Аккумулятор 3шнк 10 05 чем заправлять

Аккумулятор 3шнк 10 05 чем заправлять

Попал он мне в руки абсолютно разряженным

А он именно разряжен или им никогда и не пользовались? Электролит в банках есть, или там сухо?

Электролита, насколько я понимаю, в жидком виде в нем быть и не должно, после зарядки он сливается.

Да что Вы говорите. Что-то Вы не то читали. Почитайте для начала ниже. Это из «букваря» к аккумулятору. Может и вопросов больше не будет.
_________
Никель-кадмиевые аккумуляторные батареи 3ШНКП-10М05 к фонарям поставляются в отформированном виде без электролита в разряженном состоянии. Перед введением фонаря в эксплуатацию необходимо:
1. Протереть его сухой ветошью от пыли и других загрязнений.
2. Вывернуть пробки и прочистить отверстия в них от смазки.
3. Положить батарею отверстиями вверх. Залить в каждый аккумулятор батареи не менее 25 см куб электролита плотностью 1,15 — 1,17 г / см куб. Электролит представляет собой раствор едкого натра (NaOH) ГОСТ 2263-79 марок ТХ и РХ в дистилированной воде с добавкой 10 г на литр моногидрата лития ГОСТ 8595-75.
4. После заливки электролита установить батарею вертикально и выдержать в таком положении не менее 10 часов для обеспечения для обеспечения пропитки пластин.
5. Установить фонарь на зарядную станцию, подключив зарядные борны на крышке светильника к контактам зарядного устройства. Лампа накаливания должна быть выключена.
6. Сообщить батарее 2-3 тренировочных цикла (заряд — разряд) следующим режимом, заряд 12 часов при постоянном напряжении 5,0 — 5,1 В; разряд — 10 часов током 1А до напряжения 3,3 В на борнах батарей. Разряд производить через одноамперную нить лампы фары. При разрядке фонарь отключить от зарядного устройства. Напряжение разряжаемых фонарей измерять контрольным вольтметром через каждый час, начиная с 4-го часа, а в конце разряда после 8-го часа — через каждые 15 минут. Тренировочные циклы производятся с открытыми пробками.
7. После проведения тренировочных циклов из батареи, отдавшей номинальную емкость 10 ампер-часов, необходимо слить электролит. Для этого батарею положить отверстиями вниз и выдержать в таком положении не менее 5 минут.
8. После слива электролита положить батарею отверстиями вверх и залить в банки батареи в каждое отверстие по 25 см куб электролита плотностью 1,15 — 1,17. Проверку уровня электролита выполнить специальной грушей. На трубке груши имеется упор на 45 мм от ее конца, обеспечивающий необходимый уровень электролита в банках батареи. Необходимо трубку груши ввести в отверстие батареи до упора и сделать движение рукой на откос. Излишний уровень электролита при этом отсосется.
9. После корректировки уровня электролита вытереть батарею насухо, завернуть пробки и поставить на заряд — 12 часов при напряжении 5,0 — 5,1 В.
10. Если по какой-либо причине батарея не отдала номинальной емкости 10 Ач, ей необходимо сообщить дополнительно два цикла режимом:
— заряд — 15 часов при напряжении — 5,0 — 5,1 В;
— разряд — 10 часов на одноамперную нить лампы фары, до напряжения 3,3 В на борнах батареи.
После этого батарею обработать в соответствии с требованиями изложенными в пунктах 6. . 8.
_______

Читайте также:  Как проверить генератор лампочкой с аккумулятором

Если Ваша батарея была рабочей, а потом где-то валялась хранилась и электролит просто высох (именно высох, а не был слит), то можно попробовать долить дистиллированной воды миллилитров по 40 на банку, выдержать часов 12 и попробовать заряжать.
Если батарея была разряжена-слита, то начинать с пункта 1 и по порядку.

вот что касается его слива — залива и зарядки — вопрос для меня остался открытым.

Я Вам процитировал «букварь». Что в нем непонятно насчет слива-залива и зарядки?

А как определить что он именно высох, а не был слит?

Никак. Только спросить у «подогнавшего» фонарь с батареей.
Если это невозможно, то 3 варианта.
1. Долить таки дистиллированной водой, выдержать часов 12 и попробовать заряжать. Если часа через 4 заряда напряжение на батарее не поднимется хоть сколько то, сливать воду, пару раз промыть и бежать за электролитом, далее по «букварю».
2. Добыть электролит, многократно промыть батарею дистиллированной водой, залить электролит и далее по «букварю».
3. Купить новую батарею.

Ладно, попробую так и сделать. Начинаю поиски хим. магазина:AgreeBulb:. А вот что делать с зарядкой? Нельзя ли обойтись как нибудь без оригинального ЗУ.

У вашей зарядки на фото есть 6 вольт. Выставьте ток в 1А, думаю, не звизданет нормально будет.
Или возьмите зарядку от мобильника на 5В 2А.
Если нечем мерить плотность электролита, то, по моему, при указанной в букваре плотности, 220грамм NaOH на литр.
Без этого
с добавкой 10 г на литр моногидрата лития ГОСТ 8595-75.
емкость будет ниже % на 20.

Источник

какой электролит.

S.T.A.L.K.E.R.

RUSSISCH

Sedoi

Baron

Baron

DIVAS

Не путай электролит и щелочь. Это щелочь в чистом виде не льют, а электролит по определению и есть именно то что должно быть в аккумуляторе.

Насчет заливки только на заводе — это смотря в какие аккумуляторы. Они бывают обслуживаемые(иногде еще герметизированные) и необслуживаемые(герметичные). Так вот, в первые электролит льют где и когда угодно(если нужно), а во вторые — только на заводе.

При неправильной эксплуатации никель-кадмиевых щелочных аккумуляторов, насколько мне известно, иногда приходится коректировать электролит путем доливки воды или специального корректировочного электролита(повышенной плотности). Из-за чего это происходит я не помню(не работал с заливными щелочными аккумуляторами, но читал про них), но определяется оно по плотности электролита(прибор для измерения плотности, если не ошибаюсь, называется ареометром).

wadym

Электролит для щелочных аккумуляторов (Эти данные выписаны мной в то время, когда я служил в армии из руководства по эксплуатации к щелочным аккумуляторам не помню какого типа использовавшимися для питания переносных радиостанций.)
Срок службы щелочных аккумуляторов зависит от состава электролита.

В зависимости от температурных условий работы (использования)аккумуляторов, для максимально долгого сохранения ёмкости целесообразно работать с различными электролитами. Оптимальный состав электролита:

Температура: -15…+35 °С (допустимы кратковременные повышения температуры электролита до 45 °С.)
Состав: КОН +LiOH
Плотность: 1,19 –1,21 г/см3 +20 г/л (LiOH)

Температура: -25…-15 °С
Состав: КОН
Плотность: 1,25 г/см3

Температура: -40…-25 °С
Состав: КОН
Плотность: 1,27 г/см3

Температура: ≥+40…+60 °С
Состав: NaОН +LiOH
Плотность: 1,17 –1,19 г/см3 +от 10 до 15 г/л (LiOH)
Заряд необходимо проводить током 0,25С в течении 8 часов.

Температура: +10…+60 °С
Состав: NaОН
Плотность: 1,17 –1,19 г/см3

В этих двух случаях эксплуатация разрешена только, если отсутствует LiOH, однако срок службы аккумуляторов уменьшается:
Температура: -15…+15 °С
Состав: КОН
Плотность: 1,19 –1,21 г/см3

Температура: +10…+30 °С
Состав: NaОН
Плотность: 1,17 –1,19 г/см3

Позволяет сохранить ёмкость аккумуляторов во время эксплуатации при температуре +40 °С в течении 1000 циклов применение составного электролита:
200 г/л КОН +20 г/л NaОН +10 г/л LiOH.
Формирование аккумулятора при этой температуре производить электролитом:
190 г/л КОН +30 г/л LiOH.

Летом и зимой в отапливаемых помещениях запрещается работать раствором КОН без добавления LiOH т.к. это приводит к безвозвратной потере ёмкости. 100 циклов при температуре +40 °С до 50% потери ёмкости от номинальной . У NaОН без добавления LiOH 200 циклов при температуре +40 °С до 20% потери ёмкости от номинальной.
Оптимальный состав электролита:
Для ввода в строй: 190 г/л КОН +30 г/л LiOH.
Для эксплуатации: КОН плотностью 1,19 –1,21 г/см3 +10 г/л (LiOH)
Либо: 200 г/л КОН +20 г/л NaОН +10 г/л LiOH.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ.
Замена электролита производится после разряда аккумулятора.
Замену электролита нужно производить через 100 циклов (заряд-разряд), но не реже одного раза в год.
Заряженные аккумуляторы должны храниться закрытыми, т.к. щёлочь поглощает углекислый газ из воздуха в следствии чего ёмкость аккумуляторов снижается, потому-то собственно щелочь время от времени меняется на новую.
В процессе заряда, особенно летом, необходимо следить за температурой электролита и в случае повышения её выше +40 °С для едкого натра и +30 °С для едкого кали необходимо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть.
При использовании электролита едкого натра, ёмкость батареи снижается на 5-15%
При смене электролита, в аккумуляторе остаётся от 20 до 40% старого электролита, который смешивается с новым.
Электролит меняется:
При переходе с летнего режима на зимний и наоборот;
В случае неисправности;
Для удаления скапливающихся вредных примесей (карбонатов) ухудшающих работу аккумуляторов.
После смены электролита необходимо дать отстояться батарее 2 часа и сообщить усиленный заряд.
Чем ниже концентрация электролита, тем ниже ёмкость аккумулятора, тем раньше происходит выделение водорода при заряде.
Увеличение концентрации LiOH приводит к увеличению сопротивления электролита, а значит уменьшается разрядный ток, но зато увеличивается ёмкость аккумулятора.
Концентрация LiOH: 5 г/л, увеличение ёмкости: 10%
Концентрация LiOH: 20 г/л, увеличение ёмкости: 18%
Концентрация LiOH: 50 г/л, увеличение ёмкости: 22%.
Электролит необходимо хранить плотно закрытым.
Необходимо следить за тем, чтобы электролит в аккумуляторе не высох, т.к. из-за его кристаллизации аккумуляторы могут «разбухнуть» и прийти в негодность.
Продолжительная эксплуатация аккумуляторов на электролите КОН часто приводит к понижению ёмкости на 25-40% из-за потери ёмкости положительным электродом. Потеря ёмкости восстанавливается следующим образом:
Аккумуляторы 2-3 раза промываются дистиллированной водой, после чего немедленно заливаются раствором едкого натра плотностью 1,17-1,18 г/см3 и пропитываются 2 часа новым электролитом. Затем аккумуляторам сообщается 2 усиленных заряда. Разряд после каждого из этих зарядов производится нормальным режимом в течении 8 час., но не ниже 1,0 вольт на элемент. После этих двух циклов электролит первой замены выливается из аккумуляторов и производится заливка свежим раствором едкого натра той же плотности. Затем повторяется 2 усиленных заряда и разряда в точности также , как и при первой замене электролита. Теперь следует нормальный 7 часовой заряд и следом за ним разряд. По данным этого разряда судят о том, как восстановилась ёмкость. Обычно она восстанавливается полностью.

Источник

Как зарядить шахтерский фонарь и какими они бывают?

Эти налобные фонари популярны не только среди шахтеров. Ими пользуются спелеологи, работники метро и просто туристы, рыбаки и охотники. Шахтерский фонарь (коногонка) – хороший помощник дома и на даче, на работе и на отдыхе. Сегодня мы узнаем, какими бывают шахтерские фонари, а также научимся их правильно заряжать.

Особенности

Основной особенностью такого типа фонарей является, конечно, налобная конструкция, освобождающая руки. Далее, практически все модели приборов аккумуляторные, что выгодно отличает их от конструкций с гальваническими элементами. Им не нужно менять батарейки, достаточно просто зарядить. Из остальных характеристик хотелось бы отметить:

  1. Длительный срок службы (до 500 циклов заряд/разряд).
  2. Хороший световой поток (до 60 лм и выше).
  3. Длительное время работы без подзарядки (до 10-20 часов).
  4. Хорошие массогабаритные показатели.
  5. Существуют модификации, которые можно использовать во взрывоопасных помещениях.

Все это обеспечивает широкое применение шахтерских фонарей как на производстве, так и в быту.

Виды и модели

На сегодняшний день существует более десятка моделей шахтерских фонарей, которые различаются в первую очередь по конструкции и типу аккумуляторной батареи (АКБ). По типу АКБ разделяются на:

  1. Свинцово-кислотные.
  2. Железоникелевые (щелочные).
  3. Никель-кадмиевые (щелочные).

Первые, пожалуй, самый простой вариант. Такие аккумуляторы использовались в первых моделях шахтерских фонарей. Практически все они обслуживаемые (об этом ниже), имеют относительно небольшие срок службы и соотношение масса/энергоемкость.

Железоникелевые АКБ стали устанавливаться в шахтерских фонарях более поздних модификаций. Такие батареи имеют лучшие, чем у кислотных характеристики, но есть у них весьма существенный недостаток – большой ток саморазряда.

Никель-кадмиевые батареи до недавнего времени были самыми подходящими для шахтерского фонаря. Популярны АКБ этого типа и сейчас. Они имеют среднюю электрическую емкость при малом весе, легко обслуживаются и эксплуатируются. Ресурс работы довольно большой. Единственный, пожалуй, их недостаток – высокая стоимость.

По конструкции шахтерские фонари разделяют на:

  1. Обслуживаемые (доливные).
  2. Необслуживаемые.

В первые в процессе эксплуатации доливают дистиллированную воду, вторые же требуют только периодичной зарядки. Обслуживаемые более выносливы в плане перезаряд/переразряд, но в жестких условиях эксплуатации могут «подтекать». Визуально обслуживаемые фонари от другого типа отличают три доливные пробки (по числу банок) на боковой стенке блока аккумуляторов. Наиболее распространенные модели доливных шахтерских фонарей: СГД-5 и СГД-5-1 (Светильник Головной Доливной).

Шахтерский фонарик СГД-5

Необслуживаемые имеют герметичную конструкцию и могут работать в любом положении без «подтекания». Но такие приборы очень критичны к перезаряду или переразряду. Классические модели необслуживаемых шахтерских фонарей: СГГ-1, СГГ-5, СГГ-5М, СГГ-5М0,5 СГГ-5-1М0,5.(Светильник головной герметичный, М – модифицированный).

Шахтерский фонарь СГГ-5

К отдельной категории можно отнести приборы с повышенной взрывобезопасностью. Имеется в виду не то что они сами не взрываются, а то, что могут работать во взрывоопасных помещениях (угольные шахты, нефтеперерабатывающие предприятия и пр.). Эти фонари имеют специальную конструкцию, исключающую возникновение искры.

Обычно это достигается герметизацией светильника и аккумуляторного блока, использованием толстостенных защитного стекла и лампочки, а также кабеля в двойной изоляции. Пример взрывозащищенного шахтерского фонаря: СГВ-2 (В-взрывозащищенный), который является модифицированным СГГ-5.

Взрывозащищенный шахтерский фонарь СГВ-2

Важно! Нередко взрывозащищенные фонари маркируются не букой В, а буквами РП, П или И. Каждая из букв обозначает защиту фонаря от разных сред (горючая пыль, пары, газ).

Большинство профессиональных шахтерских фонарей снабжаются двухнитевыми лампами накаливания P3.75-1+0.5, причем мощность одной нити в два раза ниже мощности другой. Это позволяет не только убавить свет при необходимости, увеличивая время работы фонаря без подзарядки вдвое, но и в случае перегорания одной из спиралей покинуть темный объект хоть при каком-то свете.

Двуспиральная лампочка для шахтерского фонаря

Технические характеристики

Основными техническими характеристиками шахтерского фонаря являются:

  1. Создаваемый световой поток.
  2. Время непрерывной работы без подзарядки.
  3. Срок эксплуатации.
  4. Масса.

Световой поток напрямую зависит от мощности используемой лампы. Как я указывал выше, наиболее часто светильники шахтерских фонарей оснащаются двуспиральными лампами на рабочее напряжение 3.75 В (для кислотных аккумуляторов – на 6, 3 В) и током 1 + 0.5 А (0.5–0.25 А). Световой поток таких ламп составляет 30–60 лм в зависимости от модификации прибора.

Время непрерывной работы зависит от емкости АКБ. К примеру, полностью заряженная батарея емкостью 6 А/ч обеспечит нас «дальним светом» в течение 6 (емкость АКБ)/1 (ток потребления мощной спирали лампы)= 6 ч. При “ближнем свете” энергии АКБ хватит уже на 12 ч.

Важно! Расчеты приведены для исправного, по сути, нового аккумулятора. Со временем емкость любой батареи уменьшается, а время непрерывной работы без подзарядки сокращается.

Срок эксплуатации. Этот показатель зависит в основном от типа и качества используемого аккумулятора. Измеряется он в количестве циклов заряд/разряд. Никель-кадмиевые аккумуляторы легко выдерживают до 500 циклов, свинцово-кислотные несколько меньше.

Как зарядить шахтерский фонарь

О характеристиках вроде все, пора поговорить о правильной зарядке шахтерского фонаря. Ведь от этого будет зависеть длительность срока жизни АКБ.

Итак, определимся с основными режимами зарядки.

Ток зарядки должен быть около 10% от емкости заряжаемой батареи (кислотной) или 15-20% (щелочной). Время зарядки примерно можно рассчитать по следующей формуле:

Время = емкость АКБ * 1.5/ зарядный ток, где время измеряется в часах, емкость – в ампер/часах, ток – в амперах.

Обычно время полной зарядки составляет 10-13 часов при правильно выбранном токе заряда. Расчет времени производился для полностью разряженной батареи. Если АКБ разряжена не полностью, то время заряда сократится.

Во время зарядки необходимо постоянно контролировать напряжение на клеммах, поскольку перезаряд АКБ почти всегда ведет к выходу ее из строя. Для щелочной батареи напряжение на полностью заряженном аккумуляторе должно быть около 4.7 В, для кислотной – 7.2 В.

Если аккумулятор доливной, то перед каждой зарядкой необходимо контролировать уровень электролита в каждой из банок (их три). Для этого отворачиваем крышки доливных отверстий и измеряем уровень тонкой палочкой. Если количество электролита снизилось на четверть, необходимо долить дистиллированную воду, которую можно приобрести в любой аптеке или изготовить самому, выпарив обычную воду и собрав конденсат.

Заряжаются шахтерские фонари специальным зарядным устройством. Если такового нет, то можно собрать его самостоятельно. Для этого понадобится понижающий трансформатор, выдерживающий ток 2 А с выходным напряжением 5 В для щелочных и 7 В для кислотных батарей, диодный мост на тот же ток, реостат (проволочный переменный резистор) мощностью не менее 10 Вт и с сопротивлением 3-4 Ома, амперметр и вольтметр с пределами измерений 2-5 А и 5-10 В соответственно. Сама же схема будет выглядеть следующим образом:

Простая схема зарядного устройства для шахтерского фонаря

Рассмотрим принцип работы этого зарядного устройства. Сетевое напряжение поступает на сетевой трансформатор VT1, понижается и подается на выпрямительный мост VD1-VD4. Выпрямленное напряжение через реостат R1, амперметр РА1 и клемму X1 подключается к плюсу аккумуляторной батареи шахтерского фонаря. Клемма X2 служит для подключения к минусовой клемме АКБ.

Работают с прибором так: выводят движок реостата в крайнее правое по схеме положение, подключают заряжаемую батарею, а само устройство включают в сеть. При помощи реостата выставляют необходимый зарядный ток, контролируя его по показаниям амперметра.

В процессе зарядки при необходимости корректируют ток (он будет меняться) и постоянно следят за показаниями вольтметра. Как только напряжение на клеммах достигнет 4.7 В (для щелочного аккумулятора), АКБ снимают с зарядки.

Избегай бестрансформаторных конструкций со всевозможными гасящими лампочками, спиральками от электроплит и конденсаторами. В этом случае на всех элементах зарядного устройства и на клеммах самого аккумулятора будет опасное для жизни напряжение!

Теперь ты знаешь, какие типы шахтерских фонарей существуют, и умеешь правильно их заряжать. А при необходимости сумеешь собрать и самодельное зарядное устройство.

Источник

Оцените статью