- Как сохранить аккумулятор во время простоя: тест восьми устройств подзарядки
- 10 проверенных советов как продлить срок службы аккумулятора автомобиля
- Краткий перечень советов как продлить жизнь АКБ
- Чистота аккумулятора и его клемм
- Контроль уровня заряженности
- Контроль заряда на машине
- Контроль уровня электролита
- Правильная подзарядка АКБ
- Контроль тока утечки
- Надежное крепление АКБ под капотом
- Облегчение процесса запуска двигателя
- Профилактическая тренировка
- Предпусковая зарядка в морозы
- Краткие итоги
Как сохранить аккумулятор во время простоя: тест восьми устройств подзарядки
Если машина подолгу стоит без движения, аккумулятор может разрядиться за пару недель, особенно при наличии сложной противоугонки или других неотключенных потребителей энергии. Устройства для поддержания батареи в заряженном состоянии испытал Михаил Колодочкин.
Традиционных вариантов спасения батареи от разряда в случае длительной гаражной стоянки два: снять клеммы, отключив ее от сети автомобиля, или вовремя подзаряжать. Но не каждому охота греметь ключами, не всегда доступ к аккумулятору удобен, да и обесточивать автомобиль, лишая его электронной защиты от угона, – не лучшее решение. С другой стороны, постоянно следить за состоянием батареи и ставить ее на зарядку тоже неудобно.
Существует еще один способ, который часто применяют в автосалонах для машин, выставленных на подиумах. Под капот тянут тонкие провода, постоянно подпитывающие штатный аккумулятор от внешнего источника. Серьезные токи не требуются: достаточно восполнять потребление штатной электроники.
Мы взяли восемь устройств, способных не только зарядить севший аккумулятор, но и поддерживать его в боевом состоянии. Основное внимание уделили именно режиму подпитки батарей, однако проверили и в обычном режиме.
Автоматическое зарядное устройство Вымпел-07, НПП «Орион», Россия
В частности, заряжали батареи, потерявшие 10% заряда, половину и даже полностью разряженные; при этом контролировали токи, напряжения и фиксировали общее время. Проверяли и «защиту от дурака» – ведь при подключении прибора к аккумулятору многие могут перепутать полярность или устроить замыкание.
Что бы ни говорили производители, не советуем всерьез рассчитывать на такую подпитку суровой зимой. При температуре электролита ниже –20 ºС интенсивность приема батареей заряда резко снижается. А повышать зарядное напряжение нехорошо: начнет разрушаться активная масса, пойдет коррозия электродов. КПД зарядки даже при –10 ºС не превышает 0,6.
В целом испытанные нами устройства неплохи, если не придираться к внешнему виду и эргономике. Они умеют работать и как обычные зарядники, оживляя даже полностью севшие аккумуляторы.
Автоматическое зарядно-предпусковое устройство Катунь-501, Россия
- Примерная цена 2000 руб.
- Заявленная допустимая температура окружающей среды –15…+40 ºС
- Барнаульское устройство успешно прошло испытания, но его внешний вид, напоминающий радиолюбительскую конструкцию из прошлого столетия, как-то отпугивает. И ручная регулировка сегодня вызовет у многих отторжение: с автоматом проще.
Но несмотря на то, что все они выдержали испытания и могут успешно поддерживать заряд батареи в течение длительного времени, советуем использовать их под присмотром. Хотя мы и не зафиксировали отказов протестированных устройств, а встроенная защита от переполюсовки и замыканий успешно срабатывала, всё же страшновато надолго бросать в запертом гараже устройство, подключенное как к бортовой, так и к 220‑вольтовой сети.
Зарядное устройство Сонар УЗ 207.01, Россия
- Примерная цена 1400 руб.
- Заявленная допустимая температура окружающей среды –5…+35 ºС
- По части электрики замечаний нет, но у испытуемого образца отвалилась клемма от «плюсового» зажима-«крокодила». Несолидно. А неграмотная надпись на упаковке про «А/час» – это неуважение к потребителю.
Что касается наших предпочтений, то больше других понравились отечественное устройство BL1204 и «иностранец» Banner – с ними не возникло ни проблем, ни вопросов.
Кстати, если батарея после долгой стоянки все-таки подсела, то проще всего пустить мотор с помощью портативного автономного устройства аварийного питания. Такие приборы заряжать батареи не обучены, а вот крутить стартеры – их первостепенная задача.
AVS Energy BT6005, КНР
- Примерная цена 2000 руб.
- Заявленная температура окружающей среды нет данных
- В целом всё нормально. Вот только упоминание в описании стрелки амперметра на электронном табло повеселило.
Зарядное устройство HEYNER AkkuEnergy Pro, Германия
- Примерная цена 3500 руб.
- Заявленная допустимая температура окружающей среды нет данных
- Устройство показалось слишком сложным: нужно долго разбираться, для чего какая кнопочка. И есть явные ляпы в описании: разве емкость батареи – это количество тока?
Banner AccuGard, страна не указана
- Примерная цена 3300 руб.
- Заявленная допустимая температура окружающей среды нет данных
- Изделие солидное, но отсутствует хоть какая-то информация для пользователя. Впрочем, на аппарате и кнопок-то нет: подключай и смотри на индикаторы.
Зарядное устройство BL1204 ЛБ-Электро, Россия
- Примерная цена 2200 руб.
- Заявленная допустимая температура окружающей среды допускается нагрев корпуса до +60 ºС
- Симпатичное отечественное изделие с неплохим описанием. Замечаний нет.
Универсальное зарядное устройство Smart Power SP-8N Berkut, КНР – Россия
- Примерная цена 4100 руб.
- Заявленная допустимая температура окружающей среды –20…+50 ºС
- Хорошо, но дорого.
Счастливого пути и положительного потенциала!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
10 проверенных советов как продлить срок службы аккумулятора автомобиля
Срок службы аккумулятора автомобиля по заявлениям большинства производителей должен составлять не менее пяти лет. Однако даже так называемые необслуживаемые АКБ без регулярного внимания владельца столько не работают. У тех, кто после установки новенькой батареи забывают о ее существовании под капотом, как правило, уже на вторую-третью зиму сталкиваются с ее отказами. Результат такой эксплуатации аккумулятора – частая замена и разговоры о неудовлетворительном качестве современных источников питания.
Тем не менее, те же производители буквально каждый год уверяют нас, что выпускаемые ими АКБ становятся все лучше, надежнее и долговечнее. Они все меньше подвержены саморазряду, закипанию от перезарядов, более стойкие к образованию сульфатов на пластинах и так далее. Почему же тогда с каждым годом, вопреки этим громким заявлениям, появляется все больше автолюбителей, которые плюются от якобы низкого качества современных аккумуляторов?
Ответ банально прост: современные владельцы автомобилей обленились. Сегодня все меньше и меньше тех, кто хотя бы раз в месяц выполняет элементарное обслуживание АКБ. Особенно редко смотрят на аккумулятор те, кто купил его недавно – он новенький, крутит бодро, за ночь не сдыхает – чего на него смотреть-то. Именно из-за такого отношения к АКБ она часто уходит в отказ намного раньше, чем заявляют производители. А не потому, что хуже стали делать.
Хуже – было раньше. Во-первых, сами аккумуляторы были крайне примитивными. Они легко закипали от малейшего превышения напряжения заряда. У них был по нынешним меркам дикий саморазряд. Свинец буквально растворялся в электролите, если что сделать неправильно. Зарядных устройств нормальных раньше принципиально не было почти ни у кого. Заряжали обычно самопальными или примитивными совковыми зарядками, в которых кроме мощного трансформатора и диодного моста не было никакой начинки.
И несмотря на все это, у многих складывается впечатление, что раньше было лучше. АКБ служили дольше. Соответственно, их как-то делали более качественными. А сейчас делают – лишь бы бабок срубить. К сожалению, это заблуждение. У тех автолюбителей (можно сказать – старой закалки), которые не обленились из-за напирающих отовсюду технологий, и по устоявшейся привычке смотрят за своими АКБ, служат они верой и правдой по пять, и более, лет. Причем, что тоже важно, в отказ скоропостижно не уходят вполне себе бюджетные модели, не говоря уже о брендовых, которые подороже и получше.
Краткий перечень советов как продлить жизнь АКБ
Описанные далее рекомендации не являются чем-то инновационным. Многое из этого пишется даже в кратких руководствах по эксплуатации, прилагаемых к любому аккумулятору, сделанному не в кустах или в подвале. Но кто читает эти руководства? Мало кто. А придерживаются указанных в них рекомендаций – вообще единицы. Зато потом, через пару лет эксплуатации нового аккумулятора начинается усиленное сканирование Интернета на предмет какого-либо чудодейственного метода, в поисках чудо-зарядки, которые способны воскресить из мертвых обделенный вниманием аккумулятор.
Очень важно понимать, что представленные советы – это не чудо-таблетка. Если АКБ уже убита в хлам, это все не поможет. Не помогут и трижды умные зарядные устройства вместе с варварскими способами восстановления АКБ, показанных в Интернете ради просмотров. Эти советы работают только тогда, когда ими не пренебрегают с самого первого дня службы нового аккумулятора. И это, пожалуй, главный посыл данной статьи.
Итак, вот десяток элементарных действий, позволяющих гарантированно продлить срок службы аккумулятора автомобиля:
- Чистота аккумулятора и его клемм.
- Контроль уровня заряженности.
- Контроль заряда на машине.
- Контроль уровня электролита.
- Правильная подзарядка АКБ.
- Контроль тока утечки.
- Надежное крепление АКБ под капотом.
- Облегчение процесса запуска двигателя.
- Профилактическая тренировка.
- Предпусковая зарядка в морозы.
Видите – ничего нового и необычного. Многие из вас кое-что из этого даже иногда делали. Но есть ли здесь такие, у кого все представленные десять пунктов на протяжении всей жизни АКБ с момента ее покупки находятся под контролем? Если нет – надеяться на то, что аккумулятор прослужит заявленные пять лет – глупо и наивно.
Для тех же, кто хочет вспомнить или научиться, как продлить срок службы аккумулятора, предлагаем более детальную информацию по представленным пунктам.
Чистота аккумулятора и его клемм
Этот пункт идет первым не просто так. Грязный корпус АКБ и плачевное состояние ее клемм – один из очень часто встречающихся грешков современного автолюбителя. А между тем, это очень важный момент, который при определенных обстоятельствах может снизить потенциальный срок службы аккумулятора аж в два-три раза. И это не преувеличение.
Начнем с корпуса. Самый главный враг здесь – это пропитанная парами электролита пыль и грязь, плотно покрывающая АКБ очень быстро. Зимой, конечно, когда на улице мороз, а на дорогах снег, эта проблема не такая насущная. Летом же, когда повсюду пыль – новый аккумулятор покрывается налетом менее, чем за месяц.
А врагом такой налет является потому, что он способен пропускать через себя ток. В пыли и грязи полно частичек, которые в сочетании с электролитом превращаются в отличный проводник. В результате получается, что даже отключенный от всего на свете аккумулятор разряжается, как бы, сам на себя. Проверить это очень легко – возьмите мультиметр, включите его в режим вольтметра, и измерьте напряжение между плюсовой клеммой и разными местами на корпусе АКБ. Если хоть где-то вольтметр показал наличие напряжения – это уже отклонение от нормы. На ухоженном аккумуляторе везде должны быть нули.
Кстати, грязный корпус бывает отнюдь не только у немного поездивших аккумуляторных батарей. Новые, только с магазина – тоже могут быть покрыты слоем пыли из-за небрежного хранения и разрушения защитной пленки, в которую, как правило, упакованы все современные АКБ. Пока аккумулятор не бывал в работе, пыль на его корпусе может быть и не токопроводящей. То есть мультиметр покажет нули. Однако это ненадолго. Потому – чистота корпуса – это не только про эксплуатируемые АКБ, а и про новые.
Как правильно поддерживать чистоту корпуса АКБ? Очень просто. В идеале, конечно, аккумулятор нужно отключать и извлекать из-под капота, поскольку только так его можно очистить наиболее качественно. Очищается он при помощи обычной воды, в которую добавляется немного соды. Сода нужна как раз для того, чтобы нейтрализовать частички электролита, находящиеся на поверхности. Процесс нейтрализации (если корпус явно грязный) будет видно невооруженным глазом – смоченная поверхность будет пузыриться.
- Мыть проводящую ток пыль и грязь при помощи воды практически бессмысленно. Всегда добавляйте соду.
- После применения раствора соды крайне желательно промывать корпус АКБ чистой водой.
- Промывать – не значит заливать АКБ водой. Достаточно протирания влажной ветошью.
- Нельзя допускать попадания воды (тем более – с содой) внутрь аккумулятора. Поэтому перед очисткой обязательно заверните пробки, если перед этим вы их зачем-то вывернули.
- К слову, очень полезно вымыть в содовом растворе и сами пробки. После этого не забудьте их сполоснуть в чистой воде и просушить.
- Мыть АКБ прямо под капотом надо крайне осторожно. Клеммы отсоединять обязательно.
- Лучше использовать дистиллированную воду. В обычной воде из крана или колодца содержатся соли, которые тоже проводят ток.
- Не переворачивайте и даже не наклоняйте сильно АКБ во время снятия и установки, а также во время очистки. Это вредно для его ресурса.
Чистоту АКБ можно поддерживать, не снимая его со штатного места. Только делать это менее удобно, а также придется быть более осторожным. Тем не менее, если выяснилось, что аккумулятор подвергался перезаряду или закипанию, либо он чрезмерно грязный – без снятия очистить его нормально не получится.
Теперь клеммы. Здесь проблем бывает всего две:
Окисление свинца – это результат его взаимодействия с кислородом. Проявляется в виде тонкого темного налета на клеммах. Сам металл перестает блестеть. Из-за этого ухудшается контакт, вырастают потери и, соответственно, увеличиваются нагрузки на аккумулятор. Отсюда и сокращение ресурса.
Сульфаты – это результат взаимодействия свинца с парами электролита. Проявляются они в виде белого налета, очень похожего на привычную нам соль. Сульфаты тоже ухудшают контакт между клеммами и зажимами. Более того, когда электролит оказывается на клеммах, зажимах и проводах – он их постепенно разъедает. Иногда до такой степени, что от этого всего ничего не остается живого.
Так эксплуатировать АКБ, надеясь на ее длительный ресурс, недопустимо. Как ухаживать за клеммами аккумулятора – есть немало материалов. Самое простое, что можно делать, это регулярно очищать клеммы и зажимы при помощи мелкозернистой наждачной бумаги с последующей обработкой очищенных поверхностей специальными составами. Они в обилии продаются сегодня в автомобильных магазинах, расходуются долго, и в итоге выходят не накладными по бюджету.
Иногда простое приведение в порядок клемм, казалось бы, дохлого аккумулятора, моментально восстанавливает его способности. Стартер начинает крутиться более бодро, пропадают просадки напряжения в бортовой сети и так далее. Так что иногда такое простое мероприятие оказывается полезным не только для продления срока службы аккумулятора автомобиля. Не пренебрегайте им.
Контроль уровня заряженности
Контролировать уровень заряженности аккумулятора нужно для того, чтобы понимать:
- Достаточно ли он заряжается от генератора.
- Когда надо подзарядить его от стационарного зарядного устройства.
К сожалению, в большинстве автомобилей нету такого же индикатора уровня заряда аккумулятора, какой имеется на абсолютно любом телефоне, смартфоне, планшете или ноутбуке. То есть, автовладелец чаще просто не знает, что АКБ заряжена слабо, и с этим надо бы что-то делать. Однако это не нерешаемая проблема.
Контролировать уровень заряженности АКБ можно, по меньшей мере, тремя способами:
- При помощи индикатора на самой батарее.
- Путем измерения плотности электролита.
- По показаниям напряжения после определенного простоя автомобиля.
Первые два способа доступны не всегда, так как не у всех современных АКБ есть «глазок» и жидкий электролит. Кроме того, если по плотности электролита можно получить очень точные показания, то вот встроенные индикаторы очень часто показывают черти что, так как работают в верхнем слое электролита, а также часто просто залипают.
А вот напряжение можно измерять на абсолютно любом АКБ. Главное – делать это корректно. Для контроля этого параметра можно пользоваться обычным мультиметром. Но гораздо лучше установить в машину постоянный вольтметр. Так можно будет контролировать не только уровень заряженности аккумулятора, но и процесс его зарядки от генератора во время езды.
Так вот, чтобы по напряжению понять, насколько заряжена АКБ, измерять его с этой целью нужно исключительно после простоя автомобиля в течение нескольких часов. Смотреть на вольтметр сразу (и даже спустя пару часов) после того, как был заглушен мотор или аккумулятор отсоединен от стационарного зарядного устройства – бесполезно. В это время напряжение будет повышенным, и ничего не сможет нам сказать о степени заряженности АКБ.
Если все делать корректно, то напряжение на постоявшем аккумуляторе будет не большим, чем 12,7 В. Такой показатель говорит о том, что батарея заряжена на 100%. Каждая десятая доля вольта в меньшую сторону – это минус 10% от 100%. То есть, например, если утром перед запуском двигателя (и без других нагрузок – музыки и так далее) напряжение на клеммах вашего АКБ составило 12,4 В, то она заряжена примерно на 70%. И так далее.
Сигналом тревоги должен быть момент, когда после очередного простоя батарея оказывается заряженной менее, чем на 65%. В таком состоянии и запуск двигателя уже будет утрудненным, и процессы сульфатации пластин начнутся, и срок службы аккумулятора будет уменьшаться. Кроме того, столь низкий уровень заряда говорит о том, что:
- Батарея плохо держит заряд.
- Повысился ее саморазряд.
- Батарея потеряла емкость.
- АКБ не заряжается полностью от генератора.
- В бортовой сети имеется повышенный ток утечки.
Долгое время эксплуатировать разряженный на половину или более аккумулятор – это значит убивать его своими же руками.
Контроль заряда на машине
Возможен, если есть вольтметр. Когда работает двигатель, а самые прожорливые потребители выключены, приор должен показывать напряжение не менее 14,3-14,4 В. Если меньше – батарея заряжаться от генератора полностью не сможет никогда. Хоть сутками двигатель не глушите – не зарядится.
Более того, напряжение в бортовой сети не должно сильно падать и при включенных потребителях. Так что, если при включенном свете головных фар и печке на всю мощность прибор показывает менее 13,8 В – генератор или реле-регулятор не справляются со своими обязанностями. Нужно обратиться к автоэлектрику для поиска проблемы.
Вреден для срока службы аккумулятора автомобиля также и перезаряд. АКБ при таких раскладах быстро закипает, может потерять много электролита (и никто этого не заметит), а также будет убиваться большими зарядными токами. Увидеть перезаряд можно по все тому же вольтметру во время работы двигателя или езды. Если напряжения в бортовой сети выше 14,8 В (хотя и это многовато, не всякая АКБ спокойно «переживет»), то в машине некорректно работает реле-регулятор, а аккумулятор умирает в ускоренном темпе.
Контроль уровня электролита
Возможен только на так называемых обслуживаемых аккумуляторах, в которых имеется электролит в жидком виде, а также к нему есть доступ. Как правило, если АКБ работает в нормальных условиях – не перезаряжается диким напряжением и токами, а также не кипит постоянно – то уровень электролита может в ней не падать на протяжении многих лет. Если же что-либо из сказанного имеет место быть, то контроль уровня электролита должно быть регулярным мероприятием до того дня, когда система заряда от генератора не будет отлажена у специалистов.
Контролировать уровень электролита в аккумуляторе очень просто. Но и эта процедура часто выполняется неправильно. По больше части из-за все той же лени. Самая частая оплошность в этом вопросе – это контроль уровня только в одном или паре отсеков. А их-то аж целых шесть. И если уж и контролировать уровень, то делать это надо для всех «банок» без исключения.
Проверка может выполняться несколькими способами. Самый простой и быстрый, но не очень надежный способ – визуальный контроль без каких-либо приспособлений. Заглянули в каждую «банку», убедились, что пластины погружены в электролит полностью – уже хорошо. Но этого маловато.
В идеале же уровень электролита надо измерять при помощи прозрачной трубки из стекла или пластика. Тут и покупать ничего не надо. Наши деды и отцы использовали для этих целей прозрачные корпуса из обычных шариковых ручек. Делается это следующим образом. Трубка вставляется в отсек аккумулятора до упора в пластины. Затем верхнее отверстие зажимается пальцем. Трубка извлекается в таком положении, и внутри нее оказывается электролит, по высоте заполнения которого можно судить об уровне в проверяемом отсеке. Нормой считается хотя бы полтора сантиметра. Аналогичные манипуляции повторяются для каждой «банки».
Частая ошибка на этом этапе – это доливка в отсеки аккумулятора электролита. Делать этого категорически нельзя. Добивать уровень в «банках» необходимо при помощи дистиллированной воды. Причем, вода должна быть реально дистиллированной, а не дешевой подделкой, набранной из-под обычного бытового крана. Если что, то в Интернете несложно найти способ, как проверить купленную воду на предмет отсутствия токопроводящих солей.
Правильная подзарядка АКБ
В подзарядки от стационарного зарядного устройства нуждается далеко не каждый первый аккумулятор. Бывают и такие случаи, когда АКБ полноценно заряжается и от генератора. Тем более, что для этого не нужны какие-то космические технологии. Первое условие – это нормальное напряжение в бортовой сети. Второе условие – это достаточное время для того, чтобы АКБ успела восстановиться после очередного запуска двигателя или других просадок заряда, например, после длительного прослушивания музыки в автономном режиме.
Как определить, что ваша батарея не нуждается в дополнительных подзарядках от стационарного зарядного устройства – уже было описано выше. Способов несколько, и вольтметр здесь является наилучшим вариантом. Установите его на ваш автомобиль штатно, откалибруйте и не забывайте на него поглядывать по утрам – никогда не пожалеете, а АКБ вам еще и «спасибо» скажет в виде продленного срока службы.
Если же батарея по каким-либо причинам не успевает (или просто не может из-за низкого напряжения в бортовой сети) заряжаться полностью, это придется делать «вручную». Прикупите хорошее зарядное устройство, и не брезгуйте им пользоваться, если по показаниям вольтметра за ночь АКБ разряжается ниже, чем 65-70%. Более того, для ресурса аккумулятора полезно будет хотя бы раз в месяц заряжать его по 100%, независимо от того, насколько хорошо или плохо он это делает от генератора.
Повторим. Если аккумулятор сам по себе заряжается от генератора полностью – использовать дополнительно зарядное устройство нет особого смысла. Постоянно заряженная на более, чем 65-70% батарея – это уже потенциальный претендент на достижение пятилетнего возраста.
Если же батарея перед запуском двигателя разряжена более, чем наполовину – каждое включение стартера при таких раскладах будет постепенно убивать ее. Кроме того, когда аккумулятор сильно разряжен, но двигатель успешно запускается, то зарядный ток в самом начале будет всегда конским, что никак не продляет ресурс. Происходит это потому, что у более разряженной АКБ сопротивление ниже, и она способна потреблять большие токи от генератора.
Контроль тока утечки
Током утечки принято считать силу тока, который потребляется из аккумуляторной батареи во время простоя автомобиля. Сюда входят как полезные потери, так и не очень полезные. К полезным, например, относятся затраты на работу охранной сигнализации или видеорегистратора (если машина стоит в стремном районе). К не очень полезным утечкам тока относятся:
- забытые во включенном состоянии ненужные приборы;
- потери из-за неисправностей в бортовой сети;
- неправильно подключенные магнитолы и другие внештатные потребители;
- потери из-за загрязнения или намокания чего-либо в проводке автомобиля.
Такие потери тока, естественно, надо искать и устранять. В противном случае аккумулятор будет излишне разряжаться даже за время не очень длительных простоев, что никакой пользы ему не принесет точно. А если вы еще и ездите мало, то аккумулятор даже в новом состоянии не будет у вас нормально заряжаться от генератора, быстро деградирует и сдохнет раньше времени.
Искать токи утечки очень просто. Для этого нужен только мультиметр с режимом амперметра. Прибор необходимо включить на измерение больших токов (как правило 10 А). Даже если ток утечки на вашей машине составляет несколько миллиампер, то, все равно, сразу после включения амперметра в цепь через него пойдет большой ток, что приведет к выходу прибора из строя и, возможно, легкому испугу.
Краткий алгоритм поиска утечки тока выглядит следующим образом:
- Одна из клемм АКБ отключается от бортовой сети. Какая именно – в общем-то, не так-то и важно.
- Амперметр одним щупом подключается к снятому зажиму, а вторым – к освобожденной ранее клемме. Все. Ток теперь идет через прибор, и вы можете его измерять.
- Крайне желательно во время измерений тока утечки имитировать состояние автомобиля, как при обычной стоянке. То есть, нужно зафиксировать кнопку регистрации открытого капота, закрыть все двери и активировать охранную сигнализацию.
- Нормой в таком положении считается ток до 80 мАч. В некоторых случаях, если в машине установлена внештатная электроника (тот же постоянно включенный видеорегистратор), то утечка допускается до 150 мАч.
- В некоторых автомобилях утечка тока отсутствует вообще. К таким относятся исправные и сравнительно старые машины без электроники, которая постоянно работает в ждущем режиме.
- Если ток утечки большой, необходимо найти и устранить проблему.
- Проще всего найти причину повышенной утечки тока путем поочередного извлечения предохранителей. Зная, за какую цепь или прибор отвечает тот или иной предохранитель, после уменьшения тока утечки в результате извлечения очередного из них можно вычислить проблему.
Ток утечки желательно проверять хотя бы раз в году. Также крайне желательно проконтролировать его после любого ремонта автомобиля, затрагивающего бортовую сеть, либо после установки очередного девайса – регистратора, магнитолы, навигатора и так далее.
Надежное крепление АКБ под капотом
Во время движения автомобиля по нашим знаменитым дорогам не закрепленный надлежащим образом аккумулятор отнюдь не добавляет в ресурсе. Причем, речь не только о банальных механических повреждениях, из-за которых может в миг вытечь много электролита с понятными последствиями. Даже интенсивная тряска и постоянные подпрыгивания для многих аккумуляторов могут однажды оказаться фатальными.
Посему – АКБ нужно не только надежно закрепить, то также очень желательно установить ее на штатной площадке на какой-либо демпфирующей подкладке. В некоторых машинах она уже есть. У кого нету – хоть из тракторной камеры вырезайте, но она должна быть.
Облегчение процесса запуска двигателя
Чем труднее запускается двигатель, тем срок службы аккумулятора автомобиля короче. Это факт, который весьма несложно доказать. Что имеется в виду? Сразу несколько факторов. Во-первых, двигатель должен запускаться, что называется, с «пол тычка». Это зависит и от качества топлива, и от системы зажигания, и от системы питания, и от компрессии, и от общего состояния мотора, в целом.
Во-вторых, сам стартер должен использовать энергию аккумулятора эффективно. Для этого он должен быть полностью исправным и своевременно обслуженным, то есть очищенным от грязи, смазанным и так далее.
Ну и, в-третьих, на механической коробке переключения передач не брезгуйте в зимнее время года выжимом сцепления на момент запуска мотора. Коробка передач с загустевшим маслом – это тот еще тормоз, который весьма заметно усложняет жизнь аккумулятору.
Профилактическая тренировка
Некоторые автолюбители считают, и не безосновательно, что регулярно обслуживаемому и работающему в адекватных условиях аккумулятору никакая тренировка не нужна принципиально. Если же АКБ длительное время находилась в жестких условиях, пережила глубокий разряд, часто не заряжалась хотя бы до половины и так далее – тренировка не повредит.
Выполнить ее можно как при помощи специальных зарядных устройств, так и без них. То есть, используя самое обычное зарядное устройство. Инструкций в Интернете полным-полно. Принцип везде один и тот же. Он заключается в принудительном и контролируемом разряде АКБ с последующим зарядом небольшим током. Также применяются и другие приемы. Например, зарядка, чередующаяся с короткими разрядами, импульсная зарядка, и так далее.
Предпусковая зарядка в морозы
Эта рекомендация просто-таки обязательна к выполнению, если по каким-либо из описанных выше причин ваш аккумулятор на утро оказывается сильно разряженным (больше, чем наполовину). Причем, даже тогда, когда запуск двигателя вполне возможен. В таких случаях крайне полезно хотя бы немножко «погонять» АКБ на стационарном зарядном устройстве. В результате нагрузки на аккумулятор значительно уменьшатся, а срок ее службы – увеличится. Проверено.
Краткие итоги
А итог всему вышесказанному простой: чтобы пролить срок службы аккумулятора автомобиля, нужно не так уж много времени и усилий. Большинство из описанных советов требуют внимания не часто. Например, облегчить запуск двигателя и проконтролировать ток утечки можно раз в год. Установив однажды копеечный вольтметр, можно вообще без напряга контролировать постоянно уровень заряда АКБ и то, как она заряжается в процессе езды. Чистоту наводить достаточно хотя бы раз в сезон.
Ну а что касается частоты подзарядки аккумулятора от стационарного зарядного устройства – это по обстоятельствам. К примеру, если вы ездите на машине ежедневно и на сравнительно большие расстояния, в этом вообще может не возникать необходимость никогда – аккумулятор и так будет постоянно заряженным от генератора. Если же поездки короткие, с частыми остановками и запусками мотора – подзаряжать АКБ от сети придется часто. Третьего не дано, как говорится.
Источник