой внешней цепи.

Величина ЭДС зависит, главным образом, от электродных потенциалов, т.е. от физических и химических свойств веществ, из которых изготовлены пластины и электролит, но не зависит от размеров пластин аккумулятора. ЭДС кислотного аккумулятора зависит также от плотности электролита.

Измерение электродвижущей силы (ЭДС) аккумуляторной батареи с помощью вольтметра является простым способом определения степени ее заряженности. ЭДС аккумуляторной батареи не является показателем, который гарантирует работоспособность аккумуляторной батареи, но этот параметр полнее характеризует состояние аккумуляторной батареи, чем просто ее осмотр. Аккумуляторная батарея, которая по внешнему виду вполне работоспособна, на самом деле может оказаться не такой хорошей, как кажется.

Эта проверка называется измерением напряжения в режиме холостого хода (проверкой ЭДС) аккумуляторной батареи потому, что измерение проводится на клеммах аккумуляторной батареи без подключенной к ней нагрузки, при нулевом токе потребления.

  1. Если проверка производится сразу же по окончании зарядки аккумуляторной батареи или в автомобиле по окончании поездки, перед измерением необходимо освободить аккумуляторную батарею от ЭДС поляризации. ЭДС поляризации — это повышенное, по сравнению с нормальным, напряжение, которое возникает только на поверхности аккумуляторных пластин. ЭДС поляризации быстро исчезает, когда аккумуляторная работает под нагрузкой, поэтому она не дает точной оценки степени заряженности аккумуляторной батареи.
  2. Для освобождения аккумуляторной батареи от ЭДС поляризации включите фары в режим дальнего света на одну минуту, а затем, выключите их и подождите пару минут.
  3. При выключенном двигателе и всем остальном электрооборудовании, при закрытых дверях (чтобы был выключен свет в салоне), подключите вольтметр к клеммам аккумуляторной батареи. Красный, плюсовой, провод вольтметра подсоедините к плюсовой клемме аккумуляторной батареи, а черный, минусовой, провод — к ее минусовой клемме.
  4. Зафиксируйте показание вольтметра и сравни те его с таблицей степени заряженности аккумуляторной батареи. Приведенная ниже таблица подходит для оценки степени заряженности аккумуляторной батареи по величине ЭДС при комнатной температуре — от 70°Ф до 80°Ф (от 21 °С до 27°С).

Таблица

ЭДС аккумуляторной батареи (В) Степень заряженности
12,6 В и выше Заряжена на 100%
12,4 Заряжена на 75%
12,2 Заряжена на 50%
12 Заряжена на 25%
11,9 и ниже Разряжена

Рис. Вольтметр показывает напряжение аккумуляторной батареи через одну минуту после включения фар (а). После выключения фар напряжение, измеренное на аккумуляторной батарее, быстро восстановилось до 12,6 В (б)

Если вольтметр выдает отрицательное показание, то, либо аккумуляторная батарея заряжена в обратной полярности (и тогда подлежит замене), либо вольтметр подключен к аккумуляторной батарее в обратной полярности.

Измерение напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой

Одним из наиболее точных способов определения работоспособности аккумуляторной батареи является измерение напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой. В большинстве тестеров пусковых и зарядных характеристик автомобильных аккумуляторных батарей в качестве нагрузки аккумуляторной батареи используется угольный реостат. Параметры нагрузки определяются номинальной емкостью проверяемой аккумуляторной батареи. Номинальная емкость аккумуляторной батареи характеризуется величиной пускового тока, который способна обеспечить аккумуляторная батарея при температуре 0°Ф (-18°С) в течение 30 секунд. Ранее использовалась характеристика номинальной емкости аккумуляторных батарей в ампер-часах. Измерение напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой производится при величине разрядного тока, равной половине номинального ССА тока аккумуляторной батареи или утроенной номинальной емкости аккумуляторной батареи в ампер-часах, но не менее 250 ампер. Измерение напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой производится после проверки степени ее заряженности по встроенному ареометру или путем измерения ЭДС аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея должна быть заряжена не менее чем на 75%. К аккумуляторной батарее подключают соответствующую нагрузку и по истечении 15 секунд работы аккумуляторной батареи под нагрузкой фиксируют показания вольтметра при подключенной нагрузке. Если аккумуляторная батарея — хорошая, то показание вольтметра должны оставаться выше 9,6 В. Многие производители аккумуляторных батарей рекомендуют проводить измерение дважды:

  • первые 15 секунд работы аккумуляторной батареи под нагрузкой используются для освобождения от ЭДС поляризации
  • вторые 15 секунд — для получения более достоверной оценки состояния аккумуляторной батареи

Между первым и вторым циклом работы под нагрузкой необходимо сделать выдержку в 30 секунд, чтобы дать аккумуляторной батарее время на восстановление.

Рис. Тестер пусковых и зарядных характеристик автомобильных аккумуляторных батарей, выпущенный компанией Bear Automotive, автоматически включает проверяемую аккумуляторную батарею в режим работы под нагрузкой в течение 15 секунд — для удаления ЭДС поляризации, затем отключает нагрузку на 30 секунд для восстановления аккумуляторной батареи и снова подключает нагрузку на 15 секунд. На дисплей тестера выводится информация о состоянии аккумуляторной батареи

Рис. Тестер VAT 40 (вольтамперметр, модель 40) компании Sun Electric, подключенный к аккумуляторной батарее для испытаний под нагрузкой. Оператор с помощью регулятора тока нагрузки устанавливает по показанию амперметра величину тока разряда, равную половине номинального ССА тока аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея работает под нагрузкой в течение 15 секунд и по окончании этого интервала времени напряжение аккумуляторной батареи, измеренное при подключенной нагрузке, должно быть не ниже 9,6 В

Некоторые тестеры для определения степени заряженности и работоспособности аккумуляторной батареи измеряют емкость аккумуляторной батареи. Соблюдайте процедуру проверки, установленную производителем испытательного оборудования.

Если аккумуляторная батарея не прошла испытания под нагрузкой, подзарядите ее и повторите проверку. В случае если вторая проверка закончилась неудачно, аккумуляторная батарея подлежит замене.

Зарядка аккумуляторной батареи

Если аккумуляторная батарея сильно разряжена, ее необходимо подзарядить. Зарядку аккумуляторной батареи, во избежание ее повреждения вследствие перегрева, лучше всего производить в стандартном режиме зарядки. Пояснения, касающиеся стандартного режима зарядки аккумуляторной батареи, приведены на рисунке.

Рис. Это устройство для зарядки аккумуляторных батарей отрегулировано на зарядку аккумуляторной батареи номинальным зарядным током 10 А. Зарядка аккумуляторной батареи в стандартном режиме, как на приведенной фотографии, не так сильно действует на аккумуляторную батарею, как режим ускоренной зарядки, в котором не исключается перегрев аккумуляторной батареи и коробление аккумуляторных пластин

Необходимо помнить о том, что для зарядки полностью разряженной аккумуляторной батареи может потребоваться часов восемь, а то и более. Первоначально необходимо в течение 30 минут поддерживать зарядный ток на уровне около 35 А — для того, чтобы облегчить начало процесса зарядки аккумуляторной батареи. В режиме ускоренной зарядки аккумуляторной батареи происходит ее усиленный нагрев и возрастает опасность коробления аккумуляторных пластин. В режиме ускоренной зарядки происходит также усиленное газообразование (выделение водорода и кислорода), что создает опасность для здоровья и опасность возгорания. Температура аккумуляторной батареи не должна выходить за пределы 125°Ф (52°С, аккумуляторная батарея — горячая на ощупь). Зарядку аккумуляторных батарей рекомендуется, как правило, производить зарядным током, равным 1% паспортного значения ССА-тока.

  • Режим ускоренной зарядки — максимум 15 А
  • Стандартный режим зарядки — максимум 5 А

Это может произойти с каждым!

Владелец автомобиля Toyota отключил аккумуляторную батарею. После подключения новой аккумуляторной батареи владелец заметил, что на приборной панели загорелась желтая лампочка сигнализации «подушка безопасности», а радиоприемник заблокировался. Владелец приобрел подержанный автомобиль у дилера и не знал секретного четырехзначного кода, необходимого для разблокирования радиоприемника. Вынужденный искать способ решения этой проблемы, он наугад попробовал ввести три разных четырехзначных числа в надежде, что одно из них подойдет. Однако после трех неудачных попыток радиоприемник полностью отключился.

Расстроенный владелец обратился к дилеру. Устранение возникшей проблемы обошлось более чем в триста долларов. Для сброса сигнализации «подушка безопасности» потребовался специальный прибор. Радиоприемник пришлось вынуть из автомобиля и отослать в другой штат, в авторизованный сервисный центр, а по возвращении заново установить в автомобиле.

Поэтому, прежде чем отключать аккумуляторную батарею, обязательно согласуйте это с владельцем автомобиля — вы должны убедиться в том, что владельцу известен секретный код включения закодированного радиоприемника, который одновременно используется в системе охраны автомобиля. Может потребоваться использование устройства резервного питания памяти радиоприемника при отключенной аккумуляторной батарее.

Рис. Вот удачная мысль. Техник сделал источник резервного питания памяти из старого аккумуляторного фонарика и кабеля с переходником к гнезду прикуривателя. Он просто подсоединил провода к выводам аккумулятора имевшегося у него аккумуляторного фонарика. Аккумулятор фонарика использовать удобней, чем обычную 9-вольтовую батарейку — на случай, если кому-то придет в голову открыть дверь автомобиля в то время, когда источник резервного питания памяти будет включен в цепь. 9-вольтовая батарейка, имеющая небольшую емкость, в этом случае быстро бы разрядилась, в то время как емкость аккумулятора фонарика достаточно велика и ее хватит на то, чтобы даже при включении освещения салона обеспечить необходимое питание памяти

Источник

Оцените статью