12 сам 28 аккумулятор вес

Аккумуляторные батареи 12САМ-28

Аккумуляторные батареи 12САМ-28 относятся к химическим источникам тока. Каждая аккумуляторная батарея состоит из 12 последовательно соединенных элементов, что позволяет иметь на клеммах аккумуляторной батареи номинальное напряжение 24 В.

Аккумуляторные батареи являются постоянно действующими резервными источниками электроэнергии постоянного тока и обеспечивают:
— питание жизненно необходимых потребителей в случае отказа первичной и вторичной систем электроснабжения;
— автономный запуск двигателя АИ-9В.

На вертолете устанавлены две аккумуляторные батареи 12САМ-28 в специальных контейнерах.

Основные технические данные

Номинальное напряжение 24 В
Емкость 28 А*ч
Сила тока при длительном (пятичасовом) режиме разряда 5,6 А
Максимально допустимый разрядный ток 750 А
Масса батареи с электролитом 28,5 кг

Контейнер аккумуляторной батареи 12САМ-28

Контейнер аккумуляторной батареи представляет собой обогреваемый металлический ящик, крышка которого запирается патефонными замками. На стенке контейнера укреплена розетка питания и штуцер дренажа (газоотвода). При вдвигании контейнера в нишу до упора штуцер дренажа и розетка аккумуляторной батареи автоматически соединяются соответственно с газоотводом и вилкой бортовой сети вертолета.

Внутренняя поверхность контейнера имеет теплоизоляцию. По стенкам контейнера вмонтированы четыре обогревательных элемента из нихромовой проволоки.

Система обогрева аккумуляторной батареи включается при температуре наружного воздуха — 5 °С выключателем «ОБОГРЕВ АККУМУЛ.», расположенным на левом электрощитке, при неработающем обогревателе КО-50.

Управление системой постоянного тока вертолета Ми-8МТВ

Управление системой постоянного тока осуществляется с правой боковой панели электропульта пилотов.

Система постоянного тока включается при подключенном к борту наземном источнике переменного тока после включения в работу системы переменного тока, при этом автоматы защиты выпрямительных устройств в левом и правом РК должны быть включены.

Выключатели аккумуляторов «АККУМУЛ I» и «АККУМУЛ II» необходимо установить в положение «ВКЛ», при этом загораются табло «ВКЛЮЧИ ВЫПР I», «ВКЛЮЧИ ВЫПР II», «ВКЛЮЧИ ВЫПР III». После этого выключатели выпрямительных устройств «ВЫПРЯМИТЕЛИ I», «ВЫПРЯМИТЕЛИ II» и «ВЫПРЯМИТЕЛИ III» устанавливаются в положение «ВКЛ». Табло «ВКЛЮЧИ ВЫПР I», «ВКЛЮЧИ ВЫПР II» и «ВКЛЮЧИ ВЫПР III» должны погаснуть. Это свидетельствует о подключении выпрямительных устройств к сети.

Проверка оборудования должна производиться от наземных источников постоянного или переменного тока. При отсутствии наземных источников (внеаэродромное базирование вертолета) проверка оборудования производится от стартер-генератора СТГ-3 двигателя АИ-9В.

Перед включением стартер-генератора СТГ-3 необходимо произвести запуск двигателя АИ-9В и после выхода его на нормальные обороты установить выключатель «РЕЗЕРВН ГЕНЕРАТ» в положение «ВКЛ». При этом срабатывает комплексный аппарат ДМР-200Д и подключает СТГ-3 к аккумуляторной шине.

Для проверки оборудования от СТГ-3 включается выключатель «ПРОВЕРКА ОБОРУД», загорается табло с красным светофильтром «ПРОВЕР ОБОРУД» и шина ВУ соединяется с аккумуляторной шиной.

Источник

Основные технические данные 12-САМ-28

Номинальное напряжение 24,5 В

Емкость в период первого полугодия: 28 А·ч

— второго полугодия 23 А·ч

— второго года 21 А·ч

Разрешается разряжать батарею до напряжения 20 В

Проверка аккумулятора производится под нагрузкой, 12 А

Напряжение заряженной батареи (при проверке), ≥24 В

Конструктивно элементы батареи заключены в прессованный эбонитовый моноблок, обеспечивающий герметичность и прочность конструкции (рис. 13). Моноблок разбит на 12 независимых ячеек. В каждую ячейку вставляется отдельный элемент, состоящий из блока положительных пластин (три пластины) и блока отрицательных пластин (четыре пластины). Пластины одинаковой полярности соединены между собой перемычками и имеют общий выводной штырь. В качестве изоляции между пластинами устанавливаются эбонитовые изоляционные прокладки — сепараторы.

а) б)

Рис. 13. Батарея 12САМ-28: а) конструкция; б) внешний вид.

Пластины изготовляются из чистого свинца и имеют форму решетки. В решетку впрессована активная масса, состоящая из порошкообразного свинца, серной кислоты и воды. Положительные и отрицательные пластины имеют одинаковые размеры.

Расстояние между пластинами сделано тоже небольшим для уменьшения внутреннего сопротивления элемента. Каждый элемент закрывается эбонитовым щитком и крышкой с отверстием. Все элементы соединены между собой последовательно свинцовыми перемычками. Крайние штыри элементов соединяются с клеммами, служащими для присоединения аккумуляторной батареи к бортовой сети самолета. Для обеспечения герметичности батареи в собранном виде сверху заливается специальная мастика.

Каждый элемент батареи снабжен вентиляционной пробкой специальной конструкции, обеспечивающей выход газов при работе батареи и невыливание электролита при эволюциях самолета. Пробка имеет дренажные отверстия.

Примечание: Аккумуляторная батарея 12-А-30

На самолетах первых серий вместо аккумуляторной батареи 12САМ-28 устанавливалась батарея 12-А-30, которая отличалась большим внутренним сопротивлением и емкостью 30 А·ч.

Степень заряженности аккумулятора проверяется вольтамперметром под нагрузкой 12 А (для аккумуляторов 12-САМ-28), и 6 А (для аккумуляторов 12-А-30) для чего следует включить соответствующую нагрузку и поочередно нажимать кнопки «Контроль аккумулятора» (рис.?) Напряжение аккумулятора при этой нагрузке должно быть не менее 24 В.

В зимнее время аккумуляторы должны находиться в отдельном сухом и теплом помещении и устанавливаться на самолеты только перед полетом, т.к. емкость батареи уменьшается с понижением температуры электролита. Так, понижение температуры с 25 до 5° С приводит к уменьшению примерно в 2 раза количества возможных запусков двигателя при питании от аккумуляторных батарей.

Следует также помнить, что напряжения бортового генератора недостаточно для полного заряда хотя бы частично разряженных батарей после установки их на самолет. Поэтому любой разряд аккумуляторных батарей нежелателен, так как он уменьшает их возможность в процессе последующей эксплуатации. Не допускается включение стартера больше 3 раз подряд. После трехкратного запуска делать перерыв 10—15 мин. В зимних условиях запускать двигатель от бортового аккумулятора не рекомендуется.

Источник

Аккумуляторная батарея 12-САМ-28П

Батарея аккумуляторная свинцовая авиационная 12-САМ-28П (ТУ 16-89 ИРФГ.563400.001) предназначена для работы на летательных аппаратах для автономного запуска авиационных двигателей и бортовой электроаппаратуры, для питания электросети при аварийных режимах в системе электроснабжения самолета.

Технические характеристики

Параметры Значение
Номинальное напряжение, В 24
Номинальная ёмкость, А·ч 28
Масса, кг, не более:
без электролита 22
с электролитом 26,5
Габаритный размеры, мм, не более
длина 372
ширина 167
высота 216

Доставка Аккумуляторная батарея 12-САМ-28П по России осуществляется ТК:

Сроки и стоимость доставки

Сроки доставки в Москву – от 2 дней

  • Стоимость доставки до терминала транспортной компании — бесплатно
  • Возможна адресная доставка по городу Москва (оговаривается и просчитывается индивидуально)

Оплата

  • Оплата наличными (физические лица, оплата на карту)
  • Оплата через интернет-банкинг (оплата по счёту)
  • Оплата заказа безналичным способом, предоплата, частичная оплата, постоплата (юридические лица, обсуждается с менеджером).

Гарантии на Аккумуляторная батарея 12-САМ-28П

  • Гарантия качества поставляемой продукции – товар проходит первичную поверку на заводе-изготовители. Имеется сертификат качества, если того требует действующее законодательство.
  • Выполнения обязательств по гарантийному случаю – обмен товара/возврат. Гарантийный случай считается, если Заказчик не нарушил порядок ввода в эксплуатации, указанной в инструкции, а также оборудование не должен иметь механических повреждений.

Бесплатную информацию о данном вопросе можете получить по телефону указанному выше.

Источник

БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ 12-САМ-28, 12-САМ-28У, 12-САМ-28П. Техническое описание и инструкция по эксплуатации ИРФГ

1 БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ 12-САМ-28, 12-САМ-28У, 12-САМ-28П Техническое описание и инструкция по эксплуатации ИРФГ ТО Редакция

2 ПАМЯТКА 1 Аккумуляторные батареи приводить в рабочее состояние с добавкой в электролит натрия сернокислого безводного (ГОСТ ). Добавка в электролит сернокислого натрия (из расчета г на 1 л электролита) при первоначальном приведении батарей в рабочее состояние надежно обеспечивает защиту их от вредного воздействия глубоких разрядов и повышает их эксплуатационную надежность. 2 Заряд аккумуляторных батарей (кроме первого) производить двумя ступенями тока. Заряд доводить до признаков конца заряда. 3 Батареи с электролитом хранить только в заряженном состоянии. 4 Не оставлять батареи разряженными более 8 ч. 5 Раз в месяц батареям, находящимся в эксплуатации, давать глубокий заряд с перезарядом и раз в три месяца контрольнотренировочный цикл. 6 Следить за уровнем и удельным весом электролита. Регулярно доливать в аккумуляторы дистиллированную воду. Доливать кислоту и электролит в аккумуляторы запрещается. 7 На летательные аппарат устанавливают только заряженные батареи. 8 При переноске и креплении аккумуляторных батарей на летательном аппарате бережно обращаться с хрупкими эбонитовыми и полипропиленовыми моноблоками и деталями. 9 Запрещается хранение аккумуляторных батарей сверх предельного срока. 10 Не оставлять аккумуляторные батареи под прямым воздействием солнечных лучей и не устанавливать их одна на другую. ] 1 При появлении на мастике трещин немедленно устранить их путём оплавления мастики. Оплавление мастики производить только на разряженных аккумуляторных батареях с вывернутыми пробками водородным пламенем, паяльной лампой или другими средствами. 12 Следить за работой пробок. Не допускать установки пробок, которые не открываются при возвращении аккумуляторных батарей в нормальное положение после опрокидывания на 180 и 90. Следить за тем, чтобы каналы рабочих пробок не засорялись. 3

3 1 НАЗНАЧЕНИЕ 1.1 Батареи аккумуляторные свинцовые авиационные типа 12-САМ-28, 12-САМ-28У, 12-САМ-28П предназначены для использования на летательных аппаратах специального назначения и гражданской авиации в качестве бортового источника тока для автономного запуска авиационных двигателей, бортовых агрегатов и для электропитания энергосистем при аварийных режимах в системе энергообеспечения. 12 В условном обозначении батарей цифры и буквы означают: 12 — количество последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, характеризующих ее номинальное напряжение (24 В); САМ — стартерная авиационная моноблочная; 28 — номинальная емкость в ампер-часах при 5-часовом режиме разряда; У — усовершенствованная; П — полипропилен (материал моноблока). Если аккумуляторная батарея предназначена для эксплуатации в странах с тропическим климатом, то после числа 28 букв У или П ставится буква Т. Разрешается применение в составе одного бортового комплекта батарей 12-САМ-28У, 12-САМ-28П с батареями 12-САМ СОСТОЯНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ, ОТПРАВЛЯЕМЫХ С ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Аккумуляторная батарея выпускается в сухозаряженном исполнении, без электролита. Каждая аккумуляторная батарея снабжается паспортом. 2.2 Все аккумуляторные батареи закрываются глухими (нерабочими) плотно ввинченными эбонитовыми или полипропиленовыми пробками. Комплект рабочих пробок в количестве 12 штук, а также 2 штуки запасных с 14 резиновыми шайбами поставляются с аккумуляторной батареей вместе с паспортом. 2.3 К батарее прикладывается 1 пакет (70 г) натрия сернокислого (ГОСТ ), предназначенного для введения в электролит при первоначальном приведении батареи в рабочее состояние. 2.4 Дата выпуска и номер аккумуляторной батареи указаны в паспорте. Номер батареи нанесен на положительном выводе. 4

4 3 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ, УСЛОВИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ 3.1 Технические данные батареи: а) номинальное напряжение 24 В; б) емкость при разряде током 5,6 А до напряжения 1,7 В на первом вышедшем аккумуляторе при средней температуре электролита 25 С равна: — в период первого полугодия эксплуатации (начиная с третьего разряда) 28 А-ч; — в период второго полугодия эксплуатации 23 А-ч; в период второго года эксплуатации 21 А-ч. Примечание — На первых трех циклах емкость должна быть не менее 90% в) емкость при разряде током 28 А до напряжения 21 В равна: при начальной температуре электролита (25±2) С 14 А-ч; при начальной температуре электролита минус (5±2) С 12 А-ч; г) количество включений длительностью 45 с при изменении величины тока разряда по кривой от 650 до 75 А с интервалами между включениями 30 с до конечного напряжения не ниже 16 В равно: при начальной температуре электролита (25=t2) C в течение первого года эксплуатации 3, в течение второго года эксплуатации 2; при начальной температуре элеюролита минус (5±2) С в течение всего периода эксплуатации 2; д) количество включений длительностью 45 с при изменении величины тока разряда по кривой от 650 до 75 А с интервалами между включениями 3 мин до конечного напряжения не ниже 16 В при начальной температуре электролита (25±2) С равно: в течение первого года эксплуатации 4, в течение второго года эксплуатации 3; е) количество включений длительностью 45 с при изменении величины тока разряда по кривой от 650 до 75 А и интервалами между включениями 30 с с обеспечением напряжения не ниже 12 В при максимальном токе и конечного напряжения не ниже 16 В при начальной температуре электролита (25±2) С 2; ж) батарея, заряженная при постоянном напряжении источника тока 28,5 В, обеспечивает длительность разряда в 5

5 аварийных режимах при начальной температуре элеюролита (25±2) С до напряжения 21,5В: при токе разряда 100 А не менее 4 мин, при токе разряда 150 А не менее 0,8 мин; з) максимальная масса батареи с электролитом — 28,5 кг. 3.2 Транспортировка аккумуляторных батарей разрешается любым видом транспорта без ограничения расстояния, со скоростью, допустимой для данного вида транспорта, с принятием мер, предупреждающих возможность повреждения батарей и упаковочных ящиков от толчков и ударов. Транспортировка батарей самолетом разрешается на высоте, не превышающей 4 км. В случае острой необходимости транспортировки батарей на высоте более 4 км необходимо на время транспортировки в каждом аккумуляторе батареи отвернуть пробки на 1-2 оборота (во избежание разрушения моноблока в условиях пониженного атмосферного давления). Транспортировка батарей в упаковочной таре допускается при температуре окружающего воздуха от минус 50 до 50 С и относительной влажности до 98%. После транспортировки батарей пробки во всех аккумуляторах должны быть плотно ввернуты. 3.3 Аккумуляторная батарея предназначена для работы в следующих условиях: высотности до 17 км; при температуре электролита внутри батареи от минус 5 до 40 С. <допускается нахождение батареи в теплоизоляционном контейнере при внешней (окружающей) температуре от минус 50 до 50 С, при этом температура внутри контейнера должна поддерживаться в пределах от минус 5 до 40 С); вибрационных нагрузок с ускорением 5 g и частотой колебаний 200 Гц; длительных ударных нагрузок с ускорением 15 g и частотой 50 ударов в минуту; кратковременных ударных нагрузок с ускорением 20 g и частотой 50 ударов в минуту. Батарейный контейнер, или аккумуляторный отсек, должен вентилироваться во избежание скопления гремучего газа; б

6 Я t3 Рис. 1. Общий вид 0*гарей I2XAM-28 I моноблок; 2 прокладка уку* порочная; 3 щиток отбойный; 7 4 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Аккумуляторная батарея состоит из 12 последовательно соединенных между собой двухвольтовых аккумуляторов, собранных в эбонитовом или полипропиленовом двенадцатикамерном моноблоке I (рисунок!). Каждый двухвольтовый аккумулятор в батарее 12-САМ-28 состоит из положительных и отрицательных электродов, разделенных между собой мипоровыми сепараторами, в батареях 12-САМ-28У, 12-САМ-28П — отрицательные электроды, изолированные в полиэтиленовый сепаратор, изготовленный в виде конверта с запаянными боковыми стенками и открытой верхней частью, устанавливаются между положительными электродами. Электроды одной полярности соединены между собой и с выводным борном свинцовым мостиком. Электроды, сепараторы, мостик и борн образуют блок электродов (10). Примечание — Щиток отбойный в конструкции батареи 12-САМ-28У, 12-САМ-28П не предусмотрен. Электроды аккумуляторов представляют собой решетки, отлитые из сплава свинца с сурьмой, ячейки которых заполнены активной массой. Собранные в ячейки моноблока блоки (1) аккумулятора закрываются крышками (5), заливаются сверху мастикой (4) и соединяются последовательно при помощи перемычек (15). Борн отрицательных электродов первого аккумулятора соединяется с борном положительных электродов второго аккумулятора перемычкой и так далее. Общее номинальное напряжение на зажимах аккумуляторной батареи равно сумме напряжений соединенных двухвольтовых аккумуляторов. На торцовых полках моноблока закреплены выводы (12) и (18), предназначенные для подключения аккумуляторной батареи во внешнюю цепь. С торцовых сторон моноблока, в специальных пазах, шарнирно закреплены откидные болты (9) с барашками, предназначенные для крепления батарейной крышки (6) на батарею, и ручки (20) для переноса батареи. Каждый аккумулятор в батарее закрыт вентиляционной пробкой (7). Габаритные размеры аккумуляторной батареи приведены в таблице 1 и на габаритном чертеже (рисунок 2). 8

8 Таблица 1 Тип батареи Длина верхней части, мм Длина нижней части, мм Ширина, мм Высота с крышкой, мм 12-САМ ±3 32Х, 163_, +л 214^ 5 ХРАНЕНИЕ СУХОЗАРЯЖЕННЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ 5.1 Аккумуляторные батареи, полученные от изготовителя или со складов, должны храниться в чистом, сухом, закрытом помещении, установленными на пол или стеллажи не более чем в четыре яруса по высоте, накрытыми чехлом из полотна или бумаги, на расстоянии не менее чем 1 м от отопительной системы. В упаковке разрешается хранение батарей не более чем в семь ярусов. Условия хранения батарей в части воздействия климатических факторов внешней среды должны быть следующими: 1емпература окружающей среды от 5 С до 30 С, относительная влажность до 85%. Рис. 2. Габаритный чертеж аккумуляторной батареи 12-САМ-28 9

9 6 ПРИВЕДЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ 6.1 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА Для приготовления электролита необходимы следун> щие приборы и приспособления: а) бак из кислотостойкого материала; б) стеклянные бутыли для хранения кислоты, дистиллированной воды и электролита; в) кувшин; г) воронка; д) резиновая груша; е) мензурки на 100 и 500 см 3 ; ж) ареометры со шкалой от 1,000 до 1,120; 1,080 до 1,320; 1,300 до 1,84; з) термометры; и) стеклянные трубки диаметром 4-6 мм; г) лопаточка из кислотостойкого материала для перемешивания электролита Сначала необходимо приготовить электролит удельного веса (1,260±0,005) г/см’ путем смешивания аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ ) и дистиллированной воды (ГОСТ ). Примечания 1 Применять техническую серную кислоту или другие кислоты не разрешается. 2 В полевых условиях при отсутствии дистиллированной воды для приготовления электролита допускается применение дождевой воды или воды, полученной из чистого снега. Дождевую воду можно собирать в стеклянные, эбонитовые или керамические сосуды (но не в металлические) и для удаления механических примесей фильтровать через фильтровальную бумагу или плотное полотно. Так как при приготовлении электролита из крепкой серной кислоты удельного веса 1,83 г/см 5 раствор сильно разогревается и для охлаждения требуется много времени, то рекомендуется применять для приготовления требуемого раствора промежуточный раствор удельного веса 1,400 г/см 3. Раствор серной кислоты удельного веса 1,400г/см! необходимо приготовлять заранее в достаточном количестве. Для приготовления 1 л раствора удельного веса 1,400г/см 3, приведенного к 25 С, необходимо иметь 406 см 3 крепкой серной кислоты удельного веса 1,83г/см 3 при 25 С и 674см 3 дистиллированной воды. 10

10 Сумма объемов кислоты и воды, указанных выше, взята на 80 см 1 более литра так, как при смешивании кислоты с водой происходит сокращение объема полученного раствора. 6.2 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА УДЕЛЬНОГО ВЕСА (1,260*0,005) г/см 3 В бак из кислотостойкого материала (эбонита, керамики, дерева), выложенного внутри рольным свинцом. влить необходимое количество дистиллированной воды, затем при непрерывном перемешивании эбонитовой или стеклянной палочкой влить в нес тонкой струей небольшими порциями раствор серной кислоты удельного веса 1,400 г/см\ Предупреждение! При приготовлении электролита категорически запрещается вливать воду в кислоту, так как при этом вода сильно нагревается, вскипает и разбрызгивается вместе с частицами кислоты. Брызги могут причинить тяжелые ОЖОРи. Раствор серной кислоты охлаждают до 25 С, затем отбирают пробу для определения его удельного веса. Удельный вес электролита измеряют при помощи специальных приборов комплексных кислотомеров или при помощи ареометра и мензурки. Если удельный вес приготовленного электролита выше требуемого, следует долить в него дистиллированную воду для доведения удельного веса до нужной величины. Вели удельный вес ниже требуемого, то доливают кислоту. Изменение удельного веса электролита в зависимости от температуры приведено в таблице 2. Таблица 2 Температура электролита, С Поправка Температура электролита, С Поправка (50 +0, , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

11 Пример. Каков будет удельный вес электролита при 25 С, если при температуре минус 15 С ареометр показывает 1,235г/см 3. В таблице надо найти поправку 0,0280, следовательно удельный вес электролита при 25 С будет равен 1,235-0,028=1,207, или около 1,21 г/см 3. Если ареометр показываег удельный вес 1,235г/см 3 при температуре 50 С, то удельный вес раствора при 25 С будет 1,235+0,0175-1,25 г/см 3. Для приготовления 1 л раствора серной кислоты удельного веса (1,260±0,005) г/см 3 необходимо раствора удельного веса 1,400 г/ см 3 в объеме 625 см 3, или в количестве 875 г (при 25 С) и 439 см 3 дистиллированной воды. При приготовлении элсктролит-а необходимо соблюдать правила по технике безопасности и пользоваться специальной одеждой: надевать резиновые перчатки и сапоги, резиновый или прорезиненный фартук и защитные очки. Следует помнить, что воздействие серной кислоты приводит к сильным ожогам тела, разрушает одежду и обувь. 6J ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА С ДОБАВКОЙ СЕРНОКИСЛОГО НАТРИЯ В 3,6 4,0 л электролита удельного веса (1,260±0,005) г/см 3, отнесенного к температуре 25 С, постепенно, небольшими порциями ввести сернокислый натрий (пакет — 70 г). Для ускорения растворения сернокислого натрия электролит необходимо периодически перемешивать. Растворение происходит при комнатной температуре. После растворения сернокислого натрия (в течение не менее часа от начала растворения) электролит готов к применению для заливки батарей. Перед заливкой батарей электролит следует перемешать. Необходимо иметь в виду, что после растворения сернокислого натрия уде;1ьный вес электролита повышается примерно до 1,270 г/см 3. Величина удельного веса электролита после растворения нормальной порции сернокислого натрия не регламентируется. Важно только, чтобы первоначальный удельный вес электролита перед растворением сернокислого натрия соответствовал норме, т. е. (1,26О±О,005)г/см 3. Сернокислый натрий безвредная нейтральная соль, ее можно брать незащищенными руками, но во избежание 12

12 загрязнения соли рекомендуется пользоваться чистой лопаточкой (стеклянной, эбонитовой, виннпластовой). Сернокислый натрий растворяется в электролите без разбрызгивания, поэтому дополнительных предосторожностей при ею введении в электролит не требуется. Хранение неиспользованного электролита с добавкой сернокислого натрия не ограничивается. 6.4 ЗАЛИВКА АККУМУЛЯТОРОВ БАТАРЕИ ЭЛЕКТРОЛИТОМ Перед заливкой батареи электролитом необходимо снять с нее крышку и вывернуть пробки. Для заливки сухозаряженной батареи требуется около 4,0 л электролита, приготовленного по методике 6.3. Температура электролита во время заливки батареи не должна быть выше 25 С. Заливку электролита в каждый аккумулятор батареи необходимо производить до уровня отверстия R крышке с помощью кувшина и воронки из кислотостойкого материала или с помощью сифона из резинового шланга, опущенного в сосуд с электролитом, сосуд должен находиться выше уровня аккумуляторной батареи. При заливке аккумуляторов необходимо следить за тем, чтобы электролит не проливался через верх крышек. Случайно пролитый на батарею электролит нужно удалить путем протирки чистой влажной ветошью. По мере поглощения электролита электродами и сепараторами и понижения его уровня необходимо несколько раз производить доливку аккумуляторов электролитом. Общее время пропитки должно быть 2-3 ч. После пропитки батарею можно включить на заряд при условии, если температура электролита в аккумуляторах не выше 35 С. Если температура электролита выше указанной величины, то батарею необходимо охладить. Перед включением батареи на заряд необходимо установить уровень электролита в каждом аккумуляторе на 6-8 мм выше предохранительного щитка, лежащего на верхних кромках сепараторов. 13

13 ПОДКЛЮЧЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ К ЗАРЯДНОЙ ЦЕПИ Заряд аккумуляторных батарей может производиться от следующих источников постоянного тока: а) генератора постоянного тока; б) выпрямителей постоянного тока; в) сети постоянного тока. В зависимости от монпюсти источника постоянного тока можно параллельно подключить несколько зарядных цепей, каждая из которых состоит из последовательно соединенных заряжаемых аккумуляторных батарей, реостата для регулировки тока и амперметра. Соединение аккумуляторных батарей с источником тока производится по правилу: положительный вывод аккумуляторной батареи — к положительному полюсу источника, отрицательный — к отрицательному. На рисунке 3 приведена схема подключения аккумуляторных батарей к источнику тока В условиях зарядной аккумуляторной станции (ЗАС) совершенно недопустимо параллельное соединение нескольких аккумуляторных батарей или нескольких групп аккумуляторных батарей в зарядную цепь с одним общим регулировочным реостатом и амперметром, так как величина тока в каждой аккумуляторной батарее или группе аккумуляторных батарей различна из-за различия внутреннего сопротивления аккумуляторных батарей и степени их разряженности. В условиях эксплуатации на летательном аппарате параллельное соединение аккумуляторных батарей возможно, если это вызывается необходимостью. При расчете количества батарей, которые могут быть включены в одну зарядную цепь, следует учитывать, что один аккумулятор батареи может потреблять напряжение в конце заряда, равное 2,8 В. Следовательно, на одну аккумуляторную батарею необходимо иметь напряжение в зарядной цепи, равное 2,8×12 = 33,6 В. Если, например, напряжение генератора равно 120 В, то в одну зарядную цепь может быть включено последовательно не более трех аккумуляторных батарей (33,6×3=100,8 В). Излишек напряжения должен гаситься реостатом.

14 Измерительные приборы: амперметры, вольтметры — должны быть точными и проверенными, с классом точности 0, * Источит постоянного тона 1-я зарядная иепь &»- eg, а eg? r

f^ 2-я зарядная цепь ев 4 ( ед 5 Ц эб в е — 3-я и т, д. зарядная цепь Рис 3. Схема подключения батареи к источнику тока. 6.6 ПРАВИЛА ПЕРВОГО ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ Величина тока первого заряда должна составлять 4 А. Общая продолжительность первого заряда аккумуляторных батарей без учета перерывов должна составлять около 5 ч Если при заряде температура электролита поднимается до 40 С или электролит будет сильно вспениваться, то заряд следует прекратить для понижения температуры электролита до 35 С. Продолжительность заряда при этом увеличивается соответственно продолжительности перерыва на охлаждение электролита. Выплеснувшийся во время заряда на поверхность аккумуляторной батареи электролит удалить чистой влажной ветошью Признаками конца заряда являются: 15

15 а) постоянство напряжения и удельного веса электролита в каждом аккумуляторе в течение двух часов; б) равномерное и обильное газовыделение (кипение электролита) во всех аккумуляторах. Данные замеров изменения напряжения и удельного веса электролита в каждом аккумуляторе заряжаемой батареи необходимо записывать в журнал паспорта на аккумуляторную батарею. Замер и запись следует произвести перед выключением аккумуляторной батареи с заряда. Если в каждом аккумуляторе заряжаемых батарей будут установлены признаки конца заряда и удельный вес электролита достигнет величины (1,270±0,005) г/см 3 (приведенного к 25 С), то первый заряд считается законченным Вели в течение 5 ч не будут достигнуты признаки конца заряда и удельный вес электролита не достигнет величины (1.270±0,005) г/см 3, то аккумулятор!гую батарею необходимо выключить из заряда, охладить электролит до 35 С, затем включить в заряд током 2 А на 2-3 ч. Если продолжением заряда не будут достигнуты признаки конца заряда и удельный вес электролита не достигнет нормальной величины, то аккумуляторной батарее дается 1-2 дополнительных разряда и заряда по правилам, изложенным в 6.7 и 6.8. Если аккумуляторные батареи на первом или втором разрядах отдали емкость 90% от номинальной или более, то они могут быть направлены в эксплуатацию после очередного нормального заряда Через один час после окончания заряда проверяют уровень электролита в аккумуляторах, который должен быть равен 6-8 мм над предохранительным щитком при удельном весе электролита (1,27О±О,0О5) г/см 3 (приведенного к 25 С). Если удельный вес электролита, приведенный к 25 С. в отдельных аккумуляторах батареи при первом заряде будет выше нормы, то удельный вес и уровень электролита довести до нормы доливкой небольших порций дистиллированной воды. Для перемешивания электролита заряд аккумуляторной батареи продолжить в течение минут током 2 А и снова проверить удельный вес. По окончании заряда рекомендуется по возможности охладить аккумуляторные батареи до температуры электролита С, затем осторожно наклонить и покачать их несколько раз 16

16 для удаления пузырьков газа, следя за тем, чтобы электролит не проливался. Понизившийся после удаления пузырьков газа уровень электролита необходимо довести до нормы путем доливки в аккумуляторы раствора серной кислоты удельного веса (1,27О±0,005)г/см 3. Предупреждение! Удельный вес электролита при первом и всех последующих зарядах доводить до нормы доливкой раствора серной кислоты запрещается В особых случаях, при необходимости быстрого ввода в эксплуатацию, допускается устанавливать аккумуляторные батареи на летательном аппарате сразу после пропитки электродов аккумуляторов электролитом без последующего подзаряда. При этом необходимо предварительно проверить напряжение аккумуляторов батареи с помощью нагрузочной вилки при величине тока 12 А, напряжение при этом должно быть не менее 2 В. В случае получения неудовлетворительных результатов такие аккумуляторные батареи не допускаются в эксплуатацию и подлежат заряду согласно 6.6.! настоящего технического описания. 6.7 ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗРЯДОВ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ Разряды аккумуляторных батарей при приведении их в рабочее состояние или разряды аккумуляторных батарей при проведении периодических контрольно-тренировочных циклов во время эксплуатации выполняются в следующем порядке: а) перед включением аккумуляторной батареи в разряд необходимо добиться путем охлаждения или подогрева, чтобы начальная температура электролита в аккумуляторах была (25±2) С; б) проверить и установить нормальный уровень электролита во всех аккумуляторах на 6-8 мм выше предохранительного щитка. Удельный вес электролита, приведенный к 25 С, перед разрядом аккумуляторных батарей должен быть (1,270±О,0О5)г/см 3 ; в) путем подбора соответствующего разрядного реостата установить с помощью амперметра величину разрядного тока, равную 5,6 А, и поддерживать ее постоянной в течение всего разряда; 17

17 г) замеры напряжения каждого аккумулятора производить через каждый час, а по достижении величины 1,85 В через каждые 10 мин и чаще. Запись замеров производить в рабочих журналах зарядной станции. Разряд ведется до падения напряжения на первом вышедшем аккумуляторе (ограничивающем) до 1,7 В. Разряд до напряжения менее 1,7 В категорически запрещается. Данные последнего замера напряжения (при достижении напряжения на одном из аккумуляторов 1,7 В) записать в журнал паспорта на аккумуляторную батарею; д) подсчитать емкость, полученную при разряде, и записать ее значение в журнал паспорта. Если средняя температура электролита в аккумуляторах при разряде не равна 25 С, то емкость длительного режима вычисляется по формуле: С = » 1 + 0,009(Г-25) где Сзл емкость, приведенная к температуре 25 С; Сф — фактическая емкость, полученная при разряде; Т — средняя температура электролита во время разряда (определяется как среднее арифметическое от начального и конечного значений температур электролита в среднем аккумуляторе); 0,009 — температурный коэффициент емкости. 6.8 ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНЫХ ЗАРЯДОВ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ Все нормальные заряды аккумуляторных батарей, кроме первого, производятся в две ступени по режиму, указанному в таблице 3. 18

18 Таблица 3 ступеней Величина тока, А Продолжительность I 4,0 До достижения напряжения аккумуляторов 2,38-2,42 В (ориентировочно 4 6 ч). II 2,0 До получения постоянства значений удельного веса электролита и напряжения всех аккумуляторов в течение двух часов при обильном газовыделении во всех аккумуляторах (примерно ч). При проведении зарядов необходимо следить за температурой электролита, которая должна быть не выше 40 С. Если температура электролита поднимается до 40 С, то заряд необходимо прервать до тех пор, пока температура не снизится до (25±5) С. После этого заряд продолжить. Продолжительность заряда при этом увеличивается соответственно продолжительности перерыва. Для ускорения снижения температуры электролита рекомендуется применять искусственное охлаждение аккумуляторных батарей (обдувать холодным воздухом, выносить в помещение с более низкой температурой и тому подобное). Так как за счет испарения н разложения воды уровень электролита в аккумуляторах понижается, то для поддержания нормального уровня электролита в процессе заряда и снижения его удельного веса, если он выше нормы, в аккумуляторы доливается дистиллированная вода. После каждой доливки заряд продолжигь на минут для перемешивания электролита Для проведения полного заряда аккумуляторной батареи необходимо ориентировочно А-ч. В процессе заряда запись изменений напряжения аккумуляторов, удельного веса электролита и температуры производится в журнале паспорта на аккумуляторную батарею. Первая запись производится при переходе с одной ступени заряда на другую. Вторая запись — в конце заряда — перед выключением зарядного тока (признаки конца заряда смотри 6.6.3). Если в каждом аккумуляторе батареи будут установлены признаки конца заряда и удельный вес электролита, приведенный к 19

19 25 С С, достигает величины (1,270±0,005) г/см 3, то заряд считается законченным. 7 РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУ ЛЯ ГОРНЫХ БАТАРЕЙ 7.1 Проверенные и полностью заряженные аккумуляторные батареи пригодны для эксплуатации. Перед установкой аккумуляторных батарей на летательный аппарат проверяется состояние мастики, выводов, моноблока и рабочих пробок. Мастика не должна иметь трещин. Болты и гайки у выводов должны иметь исправную резьбу. Наконечники токоотводных шин и поверхность выводов, соприкасающаяся с шинами, должны быть очищены от окислов. При эксплуатации аккумуляторных батарей резьбовые поверхности болгов и гаек должны быть смазаны тонким слоем пластичной смазки ПВК ГОСТ Моноблок не должен иметь трещин. После внешнего осмотра аккумуляторных батарей рабочие пробки, очищенные от возможных загрязнений и засорений, необходимо встряхнуть в вергикальном направлении и ввернуть в заливочные отверстия аккумуляторов 7.2 Эксплуатационные разряды аккумуляторных батарей можно производить током, не превышающим 650 А. Последовательные запуски авиационного двигателя от аккумуляторной батареи должны производиться с интервалами не менее 30 с. Количество запусков от полностью заряженной батареи, в зависимости от длительности интервалов между запусками соответствует указанному в разделе 3. 8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ РАЗРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ Использование на летательном аппарате разряженной или не полностью заряженной аккумуляторной батареи недопустимо, так как приводит к невозможности автономного запуска двигателя, губительно сказывается на аккумуляторной батарее (переполюсов к а аккумуляторов, вредная сульфатация пластин, значительное уменьшение срока службы). 8.1 Степень разряженности аккумуляторных батарей можно приближенно определить по их напряжению и удельному весу электролита, причем второй способ является более правильным. 20

20 Определение степени разряженности аккумуляторной батареи по напряжению производится путем подключения к ней (при неработающем генераторе) одного из электрических потребителей на летательном аппарате, потребляющего ток, близкий к 12 А. Вне летательного аппарата проверка зараженности аккумуляторной батареи производится нагрузочной вилкой под нагрузкой 12 А. Включение тока производится на 3-5 сек, в течение которого фиксируется напряжение аккумуляторов по вольтметру. Соотношение между напряжением аккумуляторной батареи и степенью ее разряженности приведено в таблице 4 Таблица 4 Степень разряженности аккумуляторной батареи Напряжение при по отношению к номинальной емкости нагрузке 12А, В Разряжена на 50% 23,5-24 Разряжена на 75% 22,5 23,5 Полностью разряжена 21 22,5 Соотношение между удельным весом электролита и степенью разряженности аккумуляторов батареи приведено в таблице 5 Таблица 5 Степень разряжештости аккумуляторов батареи по отношению к номинальной емкости Полностью заряжены Разряжены на 25% Разряжены на 50% Разряжены на 75% Удельный вес электролита в аккумуляторах, приведенный к 25 С, т/см 3 1, ,275 1,225 1,235 1,175 1,185 1,120 1,130 Возможное количество запусков Батарея обеспечивает 4 запуска двигателя Обеспечивает 2-3 запуска двигателя Запуск двигателя не гарантируется Полностью разряжены 1,050 1,060 Примечание — Количество запусков указано применительно к трехминутному интервалу между ними. Проверка удельного веса электролита производится кислотомером в каждом аккумуляторе батареи. 8.2 После каждого полета необходимо проверить степень разряженности аккумуляторной батареи. Если аккумуляторная 21

21 22 батарея разряжена полностью или частично (более 25%), то не позже чем через 8 ч, она должна быть направлена на зарядную станцию на заряд. Заряд аккумуляторной батареи производится в соответствии с 6.8 настоящего технического описания. Учет заряда аккумуляторной батареи производится в журнале паспорта. В конце летного дня (ночи) степень разряженности батареи определяется обязательно по удельному весу и напряжению аккумуляторной батареи. 8.3 Батареям, находящимся в бездействии, необходимо один раз в месяц давать подзаряд током 2 А. Подзаряд необходимо вести до достижения всеми аккумуляторами признаков конца заряда, указанных в настоящего технического описания. 9 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЦИКЛОВ Один раз в месяц аккумуляторным батареям, находящимся в эксплуатации, дают глубокий заряд и один раз в три месяца контрольно-тренировочный цикл для предохранения от сульфатации. 9.1 Контрольно-тренировочный цикл проводится в следующем порядке: а) глубокий заряд; б) разряд батареи до напряжения 1,7 В на одном из аккумуляторов по правилам, изложенным в 6.7; в) нормальный заряд в соответствии с Глубокий заряд проводится следующим образом: аккумуляторную батарею через 1 ч после нормального заряда (проведенного по 6.6.1) подключают к зарядной цепи и продолжают заряд током 2 А до обильного газовыделения. Затем делают перерыв в заряде на 1 ч и снова включают в заряд до обильного газовыделения и так далее от 3 до 5 раз. Заряды током 2 А и паузы следует чередовать до rex пор, пока непосредственно при включении аккумуляторной батареи в заряд будет происходить «кипение» электролита. 9.3 По окончании нормального заряда проверяются и доводятся до нормальных величин уровень и удельный вес электролита в каждом аккумуляторе. В процессе эксплуатации доливать в аккумуляторы электролит или кислоту запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что снижение уровня произошло за счет выплескивания электролита. В этих случаях следует доливать в

22 аккумуляторы раствор серной кислоты удельного веса, равного удельному весу электролита в аккумуляторах. 9.4 Учет глубоких зарядов и котрольно-тренировочных циклов ведется в журнале паспорта на батарею. Во всех случаях резкого ухудшения электрических характеристик аккумуляторных батарей рекомендуется проводить внеочередной контрольно-тренировочный цикл. 10 ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ ПРИ ПЕРЕРЫВАХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ Батареи, приведенные в рабочее состояние, при перерывах в эксплуатации можно хранить с электролитом в заряженном состоянии и без электролита в разряженном состоянии. Лучшим способом хранения батарей является первый способ. Хранение батарей в разряженном состоянии без электролита рекомендуется только в тех случаях, когда нет возможности хранить их с электролитом. Перед установкой аккумуляторных батарей на хранение (с электролитом или без электролита) им дается контрольнотренировочный цикл согласно 9.1. Батареи считаются пригодными к хранению, если они отдали на контрольном разряде гарантированную емкость (смотри 3.1 «б»), в противном случае аккумуляторным батареям дать второй контрольно-тренировочный цикл. 11 ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В ЗАРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ С ЭЛЕКТРОЛИТОМ 11.1 Для хранения аккумуляторной батареи необходимо соблюдать следующие правила: а) провести контрольно-тренировочный цикл согласно 9.1; б) проверить и довести удельный вес и уровень электролита до нормальных величин; в) поставить вентиляционные пробки во все аккумуляторы батареи и протереть ее поверхность ветошью, смоченной в растворе соды или нашатырного спирта, промыть поверхность аккумуляторной батареи водой и насухо протереть чистой ветошью; г) очистить зажимы (болты и гайки) аккумуляторной батареи, смазать их гонким слоем смазки, закрыть батарею крышкой, поставить ее на хранение; 23

23 д) батареи хранить в чистом сухом закрытом помещении при температуре от 5 С до 30 С (чем ниже температура в указанных пределах, тем лучше для сохранности аккумуляторных батарей); е) аккумуляторные батареи необходимо ежемесячно подзаряжать током 2 А до получения признаков конца заряда, указанных в Хранение аккумуляторных батарей в заряженном состоянии с электролитом допускается в течение (30+3 сут) Перед пуском аккумуляторных батарей в эксплуатацию после хранения их в заряженном состоянии с электролитом необходимо дать им контрольно-тренировочный цикл согласно ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В РАЗРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ БЕЗ ЭЛЕКТРОЛИТА 12.1 Эксплуатировавшиеся аккумуляторные батареи и не планируемые к использованию в течение продолжительного времени, можно хранить в разряженном состоянии без электролита. у».-ч> 12.2 Перед установкой аккумуляторных батарей на хранение им дается контрольно-тренировочный цикл согласно 9.1, после чего они разряжаются током 5,6 А до напряжения на одном из аккумуляторов батареи 1,7 В по правилам, изложенным в 6.7. Из разряженных аккумуляторных батарей выливают электролит, после чего батареи переворачивают заливочными отверстиями вниз и оставляют в таком состоянии на мин. Заливают все аккумуляторы электролитом удельного веса (1,270±0,005) г/см 3 и дают пропитку пластинам (выдерживают) в течение двух часов. Затем из аккумуляторов выливают электролит, опрокидывая аккумуляторные батареи вниз заливочными отверстиями, и дают стечь электролиту в течение одного часа. Для более полного удаления электролита из аккумуляторов необходимо аккумуляторные батареи слегка наклонять и встряхивать Батареи, тщательно протертые досуха чистой ветошью, с плотно завернутыми глухими пробками и закрытые крышками, ставят на длительное хранение. Для предотвращения вспучивания мастики при хранении аккумуляторных батарей закрытие аккумуляторов глухими пробками должно производиться при температуре воздуха внутри аккумуляторов С. Для этого батареи должны находиться 24

24 при соответствующей температуре окружающего воздуха, либо быть подогреты снаружи горячей водой. Лучшим способом предотвращения вспучивания мастики при хранении батарей является применение для закрытия аккумуляторов не глухих, а вентиляционных пробок с надетыми на них резиновыми колпачками. В качестве резиновых колпачков можно применять напальчники. Важно при этом, чтобы внутренняя полость аккумуляторов была герметизирована от попадания наружного воздуха и обеспечивалась возможность выхода газов из аккумуляторов в зазор между стенкой пробки и напальчника Батареи хранить в чистом сухом закрытом помещении при температуре от 5 С до 30 С (чем ниже температура в указанных пределах, тем лучше для сохранности батарей). Хранение аккумуляторных батарей в разряженном состоянии без электролита допускается в течение не более 3 мес Перед пуском аккумуляторных батарей в эксплуатацию, после хранения в разряженном состоянии без электролита, необходимо провести следующие операции: а) вывернуть пробки и залить в аккумуляторы электролит удельного веса 1,120 г/см 3. Температура заливаемого электролита должна быть не выше 25 С. Продолжительность пропитки — 3 ч. В течение пропитки измерять температуру электролита. Включить аккумуляторную батарею в заряд при температуре электролита не выше 35 С. Если температура электролита через три часа пропитки будет выше 35 С, то аккумуляторную батарею оставить для охлаждения или специально охладить; б) заряд ведется током 2 А до постоянства напряжения и удельного веса электролита в течение 3-4 ч. По окончании заряда аккумуляторную батарею разрядить током 5,6 А до напряжения на одном из аккумуляторов 1,7 В (согласно 6.7) и снова полностью зарядить (согласно 6.8.1). После сообще н ия аккумуляторной батарее нормального заряда она передается в эксплуатацию. 25

25 СОДЕРЖАНИЕ Памятка 3 1 Назначение 4 2 Состояние аккумуляторных батарей, отправляемых с предприятия 4 3 Технические данные, условия транспортировки и эксплуатации аккумуляторных батарей 5 4 Краткое описание конструкции 8 5 Хранение сухозаряженных аккумуляторных батарей 9 6 Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние Приготовление электролита Приготовление электролита удельного веса (1,260+0,005) г/см’ Приготовление электролита с добавкой сернокислого натрия Заливка аккумуляторов батареи электролитом Подключение аккумуляторных батарей к зарядной цепи Правила первого заряда аккумуляторных батарей Правила проведения разрядов аккумуляторных батарей Правила проведения нормальных зарядов аккумуляторных батарей 18 7 Руководство по эксплуатации аккумуляторных батарей 20 8 Определение степени разряженности аккумуляторной батареи 20 9 Порядок проведения контрольно-тренировочных циклов Хранение аккумуляторных батарей при перерывах в эксплуатации Хранение аккумуляторных батарей в заряженном состоянии с электролитом Хранение аккумуляторных батарей в разряженном состоянии без электролита 24 I 26

Источник

Читайте также:  Где находится аккумулятор у мерседес мл 300
Оцените статью