- Гелевый аккумулятор (12 вольт) для автомобиля: характеристики, цены, отзывы
- Характеристика
- AGM: особенности технологии
- Характеристики AGM-батарей
- GEL: технологические особенности
- Характеристики GEL-батарей
- Преимущества и недостатки
- Особенности эксплуатации
- Особенности зарядки и ЗУ
- Отзывы владельцев
- Заключение
- Все про гелевые аккумуляторы: плюсы, минусы, зарядка, восстановление, срок службы, обслуживание
- Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы
- Конструкция гелевых АКБ
- Характеристики Gel-аккумуляторов
- Маркировка гелевых АКБ
- Срок службы гелевых аккумуляторов
- Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
- Сравнение: какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный?
- Сравнение: какой АКБ лучше, гелевый или AGM?
- Зарядка гелевых аккумуляторов
- Как правильно зарядить гелевый АКБ?
- Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов?
- Зарядка для гелевых АКБ своими руками
- Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита
- Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду?
Гелевый аккумулятор (12 вольт) для автомобиля: характеристики, цены, отзывы
Современная наука постоянно развивается, и привычные для всех устройства и механизмы сменяются более усовершенствованными системами. Ярким примером подобных модернизаций является автомобильная промышленность. Каждый узел в новом авто существенно отличается от тех машин, которые сходили с конвейеров еще каких-то 15-20 лет назад. Тогда еще никто не мог подумать, что люди будут ездить на электромобилях, а заряжать их можно будет от бытовой розетки. Сейчас это совсем не кажется фантастикой. Не такой уж инновацией является и гелевый аккумулятор 12 вольт для автомобиля. Это неплохая альтернатива традиционным кислотным батареям. Но получилось ли у ученых справиться со всеми недостатками их предшественников? Давайте разберемся.
Характеристика
На российских рынках стал появляться гелевый аккумулятор 12 вольт для автомобиля.
В целом принципы его работы такие же, как и в кислотно-свинцовых АКБ. Они различаются лишь тем, что в гелевой новинке применяется другой тип электролита. В батарею добавлены специальные вещества и химические элементы, за счет которых электролитическая жидкость переходит в состояние геля. Так, жидкость похожа на желе. Отсюда и характерное название. Сейчас производят два типа гелевых АКБ. Они различаются по способу производства. Это AGM-батарея и GEL.
AGM: особенности технологии
Эти три буквы можно расшифровать как абсорбирующие стеклянные маты. Фактически это является самым обыкновенным стекловолокном, которое находится между свинцовыми пластинами внутри батареи. В этом стекловолокне и содержится электролит.
Он пребывает в связанном состоянии. Это самый обыкновенный электролит на основе кислоты, но он находится в стекловолоконном сепараторе, где надежно удерживается от растекания. Благодаря данной особенности, гелевый аккумулятор 12 вольт для автомобиля можно эксплуатировать на одном из боков или вверх дном. Такая батарея полностью безопасна. Пары, которые, так или иначе, исходят из корпуса батареи, здесь удерживаются в порах стеклоткани при прохождении реакций.
Характеристики AGM-батарей
Такие AGM-аккумуляторы считаются самыми бюджетными решениями. Срок их эксплуатации при стандартных условиях составляет не более 5 лет. Но нужно сказать, что это только паспортный ресурс. На деле батарея не теряет эксплуатационные характеристики в течение долгого времени. Некоторые автолюбители используют такую АКБ уже 10 лет. Стандартные 12-вольтовые аккумуляторы для авто с электролитом в виде геля способны выдержать до 200 циклов заряда/разряда при максимальной глубине разряда, 50 циклов при пятидесятипроцентном и до 800 при разряде до 30%.
GEL: технологические особенности
Гелевый аккумулятор 12 вольт для автомобиля, изготовленный на базе технологических процессов GEL, имеет увеличенный ресурс и может легко выдерживать 800 и более циклов заряда/разряда без потерь эксплуатационных характеристик. В этих батареях между пластинами в качестве сепаратора производители применяют силикагель. Им заполняют все свободное место внутри. После того как вещество полностью застынет, оно затвердевает.
Кроме того, в нем появляется множество пор, в которых надежно удерживается желеобразный электролит. Так как все пространство между пластинами занято силикагелевым сепаратором, то в данных АКБ не существует осыпания. Это хорошо влияет на срок эксплуатации. Технология дала возможность значительно повысить эксплуатационные характеристики гелевых АКБ, что отражается на числе циклов заряда/разряда и на стойкости батареи к стопроцентным разрядам.
Характеристики GEL-батарей
Пусть даже паспортный ресурс АКБ данного типа не сильно отличается от срока эксплуатации AGM-батарей, но число циклов заряда/разряда в этом случае выше на 50 процентов. Даже стандартные модели могут выдержать до 350 циклов при максимальной глубине, до 550 при глубине в 50%, до 1200 при 30%. Это самый бюджетный гелевый аккумулятор 12 вольт для автомобиля. Характеристики его весьма неплохие.
Также необходимо учитывать срок службы – до 5-10 лет. А если приобрести более дорогие модели, можно серьезно сэкономить на обслуживании и восстановлении батарей. Устойчивость данных АКБ к глубокому разряду значительно выше, чем у кислотно-свинцовых аналогов. Кроме того, за счет особенностей конструкции гелевые аккумуляторы, изготовленные по такой технологии, практически не подвержены сульфатации. Это значит, что батарею можно оставлять разряженной до нуля в течение нескольких дней.
Преимущества и недостатки
Совсем неважно, какой аккумулятор будет установлен в автомобиле – свинцовый или GEL. Он, так или иначе, имеет, как сильные, так и слабые стороны. Рассмотрим достоинства и недостатки гелевого аккумулятора. Итак, батарея отличается высокими пусковыми токами. За счет желеобразного состояния электролита он не будет протекать, даже при наличии повреждений на корпусе. Эти АКБ не нуждаются в дополнительном обслуживании, и даже корпус их выполнен в необслуживаемом виде. Работа АКБ будет стабильной вне зависимости от того, как он установлен. Батарея хорошо работает даже на боку или вверх ногами. Если в автомобиле исправна электроника, гелевый аккумулятор прослужит значительно дольше, чем кислотно-свинцовый аналог.
К минусам можно отнести низкую стойкость к перезарядке. При зарядке данной батареи необходимо следить за показаниями индикатора. Также серьезный минус, которым отличаются гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля – цена. Стоимость этих батарей достаточно высокая. Бюджетные модели можно приобрести за 3 030 руб., более дорогие модели обойдутся в 10 000 руб. и выше. Также к минусам относят необходимость наличия в машине «умной» электроники. Но при сильном желании можно использовать эти батареи даже с простой электроникой – главное, чтобы бортовая сеть автомобиля могла поддерживать специальные режимы заряда. Естественно, если брать отечественные авто, то это может быть связано с определенными проблемами (даже если учесть, что реле-регулятор напряжения работает исправно). А для новых иномарок гелевая АКБ подойдет отлично. Сейчас в продаже есть не только автомобильные GEL батареи, но и гелевые аккумуляторные батареи для скутеров и мотоциклов. Они имеют напряжение в 6 В и выдают ток в 8 А.
Особенности эксплуатации
Еще следует помнить, что гелевая батарея может долго храниться в состоянии полного разряда даже в мороз. Но, если в процессе заряда подать высокое напряжение, тогда электролит станет выделять большие объемы газа. Он уже не будет адсорбироваться в порах. Если сравнить, то в ходе обычной эксплуатации батареи газы почти не выделяются, поэтому АКБ может спокойно находиться даже в закрытых помещениях.
Особенности зарядки и ЗУ
Важно учесть тип батареи. Так как гелевые АКБ отличаются своей спецификой и конструкцией, необходимо специальное зарядное. Температурные компенсации устройства должны соответствовать конкретной батарее. Также ЗУ должно выдавать корректные уровни напряжения. Гелевые АБК очень боятся перезаряда. В технической документации, которая прилагается к данным аккумуляторам, производители отмечают величины предельно допустимых напряжений – это 14,3-14,5 В.
Не стоит лишний раз пренебрегать этими цифрами, иначе это будут просто выброшенные деньги. Недорогие зарядники, которые можно приобрести на каждом шагу, часто выдают некорректные напряжения, если работают в буферных режимах. А подходящее напряжение для гелевых батарей – 14,2 В, для AGM – 14,7 В. Еще нужно учитывать, что процесс проходит в несколько стадий. Их три. На первом проходит зарядка постоянным током с растущим напряжением, на втором – напряжение постоянное, а сила тока снижается. На третьем этапе заряженная батарея будет поддерживаться пониженными током и напряжением.
Таким образом, стоит внимательно подумать, прежде чем покупать гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля. Цена за простую и бюджетную китайскую модель начинается от трех тысяч рублей. При этом необходимо учесть цену зарядного устройства. ЗУ для свинцовых аккумуляторов здесь не подойдет. В результате получится вполне существенная сумма.
Отзывы владельцев
Давайте посмотрим, что думают автомобилисты про гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля. Отзывы о них разные. Много говорится о том, что срок службы реальный сильно отличается от паспортного. Особенно это актуально для недорогих китайских моделей. В условиях русской зимы батареи часто не живут больше года. Но это только про дешевые модели. Более дорогие изделия, которые предназначены для иномарок, полностью отрабатывают свой паспортный ресурс и даже больше. Цена таких батарей — от десяти тысяч рублей. Но бывают и исключения. Например, производители заявляют, что батарею можно долго не использовать после полного разряда. Это не всегда так. Иногда через год-два хранения АКБ больше не поддается заряду.
Заключение
Итак, мы выяснили, что представляют собой автомобильные аккумуляторы гелевые. Отзывы весьма противоречивые, однако это интересная разработка. Приобретать их стоит только в том случае, если возраст вашего авто не превышает пяти лет.
Источник
Все про гелевые аккумуляторы: плюсы, минусы, зарядка, восстановление, срок службы, обслуживание
Каждый автовладелец понимает, насколько важен источник питания в машине. Когда приходит время его менять, многие сталкиваются с тем, что не знают, какой АКБ лучше выбрать и на какие параметры ориентироваться. Рекламы в интернете, по телевизору и в других источниках предостаточно, но выбрать идеальный аккумулятор непросто. Мы постарались собрать всю полезную информацию и рассмотреть плюсы-минусы гелевых источников питания в одной статье.
Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы
Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.
Конструкция гелевых АКБ
В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.
Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.
Основные элементы источника питания:
- положительные и отрицательные электроды;
- пористые пластины-сепараторы;
- электролит;
- клапаны;
- клеммы;
- корпус.
Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.
Характеристики Gel-аккумуляторов
Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
- Ёмкость — измеряется в ампер/часах. Показывает, в течение какого времени источник питания может отдавать энергию силы тока в 1А.
- Максимальный ток заряда — максимально допустимое значение тока при зарядке АКБ.
- Максимальный ток разряда, он же пусковой ток, показывает значение максимальной силы тока, которую АКБ может обеспечить на протяжении 30 секунд.
- Рабочее напряжение на клеммах — 12В.
- Вес источника питания зависит от его ёмкости и варьируется от 8,2 кг (26 Ач) до 52 кг (260 Ач).
Маркировка гелевых АКБ
Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:
- Optima: на пластике выдавлены цифры: первая — год, следующие — день выпуска. Например: 3118 означает 2013 год, 118 день. На некоторых моделях дату производства можно найти на наклейке: верхний ряд — месяц, нижний — год.
- Delta: на наклейке с набором цифр и букв нас интересуют первые четыре знака. Первый (буква) — год начиная с 2011 (А).
Второй (буква) — месяц начиная с января (А).
Третий и четвёртый (цифры) — день месяца
- Varta: в производственном коде четвёртая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц (17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь).
Срок службы гелевых аккумуляторов
Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.
На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
К достоинствам гелевых аккумуляторов стоит отнести:
- продолжительный срок эксплуатации (около 10 лет);
- большое количество циклов зарядов-разрядов;
- до 400 полных разрядов;
- нет необходимости срочно заряжать источник питания в случае его глубокого разряда;
- небольшие потери ёмкости в случае простоя АКБ (около 20% в год);
- прочность и надёжность этого вида источников питания за счёт качественных комплектующих;
- высокая эффективность при малом внутреннем сопротивлении;
- не требуют обслуживания;
- отличаются безопасностью эксплуатации за счёт непроницаемости корпуса.
Вместе с тем стоит сказать и о некоторых недостатках аккумуляторов, изготовленных с помощью gel-технологий:
- При зарядке источника питания следует контролировать подаваемое напряжение. Если превысить допустимое значение, то начнётся процесс разрушения компонентов.
- Чувствительность гелевых АКБ к низким температурным режимам из-за застывания электролита и ухудшения его свойств.
- Чувствительность батарей к коротким замыканиям.
- Высокая стоимость по сравнению со свинцово-кислотными АКБ.
Сравнение: какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный?
Если с плюсами гелевых аккумуляторов все понятно, то что же можно сказать о свинцово-кислотных?
Они проверены временем и их положительные стороны давно известны:
- низкая стоимость;
- приемлемый срок службы около 5 лет;
- устойчивость к перезарядам;
- простота обслуживания и зарядки.
Сравнение показывает, что обычный аккумулятор немногим уступает gel-технологиям. Из основных преимуществ гелевой технологии можно выделить более продолжительный срок эксплуатации, меньшие потери во время простоя автомобиля и устойчивость к глубоким разрядам.
Сравнение: какой АКБ лучше, гелевый или AGM?
AGM-аккумуляторы отличаются наличием электролита не в жидком виде и не в гелевом — кислотный раствор наполняет стеклоткань, которая располагается между пластинами. Благодаря довольно компактному расположению материала, размеры agm-батарей позволяют существенно увеличить ёмкость источника питания. Эти АКБ характеризуются низким внутренним сопротивлением, что позволяет говорить о максимально быстром заряде источника питания и быстром разряде за счёт возможности выдавать большие токи. AGM аккумуляторы выдерживают свыше 200 полных разрядов. Единственной рациональной причиной отказаться от гелевых АКБ в пользу AGM может стать необходимость высоких пусковых токов для завода машины в морозы. По остальным параметрам АГМ технологии существенно проигрывают гелевым.
Зарядка гелевых аккумуляторов
Гелевые аккумуляторы довольно восприимчивы к силе тока и напряжению, поэтому зарядка такого источника питания требует регулировки данных характеристик. Устройства, которыми традиционно заряжают свинцово-кислотные АКБ для зарядки Gel-аккумулятора не подойдут. Поэтому вопрос о том, как правильно заряжать гелевый аккумулятор, стоит подробно рассмотреть подробнее.
Как правильно зарядить гелевый АКБ?
Чтобы правильно зарядить gel-батарею необходимо использовать силу тока равную 10% от ёмкости аккумулятора. Например, АКБ 60 Ач надо заряжать током в 6 ампер. Для срочной подзарядки можно использовать 30%, то есть 18А максимум для указанной ёмкости. На корпусе АКБ есть наклейка, на которой указан рекомендованный максимальный ток зарядки для определённой модели — Max initial current (№1 на фото ниже)
Важно и значение напряжения — оно не должно превышать 14,5В. В противном случае внутри батареи начнётся процесс разрушения — гель будет становиться более жидким и утратит свои свойства. Рекомендованное значение напряжения при зарядке указывается производителями на наклейке после слов Cycle use (№ 2 на фото выше). В таком режиме для полного заряда аккумулятора потребуется 10–12 часов.
Обращаем ваше внимание, для гелевых аккумуляторов предусмотрена возможность режима зарядки для сохранения энергии. Такой способ используется в рамках обслуживания источника питания и рекомендован для периодической подзарядки АКБ. Каким напряжением можно заряжать источник питания для поддержания его работоспособности, указано также на наклейке в строке Standby use (№ 3 на фото выше).
Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов?
Современный рынок предлагает большое количество всевозможных зарядных устройств для аккумуляторов. Однако стоит помнить, что только свинцово-кислотные могут заряжаться от любого оборудования.
Гелевые источники питания требовательны к напряжению и силе тока, поэтому использование нерегулируемых зарядок может испортить АКБ. Давайте разберёмся, какое зарядное устройство необходимо для обслуживания гелевого аккумулятора.
- Отключение тока после того, как закончится зарядка и защита от перегрева.
- Стабильность напряжения.
- Температурная компенсация — параметры зарядки должны корректироваться в зависимости от температуры аккумулятора и окружающей среды.
- Регулировка тока.
Производители рекомендуют осуществлять зарядку источника питания поэтапно:
- с увеличением напряжения;
- снижение тока зарядки;
- минимальные значения тока и напряжения.
Таким образом, для зарядки гелевых аккумуляторов необходимы импульсные зарядные устройства, которые позволяют регулировать силу тока и напряжение, а также имеют функцию отключения тока.
Зарядка для гелевых АКБ своими руками
Если у вас есть определённые навыки и желание собрать зарядку для аккумулятора самостоятельно, то вы можете сделать это с помощью представленной схемы и видео.
Более подробно о том, как собрать зарядное устройство на микросхеме L200C аккумулятор самостоятельно написано в этот статье: http://rustaste.ru/improvised-charger-for-gel-batteries-l200c.html
Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита
Если вы обслуживаете источник питания согласно рекомендациям производителя, то скорее всего он беспроблемно отслужит свой срок эксплуатации и не потребует дополнительных действий. Если источник питания вздулся или разрушились пластины, то мы рекомендуем не заниматься его восстановлением, а приобрести новый. В каких случаях можно попытаться оживить гелевый АКБ?
Если вы заметили потерю ёмкости у вашего аккумулятора, то, возможно, произошло высыхание гелевого компонента. В таком случае необходимо восстановить водный баланс элемента с помощью дистиллированной воды. Далее мы поэтапно расскажем, как это сделать.
- Снимите пластиковую крышку.
- Удалите резиновые заглушки на банках.
- Возьмите шприц и наберите 1–2 кубика дистиллированной воды.
- Влейте воду в каждую банку.
- Оставьте батарею на несколько часов, чтобы гель пропитался водой.
- Если воды недостаточно — долейте; если есть излишки — удалите их шприцем.
- Проверьте уровень напряжения на клеммах.
- Верните заглушки на место и закройте аккумулятор крышкой.
- Поставьте батарею на зарядку.
Также оживление аккумулятора может понадобиться при сильной сульфации пластин, которая образовывается во время эксплуатации батареи. Есть два способа десульфации:
- С помощью химического состава Трилон В. Его необходимо приобрести, развести в указанной пропорции и залить в предварительно осушенный аккумулятор. Обращаем ваше внимание, в гелевых аккумуляторах не всегда есть возможность удалить электролит в виде геля полностью. После десульфации с помощью Трилона В понадобится промыть внутренности дистиллированной водой, снова залить гелевый электролит в аккумулятор, предварительно приготовив раствор. Как видите, способ довольно хлопотный и требует знаний и навыков.
- С помощью импульсных токов различной амплитуды. Во время данной операции импульсные токи разрушают сульфат свинца. Стоит отметить, что гелевые аккумуляторы, как говорилось выше, крайне отрицательно воспринимают резкие перепады напряжения и повышенные токи. Пользователи, опробовавшие этот метод, говорят о том, что не всегда получается достичь поставленной цели. Объясняется это тем, что кроме сульфата свинца разрушаются и сами пластины, а это влечёт потерю ёмкости.
Как видите, способы восстановления аккумуляторов существуют, однако, они не очень подходят для гелевых источников питания. Мы рекомендуем не пытаться реанимировать гелевый АКБ, а приобрести новый.
Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду?
В рамках обслуживания гелевых аккумуляторов в них можно доливать дистиллированную воду тем способом, который мы описали выше. Обычную воду из-под крана в источники питания наливать не рекомендовано – в ней слишком много примесей, которые будут мешать протеканию правильно реакции.
Гелевые аккумуляторы для автомобилей довольно популярны благодаря отсутствию необходимости их обслуживания. Как видите, эксплуатация этих источников питания крайне проста. Однако многих отпугивает их высокая стоимость. При должном обслуживании — своевременном подзаряде, соблюдении условий хранения — эта батарея прослужит долго, а восстановление ёмкости не займёт много времени и сил. Как вы ухаживаете за гелевым АКБ? Приходилось ли сталкиваться с проблемами во время зарядки или восстановления? Поделитесь своим опытом с нашими читателями.
Источник