Инструкции по эксплуатации аккумуляторных батарей
БАТАРЕЯ АККУМУЛЯТОРНАЯ СВИНЦОВАЯ СТАРТЕРНАЯ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
1. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Не допускается замыкание полюсов батареи.
1.2. Не допускается эксплуатация батареи с плохими: контактами между выводами батареи и клеммами проводов.
1.3. В помещениях, где ведется заряд батареи, запрещается курить и пользоваться открытым пламенем.
1.4. При работе с электролитом, осмотре заряжающейся батареи глаза должны быть защищены очками.
1.5. После любой работы с батареей и электролитом необходимо вымыть руки с мылом.
1.6. При попадании электролита на кожу или одежду необходимо немедленно промыть это место проточной водой, затем раствором соды.
1.7. Аккумуляторная батарея, заполненная электролитом, должна храниться в местах, недоступных для детей.
1.8. Присоединение и отсоединение батареи от бортовой сети автомобиля производить при выключенных потребителях. Сначала присоединить положительный вывод, а затем отрицательный, соединенный с массой автомобиля. Отсоединение производить в обратном порядке.
1.9. Батарея должна быть надежно закреплена в штатном установочном месте автомобиля, соединительные клеммы плотно зажаты на полюсных выводах, а сами провода прослаблены.
2. ПОДГОТОВКА БАТАРЕИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
2.1. Перед началом эксплуатации батареи необходимо полностью удалить с нее упаковочный материал, изучить руководство по эксплуатации.
2.2. Ориентировочная степень заряженности батареи может быть определена по напряжению без нагрузки (см. Таблицу далее) и плотности электролита в батареях с пробками.
2.3. Необходимо учитывать, что после заряда или эксплуатации на автомобиле батарее требуется 12-15 часов для стабилизации электрических показателей, после чего можно производить измерение степени заряженности по напряжению.
3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
3.1. Эксплуатация батареи на транспортных средствах допускается только при исправной зарядной системе (при напряжении реле-регулятора в пределах от 13,8В до 14,4В для 12-вольтовых систем электропитания, а для 24-вольтовых систем электропитания- от 26,8В до 28,0В летом и от 28,0В до 29,6В зимой), токе утечки не более 30 мА, плотности электролита согласно Таблице и уровне электролита не ниже 10 мм над пластинами.
3.2. При запуске двигателя длительность работы стартера не должна превышать для карбюраторных автомобилей 10 секунд, для дизельных — 15 секунд. Если попытка запуска не удалась, необходимо сделать перерыв в течение 1 минуты. После этого вновь можно повторить запуск. После пяти неудавшихся запусков рекомендуется проверить систему зажигания и подачу топлива на автомобиле.
3.3. При эксплуатации батареи и не реже одного раза в месяц:
— проверяйте и, при необходимости, очищайте батарею от пыли и грязи. Если на поверхности батареи оказался электролит, удаляйте его с помощью ветоши, смоченной в десятипроцентном растворе соды;
— проверяйте и, при необходимости, прочищайте вентиляционные отверстия в пробках;
— проверяйте уровень электролита и, при необходимости, доливайте дистиллированную воду до нормального уровня (при наличии пробок). Доливать электролит в батарею с пробками можно только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания;
— проверяйте надежность крепления батареи в месте установки и контакты наконечников проводов, установленных на полюсные выводы;
— не реже одного раза в месяц проверяйте степень заряженности батареи. При необходимости зарядите батарею в соответствии с п.4.
3.4. Зимой требования предыдущего пункта следует выполнять обязательно (не реже одного раза в месяц).
3.5. Глубокий разряд батареи недопустим! При отрицательных температурах это приводит к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.
4. ЗАРЯДКА БАТАРЕИ
4.1. Зарядка аккумуляторной батареи должна производиться в специально оборудованном для этих целей, хорошо вентилируемом нежилом помещении с соблюдением правил противопожарной безопасности.
4.2. Перед началом зарядки аккумуляторной батареи следует вывернуть все пробки (при их наличии).
4.3. Зарядка аккумуляторной батареи должна осуществляться зарядным устройством заводского изготовления в соответствии с инструкцией к этому зарядному устройству и руководством по эксплуатации на батарею.
Таблица: Степень заряженности, напряжение без нагрузки и плотность электролита.
Напряжение без нагрузки, В | Плотность электролита при +25°С, г/см | |
12.75-12.60 | 100-80 | 1.27-1.26 |
12.55-12.40 | 75-65 | 1.25-1.24 |
12.35-12.30 | 50-40 | 1.23-1.21* |
*- эксплуатировать батарею нельзя, требуется зарядить.
4.4. Аккумуляторные батареи без пробок необходимо заряжать автоматическим зарядным устройством, чтобы не допустить интенсивного перезаряда и, как следствие, выкипания электролита.
4.5. Температура электролита в батарее перед зарядкой должна быть в пределах от +15°С до +25°С. Если измерить температуру невозможно по причине отсутствия доступа к электролиту, а батарея находилась при более низкой температуре, то перед зарядкой необходимо выдержать батарею при комнатной температуре не менее 10 часов.
4.6. Не допускается зарядка батареи при температуре электролита выше 50°С.
4.7. Для зарядки положительную клемму батареи присоединить к положительному полюсу зарядного устройства, а отрицательную — к отрицательному.
4.8. При зарядке батарей, имеющих пробки, необходимо откорректировать уровень электролита, добавив дистиллированную воду в случае, если уровень ниже отметки MIN или ниже 10 мм от верхних кромок пластин и сепараторов.
5.1. Плотность заливаемого в сухозаряженную батарею электролита, приведенная к +25°С, должна быть 1,27-1,28 г/см3.
6. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
6.1. Батарея устанавливается на хранение полностью заряженной. Рекомендуется ежемесячно проверять напряжение на выводах батареи и, при наличии пробок, плотность электролита. При снижении степени заряженности до 50% (см. Таблицу), батарею необходимо зарядить, эксплуатировать такую батарею нельзя.
6.2. При длительном (сезонном) хранении залитые и заряженные батареи рекомендуется хранить в сухом холодном помещении при температуре до минус 30°С.
7. УТИЛИЗАЦИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
7.1. Вышедшая из строя батарея подлежит обязательной сдаче в пункт приема отработанных аккумуляторов для последующей надлежащей утилизации.
Берегите окружающую среду! Не выбрасывайте отработанные батареи, сдавайте их в специализированные пункты приема.
Источник
Инструкция по эксплуатации автомобильных аккумуляторов
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Уважаемый покупатель! Внимательно изучите данную инструкцию.
Правильная эксплуатация аккумуляторов требует исправности электрооборудования автомобиля. Для предотвращения спорных вопросов потребитель должен знать о своей ответственности за приведение аккумулятора в негодность при отсутствии заводского брака. Данная инструкция информирует покупателя об основных причинах и следствиях неправильной эксплуатации. Соблюдение данной инструкции желательно производить с помощью специалиста станции технического обслуживания.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ 12 ВОЛЬТОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ.
К необслуживаемым аккумуляторам относятся кислотные батареи без доступа к секциям со свинцовыми пластинами. Аккумуляторы заливаются и заряжаются заводом-изготовителем, корпус аккумулятора полностью лишен возможности внутреннего доступа. Некоторые производители изготовляют контрольные отверстия со специальными пробками для гарантийного обслуживания. Аккумуляторы имеют емкость отрицательных электродов на несколько процентов больше, чем положительных, понижающий потребление воды. Это дает возможность потребителю на протяжении гарантийного срока не доливать дестилированную воду при нормальной работе электрооборудования. По сравнению с «обслуживаемыми» аккумуляторными батареями данная технология при одинаковом объеме и массе имеет на 15-20% меньшую емкость, соответственно увеличение цены. По всем остальным характеристикам — степени заряженности и т.д., необслуживаемые аккумуляторы не имеют отличий в требованиях по уходу за обычными аккумуляторами.
К малообслуживаемым аккумуляторам относятся кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи с доступом к секциям со свинцовыми пластинами и возможностью контроля и коррекции уровня электролита. Аккумулятор является не ремонтнопригодным.
К ремонтнопригодным или разборным батареям относятся аккумуляторы без верхней крышки. Секции аккумулятора залиты смолой для возможной замены пластин. Практически уже не производятся.
3. ВЫБОР ЕМКОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.
3.1 Выбор емкости аккумулятора для использования на автомобиле с бензиновым двигателем осуществляется по рекомендации завода-производителя автомобиля или завода-изготовителя аккумулятора по каталогу применяемости.
3.2 Выбор емкости аккумулятора для использования на автомобиле с дизельным двигателем осуществляется согласно Таблице 1:
Объем двигателя (л)
Емкость батареи (А/ч)
Если при продаже на дизельный двигатель каталог рекомендует емкость выше указанной в Таблице 1, то следует отдать предпочтение таблице. В противном случае использование аккумулятора с заниженной емкостью может привести к разрушению положительных пластин. Допускается отклонение от Таблицы 1, только в сторону увеличения емкости (см. также п.5.9).
4. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.
4.1. Внимание! Работа аккумулятора сопровождается выделением взрывоопасной смеси водорода и кислорода.Запрещается вблизи батареи курить, пользоваться открытым огнем, вести сварочные работы, связанные с искрообразованием и замыканием полюсных выводов.
4.2. Электролит — это раствор серной кислоты. При попадании электролита на незащищенные участки тела, следует промыть их водой и 10% раствором питьевой соды.
4.3. Присоединение и отсоединение батареи должно производиться при отключенных потребителях тока, выключенном зарядном устройстве. Вначале присоединяется положительный полюс, затем отрицательный. Отсоединение происходит в обратном порядке: сначала отрицательный, затем положительный.
4.4. Клеммы подводящих проводов должны быть плотно зажаты, а сами провода прослаблены. Батарея должна быть надежно закреплена в штатном гнезде автомобиля.
5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАТАРЕИ.
5.1 Батарею следует содержать в чистоте.
5.2 Проверяйте надежность закрепления батареи.
5.3 Не допускайте загрязнения поверхности батареи. При необходимости протрите поверхность батареи влажной тряпкой смоченной в 10% растворе питьевой соды .
5.4 Полюсные выводы и клеммы должны быть чистыми. Рекомендуется после закрепления смазать техническим вазелином или другой густой нейтральной смазкой.
5.5 Запуск двигателя должен производиться при выключенном сцеплении (если это предусмотрено конструкцией автомобиля), продолжительностью не более 5-7 сек. Перерыв между запусками должен превышать 1 минуту. Если после 3-4 попыток двигатель не заработал, то батарею следует зарядить, систему пуска двигателя проверить.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ наличие неисправностей в системе пуска двигателя, т.к. это приведет к перегрузке аккумулятора, разрушению положительных пластин и потемнению электролита во всех или некоторых секциях, т.е. порче аккумулятора.
Один раз в три месяца проверяйте наличие падения напряжения на клеммах аккумулятора в момент запуска двигателя. Если напряжение падает ниже 11В, то некоторые элементы системы пуска (например — стартер) неисправны). Помните, что пластины аккумулятора рассчитаны на длительную эксплуатацию с запасом прочности. Если пластины разрушаются и электролит темнеет в период гарантийного срока, это свидетельствует о воздействии перегрузки и частых глубоких разрядах. При выявлении потемнения электролита и разрушения пластин в период гарантийного срока в гарантийном обмене будет отказано.
5.6 При эксплуатации автомобилей уровень зарядного напряжения должен соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации транспортного средства и находиться в пределах 13,9-14,4 Вольт независимо от режима работы двигателя и включенных потребителей (кроме автомобилей, работающих в интенсивном режиме, напр. такси).
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ эксплуатация батарей в режиме НЕДОЗАРЯДА, т.е. при напряжении ниже 13,9 Вольт. Длительный недозаряд приводит к глубокому разряду аккумулятора и оплыванию активной массы с отрицательными электродоми. При перезаряде либо интенсивном использовании (режим такси) электролит имеет черный окрас, а в недозаряде бурый. Глубокий разряд не допускается.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ эксплуатация батарей в режиме ПЕРЕЗАРЯДА, т.е. при напряжении выше 14,4 Вольт. Напряжение выше нормы приведет к выкипанию воды и повышению плотности рабочей жидкости, разрушению свинцовых пластин, помутнению и потемнению электролита в одной, нескольких или всех секциях аккумулятора, и возможному взрыву. Поэтому не реже одного раза в 2 месяца проверяйте уровень зарядного напряжения на автомобиле.
Контроль уровня электролита в необслуживаемом аккумуляторе невозможен, поэтому при эксплуатации необслуживаемого аккумулятора особенного важно не допустить перезаряд.
5.7 Уровень электролита не должен быть ниже нормы. При эксплуатации малообслуживаемого и ремонтнопригодного аккумулятора потребитель обязан поддерживать уровень электролита путем долива дистиллированной воды.
Внимание! Долив электролита и других жидкостей запрещен.
5.8 Следите за правильностью работы электрооборудования Вашего автомобиля. Не допускайте воздействия на аккумулятор электросистемы, элементов кузова, сигнализации, компьютера, автомагнитолы автомобиля как источников потребления электроэнергии при выключенном двигателе. Такое воздействие характеризуется током утечки. Один раз в 3 месяца измеряйте ток между отключенной отрицательной клеммой автомобиля и отрицательным полюсным выводом аккумулятора (не проводите эту операцию самостоятельно, если автомобиль оснащен компьютером). Если ток утечки составляет более 0,05А, то аккумулятор будет разряжаться при выключенном двигателе, а длительное воздействие повышенного тока утечки может привести к глубокому разряду и деформированию отрицательных пластин или отрицательных полюсных мостов во всех или некоторых секциях аккумуляторной батареи, т.е. к повреждению и выходу из строя аккумулятора. Если автомобиль не эксплуатируется 2-3 суток и ток утечки составляет более 0,1А, аккумулятор может полностью разрядиться, в зависимости от степени заряженности батареи на момент выключения автомобиля. В этом случае рекомендуется немедленно подзарядить аккумулятор до полной готовности к эксплуатации, см. п.5.10. и обратиться к автоэлектрику, с целью устранения причины повышенной утечки тока в цепи автомобиля. Чтобы аккумулятор не разряжался от утечки тока в цепи автомобиля, рекомендуется отсоединять минусовую клемму автомобиля от аккумулятора («отключать массу»), тем самым разомкнув цепь утечки. В этом случае аккумулятор разряжаться не будет, саморазряд у современных аккумуляторов очень низок — примерно 10%-20% за полгода. Не рекомендуется отсоединять минусовую клемму автомобиля от аккумулятора («отключать массу») автомобилям имеющим компьютеры.
5.9 Особенности эксплуатации аккумуляторной батареи на машинах с дизельным двигателем. Эксплуатация аккумулятора на дизельном двигателе происходит в более жестких условиях, чем на бензиновом по следующим причинам: — пуск дизельного двигателя отбирает у батареи значительно больше энергии, так как для прокручивания дизельного двигателя требуются токи в 2-3 раза больше, чем на для бензинового двигателя аналогичной мощности, а устойчивая работа дизельного двигателя начинается через 5-10 секунд, в отличии от 1-2 секунд у бензинового. Поэтому даже незначительные отклонения в настройке топливной аппаратуры, работе стартера, качества масла или топлива, — ведут к перегрузке аккумуляторной батареи, разрушению положительных пластин и потемнению электролита во всех или некоторых секциях аккумулятора (осыпание активной массы), т.е. к порче аккумулятора. В дизельных двигателях с большой степенью износа затруднительно добиться эксплуатации батарей без перегрузки. Помните об этом, т.к. при выявлении потемнения электролита и разрушения пластин, т.е. воздействия на аккумулятор перегрузки в период гарантийного срока, в гарантийном обмене будет отказано (см. также п.5.5).
5.10 Батарею следует поддерживать в заряженном состоянии. Не реже одного раза в 3 месяца, а также в случае ненадежного пуска двигателя, необходимо проверять степень заряженности по напряжению разомкнутой цепи (НРЦ), т.е. проверить напряжение на отключенном от автомобиля аккумуляторе. Измерение НРЦ необходимо производить не ранее чем через 8 часов после выключения двигателя. У полностью заряженной батареи величина НРЦ составляет 12-7-12,9 Вольт при температуре +20…+25њС. Измерение НРЦ производить с помощью высокоомного вольтметра класса точности не ниже 1,0. После измерения НРЦ следует установить степень заряженности батареи по Таблице 2, с учетом температуры окружающей среды.
Источник