- Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора
- Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей
- Стартерные
- Тяговые аккумуляторы
- Универсальные
- Свинцовые, литиевые или гелевые
- Как выбрать АКБ в зависимости от мощности лодочного мотора
- Выдаваемая мощностью
- Емкость аккумулятора
- Тип и массивность аккумулятора
- Модели лодочных аккумуляторов 12 вольт
- Deka DP24
- Minn Kota MK-31-GEL
- WBR MB 40-12
- Советы по эксплуатации
- Выбор и эксплуатация аккумулятора для лодочного электромотора
- Требования, предъявляемые к аккумулятору лодочного мотора
- Классификация аккумуляторных батарей для лодочных моторов
- Плюсы и минусы различных видов АКБ, используемых для лодочных моторов
- Свинцово-кислотные WET
- Аккумуляторы AGM и GEL
- Литий-ионные
- Выбор аккумуляторной батареи для лодочного мотора
- Использование автомобильного аккумулятора
- Рекомендации по обслуживанию аккумуляторов для лодочных моторов
Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора
Лодка становится важным элементом современной охоте и рыбалке. В простом исполнении покупается надувная модель. Те, кто решил серьезно отдаться делу и обладает ресурсами, выбирают небольшие суда. Катера, лодки и яхты оснащены электрическим лодочным мотором – основной движущей силой. Однако для плавания нужен не только двигатель, но и лодочный аккумулятор. Он обеспечивает работу электрических приборов, навигации и др. Аккумулятор для лодки не менее важен, чем для автомобиля. При покупке нужно понимать специфику АКБ и особенности использования – только так удастся избежать проблем. В этой статье ответим на вопрос какой лодочный аккумулятор нужен под ваши требования.
Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей
Без электрического мотора невозможна рыбалка троллинг – она ведется рядом с берегом. Используя ДВС трудно добиться скорости движения в 3-5 км/ч, зато этого можно легко добиться при помощи аккумулятора.
Сегодня широко используются два типа батареи: стартовые и тяговые. Также встречаются универсальные модели, совмещающие оба вида.
Стартерные
Первый тип – стартерные батареи. Такими моделями часто оснащают лодки с двигателями внутреннего сгорания. Среди аналогов они выделяются возможностью кратковременной отдачи значительного объема тока.
Стартерные аккумуляторы разработаны для первоначального запуска мотора, и со своей задачей они справляются как нельзя лучше.
К сожалению, модели обладают не очень большим ресурсом, способным полностью закончиться при длительной работе. Пройдя через определенное число зарядных циклов, аккумуляторы «любят» выходить из строя.
Тяговые аккумуляторы
Второй тип – тяговые. Оборудуется обычно в связке с лодочными электрическими двигателями. Для аккумуляторов свойственна высокая емкость, а в конструктивном плане подобные батареи отличаются от стартовых более толстыми пластинами, расположенными в конвертах-сепараторах. Подобное устройство позволяет им хранить заряд дольше, пока не наступит полная разрядка.
После критической растраты энергии батареи разных марок быстро восстанавливаются. Тяговые модели стоят дороже аналогов, но для использования в циклическом режиме для них нет конкурентов.
Универсальные
Последний тип – универсальные аккумуляторы. При их создании перед разработчиком ставилась задача совместить полезные свойства тяговых и стартерных батарей. Такие системы имеют двойное назначение. При запуске двигателя они поставляют высокий пусковой ток, а дальше выступают в роли источника питания с функцией критической разрядки. Универсальные модели способны заменить собой оба типа аккумуляторов: они позволяют запускать ДВС, подпитывать электрический мотор и всю систему катера.
Свинцовые, литиевые или гелевые
Свинцово-кислотные модели оснащаются пластинами, расположенными в «чехле» из стекла или и пластмассы, залитом кислотным электролитом. Кроме того, что решение часто эксплуатируется в купе со стартовыми АКБ, оно также представлено тяговыми батареями. Недостатки: высок риск выхода из строя.
Выделяются два подвида свинцово-кислотных аккумуляторов. Они отличаются улучшенными характеристиками:
AGM – абсорбированное стекловолокно. В отличие от обычного свинцового аккумулятора, эта модель изготавливается без применения жидкости – при помощи прессованного стекловолокна пористой структуры. Добавление кислоты тут минимально, потому сильно снижен риск сульфатизации электродов. Кроме прочего этот вид батарей считается необслуживаемым – заливать электролит не потребуется. Корпус обустроен герметично и не позволяет кислоте выделяться. Также не допускается возможность образования ржавчины. Однако есть и слабые стороны: чувствительность к перенапряжению, массивность.
Плюсы:
- Большая энергетическая емкость.
- Не требовательны в обслуживании.
- Низкий уровень самозаряда.
Минусы. При механических повреждениях могут самовоспламеняться.
Как выбрать АКБ в зависимости от мощности лодочного мотора
Покупка аккумулятора – это ответственное дело, к которому нужно подходить с осторожностью. В выборе стоит ориентироваться на критерии:
Выдаваемая мощностью
Правило просто: чем ниже внутренне сопротивление батареи, тем дольше без потери емкости он способен показывать постоянность. При покупке модели нужно смотреть на строку reverse capacity (запасенная емкость – эффективная величина, выдаваемая при нагрузке).
Емкость аккумулятора
Чем больше емкость батареи, тем больше двигатель сможет проработать при включенном дросселе. Важно: рекомендуется покупать аккумулятор с характеристиками, способными обеспечить работу в течение 1 часа и более. Иначе токи отдачи будут слишком чувствоваться – он выйдет из строя раньше и проработает меньше (напряжение слишком быстро начнет проседать под нагрузкой).
Требования к емкости зависят от мощности самого двигателя: чем он мощнее, тем больший показатель требуется для работы. Известно, что электрический мотор потребляет около 1А на фунт мощности мотора. Например, для двигателя с выдачей в 25 фунтов, АКБ емкостью 50 Ач хватит на 120 минут при поддержании максимальной скорости. Если не выжимать максимум, то батареи хватит на рыбалку в течение выходных.
Как узнать скорость разрядки аккумулятора
Тип и массивность аккумулятора
В случае с лодочными моторами эффективнее использовать тяговые модели, так как батарея будет регулярно принимать сильные нагрузки, разряжаться – цикловой ресурс становится важным параметром, влияющим на срок службы.
Рекомендуется, чтобы вес не превышал 20 кг – иначе массивность начинает мешать управлению. Стоит остановиться на необслуживаемом аккумуляторе. Его приходится только заряжать, и лучше, если у модели будет минимальный самозаряд.
Модели лодочных аккумуляторов 12 вольт
Некоторые интересные батареи, которые можно найти в магазинах под 12 вольт:
Deka DP24
Недорогая модель, средняя стоимость – 8100 тысяч рублей. Аккумулятор хоть по документам и характеризуется как устройство «глубокой разрядки», по схеме больше относится к AGM. Он обладает всеми недостатками технологии: слабо переносит температур, выдерживает недостаточно количество разрядных циклов.
Емкость модели – 85 А/ч, напряжение 12 В, что уже неплохо. Аккумулятор станет отличным выбором для первой покупки, чтобы разобраться с тонкостями работы тяговой технологии. Хорошо показывает себя с небольшими надувными лодками и не требует обслуживания.
Minn Kota MK-31-GEL
Отличное устройство, но цена – 22 тысячи рублей. Аккумулятор полностью герметичен, емкость – 120 А/ч, напряжение – 12В с реальной функцией глубокой разрядки. Производитель давно заявил о себе как о лидере на рынке моторного оснащения. Аккумуляторы их разработки отличаются качеством и функционалом – отличный выбор для мощных двигателей.
WBR MB 40-12
Прекрасно подойдёт для лодочных моторов 20-40 л.с. Дешевая модель. Доступен в двух вариантах:
- По умолчанию свинцово-кислотный.
- Второй вид – гелевый, повышенное сопротивление качке и увеличенный срок службы.
Прекрасно подойдёт под мотор Yamaha (ямаха) 30 HWCS и подобные.
- Емкость АКБ: 40 А*ч.
- Пусковой ток: 490 А.
- Размеры: 20 см – длина. Ширина 16.6 см. 17 см высота.
- Вес: 13.4 кг.
- Цена. 6950 р
Советы по эксплуатации
Правила пользования лодочным аккумулятором требуют соблюдения норм обслуживания:
- Производить вмешательства разрешается строго после отключения АКБ;
- Не рекомендуется применять «крокодилы» для подключения батареи к мотору – лучше надежные крепления;
- Нужна регулярная проверка соединений, иначе чреваты потери на нагреве, утечки и окисления;
- Зарядка производится только рекомендуемыми марками зарядных устройств;
- Выводы батареи не должны замыкаться между собой – короткое замыкание выводит аккумулятор из строя.
Правила эксплуатации никак не отличаются от требований к пользованию автомобильными аккумуляторами.
Источник
Выбор и эксплуатация аккумулятора для лодочного электромотора
Многие рыбаки и охотники в наше время обзаводятся лодками. В простейшем варианте приобретаются надувные лодки. Те, у кого денег больше, покупают маломерные морские и речные суда. Все эти катера, лодки и яхты оснащаются моторами. Есть, конечно, и те, кто ходит на вёслах, но таких становится всё меньше. Многие маломерные суда оснащены подвесными двигателями. Это могут быть бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), а также электромоторы. Нормальная эксплуатация всех типов лодочных моторов невозможна без нормального аккумулятора. Кроме того, аккумуляторная батарея на судне обеспечивает работу электрических приборов, системы навигации, освещения и т. п. Поэтому в этой статье мы поговорим о критериях выбора аккумулятора для лодочных электромоторов и ДВС.
Требования, предъявляемые к аккумулятору лодочного мотора
Прежде чем сказать о требованиях к аккумулятору лодочного мотора, нужно сказать пару слов об их видах. Без электромотора невозможна рыбалка в режиме троллинга, которая ведётся неподалёку от берега. Используя ДВС невозможно добиться скорости движения лодки со скоростью 3─5 километров в час. Зато это без проблем позволяет сделать электромотор.
- Компактность и малый вес;
- Гребной винт лодочного электромотора не цепляется за водоросли;
- Мгновенный запуск;
- Практически нет эксплуатационных расходов;
- Нет шума.
К минусам следует отнести следующие моменты:
- Небольшой запас хода;
- Нельзя использовать при сильном ветре и течении;
- На лодках и катерах большой длины (более 8 м) развиваемая скорость не больше 10 километров в час.
Теперь о требованиях, которые предъявляются к лодочным моторам. Ниже перечислены характеристики, на которые следует обращать внимание как при выборе аккумулятора для электромоторов, так ДВС. В принципе, ничто не мешает купить разные АКБ для этих моторов, если вы используете два. Многие так и поступают.
- Максимальное время работы без подзарядки;
- Устойчивость к сильному вибрационному воздействию;
- Низкий саморазряд;
- Сохранение работоспособности в условиях качки;
- Минимальное техническое обслуживание.
Классификация аккумуляторных батарей для лодочных моторов
- Стартерные. Эти аккумуляторные батареи применяются в связке с подвесными ДВС. Их роль – это запуск мотора. От этих АКБ, как и от стартерных автомобильных требуется подача кратковременного пускового тока. После запуска двигателя они должны заряжаться для восстановления потерянной ёмкости. Если их подвергать сильному разряду (что бывает при эксплуатации с лодочным электромотором), то они быстро исчерпают свой ресурс;
- Тяговые. Эти аккумуляторные батареи становятся на малогабаритных лодках и катерах с электромоторами. Они могут длительное время работать без подзарядки и переносить глубокие разряды;
- Универсальные. Эти АКБ имеют двойное назначение. В момент пуска мотора они обеспечивают высокий пусковой ток, а потом работают в роли источника питания с возможностью глубокого разряда. Такие модели могут заменить 2 разных типа аккумуляторных батарей. С ними можно запускать ДВС, питать электромотор и электросеть судна.
Плюсы и минусы различных видов АКБ, используемых для лодочных моторов
Разберём основные виды аккумуляторов, которые применяются для лодочных моторов. Это следующие разновидности:
- Свинцово-кислотные WET (жидкий электролит);
- AGM и GEL (электролит в связанном состоянии);
- Литий─ионные.
Свинцово-кислотные WET
Это наиболее распространённые аккумуляторы, но для электромоторов их лучше не использовать. Такие батареи хорошо подходят в роли стартерных для моторов ДВС. Современные модели выпускаются по технологии Са-Са. Это означает, что положительные и отрицательные пластины выполняются из сплава свинца с кальцием. Они относятся к необслуживаемым аккумуляторам. В процессе эксплуатации они не требуют доливки воды в банки.
Кальциевые аккумуляторные батареи имеют низкий саморазряд и могут быть использованы как с ДВС, так и с электромотором. Но проблема заключается в том, что эти АКБ плохо переносят глубокий разряд. При нём они теряют часть своей ёмкости.
На рынке представлен большой ассортимент моделей WET по цене 5─7 тысяч рублей. Но для использования с лодочным электромотором лучше покупать АКБ гибридного типа, которые лучше переносят глубокий разряд. Или батареи типа EFB (Enhanced Flooded Battery), которые используются в автомобилях с системами старт─стоп. Но последние по цене приближаются к AGM и гелевым АКБ, рассматриваемым ниже.
Вернуться к содержанию
Аккумуляторы AGM и GEL
Технология производства эти аккумуляторов уже достаточно отлажена, но цена на них по-прежнему остаётся высокой. Оба типа АКБ относятся к свинцово-кислотным, но электролит в них находится в связанном виде. В случае AGM электролитом пропитано стекловолокно, которое окружает решётки электродов. А в аккумуляторах типа GEL разноимённые пластины находятся в гелеобразной серной кислоте. Такое состояние достигается с помощью добавки соединений оксида кремния.
Литий-ионные
Использование литий─ионных аккумуляторов для лодочных электромоторов – это перспективное направление. Li─Ion батареи появились относительно недавно и постоянно совершенствуются. В конструкции этих аккумуляторов предусмотрен контроллер – печатная плата со схемой защиты от перезарядки литиевых элементов.
К плюсам Li─Ion батарей следует отнести:
- высокую энергоёмкость;
- отсутствие необходимости в обслуживании;
- незначительный саморазряд (не более 10% за год);
- быстро набирают ёмкость в процессе зарядки (около 80% за час);
- небольшие габариты и вес.
Выбор аккумуляторной батареи для лодочного мотора
При выборе аккумуляторной батареи для лодочного электромотора нужно учитывать сам тип двигателя. Существуют электромоторы, работающие от 12 и 24 вольт. В последнем случае вам потребуется две последовательно соединённых батареи 12 вольт. Если у вас на судне ДВС и электромотор, то рекомендуется использовать пусковой (на ДВС) и тяговый (на электромотор) аккумуляторы. Естественно, что 2 АКБ покупать дороже, но в перспективе они проработают дольше.
Если будете использовать один аккумулятор для лодочного электромотора, то выбирайте AGM или GEL. Они подходят для работы в роли тяговых и стартерных батарей. Если позволяет бюджет, то можете взять литий─ионные АКБ. Они самые дорогостоящие, но лучше всего годятся на роль аккумуляторной батареи для лодочного электромотора.
Здесь была названа такая величина, как фунт мощности. Она заслуживает пояснения. Указание мощность в стандартных для двигателей величинах (лошадиные силы и киловатты) здесь не подходит. В случае лодочного электромотора используются понятия упора или тяги.
Упор представляет собой силу, развиваемую гребным винтом при вращении. В результате передачи этой силы судну, оно перемещается в горизонтальном направлении. Поскольку основные производители электромоторов для лодок – это американские компании, упор выражается не в килограммах или ньютонах, а в фунтах. А как известно, 1 фунт равен 0,453 килограмма.
Наглядно величину тяги можно посмотреть следующим способом. К лодке и неподвижному причалу нужно прикрепить безмен, а затем дать полную мощность двигателю. В результате на безмен покажет величину тяги. Тяга электромотора выбирается в зависимости от веса лодки, снаряжения, обводов, типа винта и т. п. Поскольку это не является темой статьи, просто скажем, что обычно на 45 килограмм массы судна требуется 2 фунта тяги. А ещё лучше брать с запасом 10%.
Специалисты по лодочным аккумуляторам и опытные рыбаки советуют подбирать батарею следующим образом. Тяговая АКБ должна обеспечивать запас хода судна на полной мощности мотора 2 часа и более. Если мотор работает на половине от номинальной мощности, то запас хода должен быть 4 часа.
Использование автомобильного аккумулятора
Стоит отдельно сказать об использовании автомобильных аккумуляторов с лодочными моторами. Туристы и рыбаки с опытом, а также специалисты по аккумуляторным батареям считают, что нецелесообразно использовать автомобильные аккумуляторы с лодочными электромоторами. АКБ для автомобилей работает следующим образом. Она отдаёт высокий ток в момент запуска двигателя, а затем заряжается от генератора во время поездки.
Что касается использования автомобильного аккумулятора в качестве тягового для электромотора, то это недопустимо. Он выйдет из строя после 5─7 глубоких разрядов. Для кальциевых батарей этот ресурс 2─3 раза и они безвозвратно теряют ёмкость.
Рекомендации по обслуживанию аккумуляторов для лодочных моторов
Ниже вы можете прочитать простые правила эксплуатации аккумуляторов для лодочных электромоторов:
- Действия по обслуживанию электромотора разрешается проводить только после отключения АКБ;
- Не используйте «крокодилы» для присоединения аккумулятора к мотору. Используйте надёжные крепления;
- Периодически контролируйте надёжность соединения АКБ и проводов от мотора. Некачественное соединение – это потери на нагрев, окисление, утечки тока;
- Для зарядки батареи следует использовать только рекомендуемые модели зарядных устройств;
- Ни в коем случае не допускайте замыкания выводов батареи между собой. Такое короткое замыкание приводит к выходу аккумулятора из строя.
Источник